Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных проблем современной экономики является проблема совершенствования организационного управления. Важным резервом повышения эффективности управления является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – это выбор алгоритма какой-либо деятельности, также составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий: формулирует цели и добивается достижения намеченных целей.

От принятия решений, которые характерны любому виду деятельности, может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или предприятия. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности деятельности.

Для преуспевания в искусстве управления, прежде всего необходимо уметь понимать природу принятия решений. Результативное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Улучшение процесса принятия решений мотивированно объективными решениями в ситуациях исключительной сложности. Данный путь достигается при использовании научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. Для принятия любого решения требуется информация. Важно отметить, что чем сложнее принимаемое решение, тем больший объем информации необходим для использования. При этом информация обязательно должна быть полной, достоверной и своевременной, то есть отвечать требованиям, которые к ней предъявлены.

Такие аспекты как правильность и эффективность принятого решения во многом будут определяться качеством экономической, организационной, социальной и других видов исходной информации. Ценность получаемой информации будет зависеть от четкости постановки задачи, потому как правильно сформулированная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Информация всегда собирается под заданный алгоритм принятия решений.

На основании вышесказанного проблему можно сформулировать так: необходимость обеспечения принятия решений информацией, которая должным образом отобрана, обобщена, систематизирована и проанализирована, иными словами пригодна для принятия правильного и обоснованного решения в каждой конкретной ситуации. Также важной проблемой является своевременность используемой информации.


Целью данной курсовой работы является определение способов наиболее эффективного сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений. Для выполнения этой цели необходимо решить поставленные задачи:

  • Во-первых, ознакомиться с понятием «управленческие решения» и дать им классификацию;
  • Во-вторых, рассмотреть принципы и этапы процесса принятия управленческого решения;
  • И, в-третьих, изучить и проанализировать информационные средства обеспечения принятия управленческих решений.

Очень часто руководителям самых разных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий, альтернатив, чтобы в последствии правильно найти нужное решение для данной компании. По сути, чтобы организация могла слаженно и эффективно работать, руководителю важно сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Важной частью управленческой деятельности является принятие решений. Образно говоря, принятие решений это некий «центр», в котором и вокруг которого вращается жизнь предприятия.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных специалистов таких как Карданская Н.Л., Исаев Г.Н., Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А., Лебедев С.А., Карминский А.М., Черников Б.В., а также Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другой методический материал по изучаемым вопросам.

1. Сущность управленческих решений

1.1 Понятие управленческого решения

Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.[1] Обычно под руководством принято понимать отношения, которые сложились в организации в ходе процесса управления. Управление – процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.[2]


Единоначалие - основной принцип управления. Его суть в том, что власть, право принятия решения, а так же ответственность и возможность контролировать процессы, отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Отсюда следует, что руководитель – это лицо, олицетворяющее власть, ответственность и контроль. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями постоянно закреплены за одним лицом - руководителем, который в свою очередь постоянно не может выполнять такой объем работы на должном уровне. Поэтому руководитель вынужден передать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Функциональная структура современной организации порождается из специализации управленческих функций и формы из координирования. В созданной подобным образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых.

Если затрагивать тему проблем организации, хотелось бы лучше рассмотреть такую проблему, как принятие управленческих решений.

Принятые решения руководителем должны повышать результативность всего производства через повышения их качества.

Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Иногда оно понимается как акт, результат или как процесс выбора. Основной причиной многообразия трактовки понятия «решение» является то, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

В социологии организации принятие управленческих решений занимает одно из центральных мест. Начиная с М. Вебера, многие социологи и специалисты по теории управления, считают организацию инструментом управления и прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом предусмотрена качеством таких решений.

В решениях зачастую фиксируется вся совокупность отношений, что возникают в процессе трудовой деятельности и управления организации. Стоит отметить, что именно этот аспект и привлекает социологов. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Чтобы дойти до конечного полного цикла управленческой деятельности, который в последствии проявится в двух компонентах: выработки и осуществления, нужно пройти такие пункты как: целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.


Принятие решений олицетворяют собой выбор, который находят в имеющихся вариантах или альтернатив направления действий, который впоследствии сокращает дистанцию между настоящим и будущим желаемым состоянием компании.

В социологической литературе можно найти разнообразные точки зрения на то, какие же решение, которые принимает человек на предприятии, являются управленческими. Сюда можно отнести такие распространенные решение – принятие человека на работу в качестве нового сотрудника, перевод с одной должности на другую, перевод в другой офис (другое структурное подразделение организации) или же увольнение. Так же существует точка зрения, заключающаяся в том, что управленческие решения это только те решения, где напрямую затрагиваются отношения в организации.

Управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащей постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.[3]

Так же принято считать, что управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на объекте управления (конкретная организация, фирма). Описать математическим языком данный творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны и общеизвестны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. Планирование – комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки.[4]

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она является функцией штабных служб.

Чтобы осуществить процесс принятия решений, нужно разработать определенный план, представляющий собой совокупность мероприятий, целью которых является достижение конкретных задач в установленный срок. Разработка подобного плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются и те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

Среди всех факторов большое место уделяется надежности информации, организации коммуникаций, помехам, всему, что может возникнуть в ходе передачи информации. Так же особое место уделяется передаче информации. В этой же проблеме следят за положениями, потому что на каждом ярусе информация перерабатывается со спецификой ролевой позиции и интересов тех, которые работают там, и информация очень изменятся с переходом от нижних ярусов до субъекта решений.


Важным фактором в организации, влияющим на качество управленческих решений, является число ярусов, чем больше ярусов, тем больше вероятность того, что информация будет искажена или потеряна при подготовке решения, переиначивание распоряжений, идущих от субъекта управления, и увеличивает неповоротливость организации.

Чем больше ярусов, тем значительно медленнее передается нужная информация. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

1.2 Классификация управленческих решений

Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. Процесс принятия решения может быть одноразовым, а может быть и многоразовым, более того принятое решение может подвергаться перепроверке. Время принятия решения может быть самым различным: стратегические решения готовятся годами, а оперативные – в течении секунд.[5]

В процессе принятия и реализации решений уместно говорить об этапах подготовки. Этап принятия решений можно обозначить как акт выбора, осуществляемый лицом, принимающим решение с помощью определённых правил.

Управленческое решение оформляется в виде документа. Документирование занимает значительное место в управленческой деятельности, позволяя фиксировать и однозначно интерпретировать смысл всех важнейших управленческих решений. Оно разделяется на разработку и ведение административно-управленческой документации в собственном смысле этого слова и на разработку и ведение специальной документации – плановой, бухгалтерской, статистической и прочей. Для того чтобы решение было понятным для всех участников управленческой и производственной деятельности ему должна быть придана общезначимая форма, после чего оно сможет играть регулятивную роль. Процедура оформления решений неразрывно связана с разработкой их содержания.

Соответственно под управленческим решением понимается:

  1. Разработка и нахождение самого эффективного и оптимального варианта действий руководителя компании;
  2. Итоговый результат постановки и создания управленческого решения.

Сам интерес проявляется в процессе принятия и реализации решений. В течение процесса принятия решения можно увидеть как одну стадию сменяет другая, как руководитель предприятия ищет истину или исследует заблуждения, а так же ищет пути к достижению цели и средства её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, а также обозначить источники его происхождения.