Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операционный отдел

Рис.2.2 - Организационная структура филиала ОАО «Альфа-Банк»

  1. Мониторинг финансового состояния заемщиков и соблюдения заемщиками условий заключенных кредитных договоров
  2. Осуществление кредитных операций (коммерческое кредитование)
  3. Сопровождение кредитного риска
  4. Ведение кредитных дел, работа с залогами
  5. Документарные операции.

Отдел финансового анализа и планирования:

  1. Разработка финансовых планов и подготовка отчетов об их исполнении
  2. Разработка бизнес-планов, ТЭО, расчетов окупаемости проектов
  3. Осуществление текущего контроля исполнения утвержденных финансовых планов
  4. Планирование бюджетных показателей
  5. Анализ деятельности и разработка мер по повышению эффективности его работы
  6. Подготовка информации по МСФО
  7. Методологическая работа по совершенствованию управленческого учета.

Отдел учета и отчетности:

  1. Ведение внутреннего учета, оформление, сопровождение и контроль банковских операций (осуществление функций бэк-офиса)
  2. Формирование бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности.

Отдел кассовых операций:

  1. Осуществление кассовых операций.

Отдел валютных операций:

  1. Сопровождение валютных контрактов
  2. Выполнение функций агента валютного контроля
  3. Обеспечение филиала наличной иностранной валютой
  4. Операции с драгоценными металлами.

Операционный отдел:

  1. Расчетное обслуживание юридических лиц
  2. Ведение счетов Лоро и Ностро
  3. Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц
  4. Вкладные операции и ведение счетов клиентов - физических лиц
  5. Предоставление в аренду сейфовых ячеек.

В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Банк следует основным положениям Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Распоряжением Федеральной комиссии по ценным бумагам от 04 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

В своей деятельности Банк руководствуется следующими принципами корпоративного поведения:


  • обеспечение акционерам реальной возможности осуществлять свои права;
  • обеспечение осуществления Советом директоров Банка стратегического управления деятельностью Банка и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Банка, а также подотчетность членов Совета директоров его акционерам;
  • обеспечение исполнительным органам общества возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах Банка осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью Банка, а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров Банка и его акционерам;
  • обеспечение своевременное раскрытия полной и достоверной информации об Банке, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами Банка и инвесторами;
  • учет предусмотренных законодательством прав заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрение активного сотрудничества Банка и заинтересованных лиц в целях увеличения активов Банка, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест;
  • обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка с целью защиты прав и законных интересов акционеров;
  • соблюдение законности и этических норм.

На основе общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации, применимого иностранного законодательства, обычаев делового оборота в 2012 года была в ОАО «Альфа-Банке» разработана и утверждена новая редакция Кодекса корпоративной этики, целью которого является определение стандартов деятельности банка и поведения его работников, направленных на поддержание этических стандартов, качества обслуживания и удобства для клиентов, повышение прибыльности, финансовой стабильности и эффективности банка, его дочерних и зависимых структур.

Задачами Кодекса являются:

  • закрепление Миссии и Корпоративных ценностей ОАО «Альфа-Банка»;
  • обеспечение осознания работниками банка персональной ответственности перед клиентами, деловыми партнерами, акционерами Банка и коллегами за выполнение своих должностных обязанностей, своей роли в реализации Миссии банка;
  • определение основ взаимоотношений ОАО «Альфа-Банка» с клиентами, деловыми партнерами, органами государственной и муниципальной власти, конкурентами и работниками банка. Защита интересов акционеров, клиентов, деловых партнеров и работников банка.

Банк признает, что совершенствование корпоративного поведения является важнейшей мерой, необходимой для обеспечения стабильности, успешной работы на финансовых рынках, а также поддержания высоких стандартов корпоративного управления и деловой этики для успешного ведения бизнеса. Одним из способов такого совершенствования может стать улучшение и введение новых внутренних стандартов корпоративного управления. В связи с отменой в 2012 году Кодекса корпоративного управления банка в настоящее время в ОАО «Альфа-Банке» разрабатывается новая редакция Кодекса корпоративного управления, которая сможет в полной мере обеспечить прозрачность и соответствие высоким стандартам корпоративного поведения.

Проанализируем динамику финансовых результатов деятельности ОАО «Альфа-Банк» за 2013-2014гг. (табл.2.1) на основании годовой финансовой отчетности банка.

Таблица 2.1 - Динамика финансовых результатов деятельности ОАО «Альфа-Банк» за 2013-2014гг., млн.руб.

Показатели

2013г.

2014г

Абсолютное изменение

Темп прироста, %

1.Процентные доходы

122277,3

148818,5

26541,2

21,7

2.Процентные расходы

57897,7

70350,7

12453

21,5

3.Чистые процентные доходы

64379,6

78468,8

14089,2

21,9

4.Операционные доходы

82656,6

115681,7

33025,1

40,0

5.Операционные расходы

42654,6

51397,4

8742,8

20,5

6.Прибыль до налогообложения

40001,9

64284,3

24282,4

60,7

7.Чистая прибыль

29998,0

49161,1

19163,1

63,9

Таким образом, чистая прибыль банка за анализируемый период увеличилась на 19163,1 млн.руб. или на 63,9%. При этом прибыль до налогообложения увеличилась на 24282,4 тыс.руб. или на 60,7%. При этом в результате опережающего роста процентных доходов (на 21,7% или на 26541,2 млн.руб.) над ростом процентных расходов (на 21,5%) в 2014 г. по сравнению с 2013г. чистые процентные доходы увеличились на 14089,2 млн.руб. или на 21,9%. Кроме того, операционные доходы выросли на 33025,1 млн.руб. или на 40,0%., а операционные расходы – на 8742,8 млн.руб. или на 20,5%.


2.2 Оценка кадровой стратегии

Объектом исследования был выбран самарский отдел потребительского кредитования указанного финансово-кредитного учреждения. Организационная структура подразделения предусматривала наличие трех линейных руководителей, ответственных за две технологии предоставления кредитов: "людную" и "безлюдную". Первая охватывает все проходимые центры электроники и техники, в которых кредитные специалисты находятся в прямом контакте с клиентом. "Безлюдная" технология характеризуется работой с отдельными юридическими лицами и зависит от менеджеров по партнерским программам и специалистов по продажам в конкретной привязке. Изучение структуры персонала с 2010 по 2014 г. (включительно) отвело специалистам по продажам роль самой распространенной категории - более 85 % в подразделении. Результат анализа трудовой динамики, представленный далее, определяет довольно низкую степень стабильности рабочей силы. В последние годы текучесть персонала находилась примерно на одном уровне, что можно объяснить незначительным приростом среднесписочной численности (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Показатели приема и выбытия сотрудников регионального отдела потребительского кредитования ОАО "Альфа-Банк"

Показатель

Годы

Средний темп

2010

2011

2012

2013

2014

роста

Среднесписочная численность персонала, чел.

78

80

95

104

107

1,09

Коэффициент текучести кадров, %

18

13

9

8,7

9,25

0,861

Коэффициент оборота по приему, %

25

36

12

7,3

16

1,143

Индекс стабильности рабочей силы, %

26,3

33,3

38,2

35,3

66,7

1,31

Рис. 2.3 - Результаты первичного анкетирования специалистов "людной" технологии кредитования

Дальнейшее изучение общей структуры уволившихся установило наивысшую текучесть в составе штата специалистов по продажам - порядка 78 % в общем числе выбывших работников.

Именно поэтому целесообразным явилось выделение факторов, приводящих к увольнениям в указанной группе персонала. Первичное анкетирование представителей "людной" технологии выявило недовольство коммуникациями и организационным климатом, а также отсутствием перспектив карьерного развития (рис. 2.4).


Рис. 2.4 - Результаты первичного анкетирования специалистов "безлюдной" технологии кредитования

Специалисты "безлюдной" технологии намного чаще задумывались об увольнении и были недовольны преимущественно денежным вознаграждением, что обусловлено меньшим интегральным показателем премиальных отчислений. Все это негативно сказалось на лояльности таких сотрудников (рис. 2.4).

Для установления взаимосвязи детерминант, влияющих на кадровый потенциал, с конкретными результатами был исследован ряд ключевых показателей эффективности рассматриваемого направления. К таким индикаторам относятся: процент выполнения плана продаж, количество выданных кредитов, доля верно оформленных сделок и динамика качественной структуры персонала. Подобное сопоставление помогло установить существенную корреляционную зависимость между показателем выполнения плана продаж и долей наиболее образованных и опытных сотрудников (рис. 2.5).

Рис. 2.5 - Поле рассеивания значений качественных факторов формирования кадрового потенциала

Учитывая все обозначенные факторы и поступательную реиндексацию окладной части доходов низшего кадрового звена, в рамках практического целенаправленного воздействия было предложено реализовать ряд мероприятий по совершенствованию аспектов существующей кадровой политики (совокупности правил, целей и норм работы с персоналом) в отношении специалистов по продажам. В течение календарного квартала было проведено:

  • установление обязательного наставничества в первые рабочие дни нового специалиста;
  • внедрение элементов концепции непрерывного профессионального развития;
  • видоизменение программного обеспечения для оформления заявок на получение кредита;
  • несколько совещаний с параллельным информированием о возможном введении категорий в должность кредитного специалиста;
  • пробное объединение технологий потребительского кредитования.

Использование практики обязательного внестажировочного наставничества для вновь принятых специалистов поможет их лучшей адаптации и передаче полезной информации. Этот инструмент приведет к накоплению опыта ного развития реализуема с помощью внедрения своеобразных "дневников" в электронную среду специалистов. В этих журналах отражаются актуальные и выполненные задачи, пройденные и намеченные тренинги. В ситуации, когда работник будет понимать полезность обучающей программы, он с большим энтузиазмом отнесется к укреплению своих знаний и навыков.