Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методологические основы исследования проблем государственного и муниципального управления
1.1 Государственное управление как основа общественного производства
1.2 Диагностика систем государственного управления
1.3 Методология исследования и организации государственного и муниципального управления
Глава 2 Анализ методов получения информации для исследования проблем управления в системе ГМУ
2.2 Качественные и количественные методы исследования в управлении
Глава 3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах
3.1 Лица, принимающие управленческие решения
3.2 Методы принятия решений в таможенных органах
3.3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах
Факторный анализ устанавливает взаимосвязь между параметрами описывающими случайную проблему или явление.
К инструментальным методам, используемым для организации функционирования систем государственного и муниципального управления, можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
Нормативный предполагает использование специально разработанных нормативов в налаживании эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Балансовый используется при разработке и исполнении бюджетов территориальных образований.
Статистический метод предполагает использование средств мат статистики в выявлении общественных и экономических тенденций на основе анализа пространственных и временных рядов данных.
Критерием различия между инструментальным и исследовательским методом ними служит несовпадение целей и сфер использования.
В зависимости от целей и характера исследования используется тот или иной метод в изучении управляемой системы. Каждый из представленных методов имеет свою сферу применения и может использоваться в зависимости от целей управления, а также специфики объекта управления.
Таким образом, для диагностики систем государственного управления используют исследовательские методы.
1.3 Методология исследования и организации государственного и муниципального управления
При анализе системы государственного и муниципального управления используются следующие методологические подходы: институциональный, функциональный и организационный.
Как известно, любая деятельность в современном обществе возможна только в институциональных рамках. Соответственно, преобразования в экономической и социальной сферах требуют институционального обеспечения. Понятие "институт" употребляется в классической трактовке институционализма, а именно как следующие разновидности, имеющие и макро-, и микроинституциональные статусы:
-набор формальных и неформальных правил, структурирующих взаимодействие между людьми, составляющими организации и общества, и осуществляющих координирующую функцию между ними (по Д. Норту, Ф. Хайеку и Т. Веблену);
-коллективные действия по гармонизации отношений между экономическими агентами, обусловленные формальными и неформальными правилами и процедурами поведения (по Дж. Коммонсу);
-механизмы управления экономическими отношениями (по О. И. Уильямсону);
-организации как сложные сети контрактов, позволяющие минимизировать издержки социально-экономических трансакций (по Р. Коузу).
Кроме того, под институтами понимаются устойчивые организационные символические единицы общества, несущие его нормативно-ценностные и культурные характеристики. Виды институтов, оказывающих влияние на функционирование и развитие территориальных социально-экономических систем. По мнению В. Мау, целесообразно выделение групп институтов, обеспечивающих функционирование и развитие национальной экономики в следующей логической соподчиненности :
-политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, в частности экономических агентов;
-институты, обеспечивающие функционирование, развитие и сохранение человеческого капитала, к которым относятся и организации социальной сферы;
-собственно экономические институты, т.е. законодательство, обеспечивающее функционирование и развитие национальной экономики, в том числе экономики регионов Российской Федерации;
-институты, решающие конкретные, специфические проблемы экономического роста. Это "институты развития", нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, отобранных по конкретным критериям. К ним относятся, например меры государственной поддержки ряда отечественных хозяйствующих субъектов в период экономического кризиса 2008-2014 гг.
По критерию "механизм формирования и функционирования" социально-экономические институты классифицируются как рыночные и организационные. На основе критерия "способ возникновения и фиксации социально-экономических норм и правил" институты делятся на формальные и неформальные.[5]
На основе критерия "масштаб воздействия" выделяются институты глобальные, локальные и внутренние.
Выделяются следующие функции социально-экономических институтов в аспекте функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: направляющая, ограничивающая, поощряющая, координирующая, регулирующая, информационная, оценочная, оптимизирующая выбор ограниченных благ, коммуникативная и распределительная.
Государство - главный субъект институционализации, определяющий "правила игры" для других субъектов (организаций, социальных групп, личностей), а также поддерживающий их исполнение с помощью различных форм контроля и принуждения.[6]
Ключевая функция государства состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможности развития. В социально ориентированной экономике на решение этой задачи направлены антимонопольная политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата, политика занятости и политика доходов. В функции государства входят и общее регулирование социальных параметров экономического процесса, и непосредственная реализация мер по формированию, развитию, использованию и сохранению человеческого потенциала. Именно деятельность государства (государственное финансирование научно-исследовательской деятельности, создание рабочих мест, сохранение и развитие культуры, охрана окружающей среды) создает социодинамический мультипликатор экономического роста, определяемый взаимодействием трех составляющих - социальным эффектом, склонностью индивидов к созданию и институтами общества.
Анализ сосредоточивает внимание на структуре и показывает, как работают части целого; синтез акцентирует внимание на функциях и раскрывает, почему и как действуют части целого.
Для обеспечения эффективного управления структура системы должна адаптироваться к изменяющейся обстановке путем периодического решения задач.
Информационный анализ и синтез организационных систем управления направлены на исследование информационных массивов и потоков с учетом всех видов взаимодействия элементов систем: человек - человек, человек - машина, машина - машина.
Информационный анализ и синтез в системе человек - человек включает:
-определение перечня и содержания документов, порядок их оформления, учета и доставки;
-методы сбора и обработки неформализованных сообщений;
-организацию информационного взаимодействия должностных лиц и органов управления в процессе принятия решений и их выполнения.
На базе организационного подхода выделяются основные требования к организационному управлению.
Оперативность процессов обеспечивается:
-ясностью целевых ориентиров и реальностью задач;
-полным и своевременным информированием субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самого процесса;
-достаточной гибкостью процесса, позволяющей своевременно адаптироваться к изменяющейся ситуации;
-регламентированием процесса, в частности разработкой процедур, обеспечивающих согласованность между фазами процесса;
-осуществление параллельного выполнения отдельных частей процесса;
-четким контролем за процессами со стороны субъекта управления;
-наличием ресурсов, достаточных для обеспечения необходимой скорости и соответствующего временного режима реализации процесса.
Система государственных органов и должностных лиц государства, осуществляющих управление в обществе через законодательную, представительную и судебную ветви власти, представляет собой государственный аппарат. Структура государственного аппарата зависит от подхода к организации государственной власти, от государственно-территориального устройства, от разделения на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия, и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат. В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного аппарата выступает государственный орган, представляющий собой структурную единицу власти, наделенную государственно-властными полномочиями, необходимыми для частичной реализации функций определенной ветви государственной власти.
Каждая самостоятельная единичная структура управления должна иметь внешние связи, которые были бы в состоянии обеспечивать и регламентировать:
-полноту ответственности каждого государственного органа за достижение поставленных перед ним целей и функций управления;
-сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;
-комплексность выполнения всех функций управления, относящихся к реализации поставленной цели, как по вертикали, так и по горизонтали;
-наиболее рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата с точки зрения выполняемых функций управления, минимизацию их дублирования;
-концентрацию полномочий и ответственности при решении каждой управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали;
- полное соответствие механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и полномочий принятия решений по каждой управленческой задаче.
Несмотря на существенные различия между собой входящих в организационную структуру государственного аппарата государственных органов, они могут иметь немало общего, тождественного, типичного. Государственные органы, которые характеризуются схожим положением и однородностью осуществляемых управленческих функций, принято называть звеном государственно-управляющей системы. Выделение звеньев организационной структуры государственного аппарата позволяет выработать для каждого из них типовые правовые статусы, типовые внутренние структуры, типовые наборы взаимосвязей в системе государственного управления и соответственно анализировать и оценивать их рациональность и эффективность. Статусные элементы звена государственно-управляющей системы в то же время служат отправными ориентирами для организационного построения конкретного государственного органа. Совокупность подразделений государственного органа, а в них - должностей, схема распределения между ними возложенных на орган функций и полномочий, механизм взаимодействия этих подразделений и взаимоотношения должностей представляют собой структуру государственного органа.
Таким образом, задача институционального подхода состоит в раскрытии сути государства в том смысле, что оно призвано обеспечивать условия для снижения трансакционных издержек на рынке, способствуя равенству хозяйствующих субъектов, поддерживая оптимальный для общества уровень конкуренции между ними.
С точки зрения функционального подхода государство представляет совокупность функциональных сфер, обеспечивающих целостность и воспроизводство общества в целом. Выявить функцию того или иного общественного института - значит определить его роль во взаимоотношениях с другими институтами в рамках определенной общественной структуры. Высшим мерилом зрелости системы государственного управления служит достижение динамического равновесия между составляющими систему функциями, выражающегося в полноте и способности к самоорганизации входящих в нее политических, экономических и социальных институтов.
В отличие от функционального организационный подход делает акцент на выявлении инструментов регулирования функциональных сфер и институтов. К ним относятся выработанные мировой практикой менеджмента методы и организационные схемы, способствующие эффективному управлению аппаратом государственной и муниципальной власти, отраслями национальной экономики, финансовыми потоками и пр.
Глава 2 Анализ методов получения информации для исследования проблем управления в системе ГМУ
2.1 Основные методологические подходы к исследованию проблем государственного и муниципального управления
Проблемы в управление возникают на всех предприятиях, частных, государственных, муниципальных. Решение любой проблемы начинают с её исследования. Необходимо найти нужный инструмент, подобрать методологический подход, который будет соответствовать исследуемой проблеме, то есть раскроет всю сущность и причины её возникновения. Методы, методики, подходы все эти понятия отличны друг от друга.