Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Методологические основы исследования проблем государственного и муниципального управления

1.1 Государственное управление как основа общественного производства

1.2 Диагностика систем государственного управления

1.3 Методология исследования и организации государственного и муниципального управления

Глава 2 Анализ методов получения информации для исследования проблем управления в системе ГМУ

2.1 Основные методологические подходы к исследованию проблем государственного и муниципального управления

2.2 Качественные и количественные методы исследования в управлении

Глава 3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

3.1 Лица, принимающие управленческие решения

3.2 Методы принятия решений в таможенных органах

3.3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

Заключение

Список литературы

Введение

Основной целью курсовой работы является изучение теории, практики и определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решений в системе ГМУ.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

-Изучить основные научные школы, изучающие систему государственного управления;

-Рассмотреть диагностику систем государственного управления;

-Проанализировать методологию исследования и организации государственного и муниципального управления;

-Рассмотреть основные методологические подходы к исследованию проблем государственного и муниципального управления;

-Проанализировать качественные и количественные методы исследования в управлении;

-Дать сравнительный анализ эффективности качественных и количественных методов исследования в управлении;

- На примере таможенного органа рассмотреть необходимый и достаточный объем информации для принятия управленческих решений.

Теоретической основой исследования являются работы российских ученых и практиков по исследованию проблем в системе ГМУ, нормативные акты.

Практическая значимость работы состоит в том, что анализ методов получения информации для исследования проблем управления в системе ГМУ, вытекающий из теоретико-методологических исследований, доведены до конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы в целях улучшения методов получения информации.

Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Методологические основы исследования проблем государственного и муниципального управления

1.1 Государственное управление как основа общественного производства

Понятие «государственное управление» не имеет единого определения, многие авторы дают ему собственное значение. Государственное управление - эта сфера деятельности государственной власти. В.Г. Атаманчук объясняет государственное управление как регулирование государства через систему своих структур общественной, частной жизни людей в целях её упорядочивания. С ней сошлась во мнениях Н.И. Глазунова, так как рассматривает государственное управление воздействие государства через систему его органов должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Г.Л. Купряшин дает понятие государственному управлению как деятельности по исполнению законодательных, исполнительных, судебных для целей реализации его функций . О.М. Рой - государственное управление это регулирование отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Анализируя вышеуказанные определения авторов необходимо учесть, что государственная власть осуществляет свои функции через управление. В соответствии с демократическими принципами в России государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, государственное управление можно рассматривать, как деятельность всех институтов власти, всех уровней федеральных и региональных. Возникновение (природа) государственного управления: это необходимость, общественная обусловленность и целевая направленность. Наиболее общая причина возникновения – необходимость регулирования отношений в коллективе. Вторая причина – преодоление конфликтных ситуаций. Современное общество – сложное и многоуровневое образование. Это совокупность социальных систем, образованных вокруг социальнозначимых сфер общественной жизни. Главным координатором всех процессов в обществе выступает государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих процессов. Государство – это особая организация публичной политической власти, располагающая аппаратом принуждения и управления и которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его целостность в пределах определённой территории.


Природа государства и государственного управления заключается в том, что государство возникает на основе общественных потребностей, которые обусловлены потребностями людей: физическими, социальными, интеллектуально-духовными. Государство исторически есть продукт самоорганизации людей. Общество отвергает индивидуальное право на насилие, легитимно передавая его государству. Вместе с правом государству передаются возможности для управления обществом, публичная власть. Публичная власть возникает на базе и для реализации общественных интересов территориальных коллективов: реализует государственный интерес.

Государственный интерес – общее, жизненно необходимое для большинства населения определённой страны (граждане). Он заключается в том, чтобы государственные органы и должностные лица должны обеспечивать условия для реализации следующих государственных целей:[1]

-высокий уровень жизни населения;

-защита государства, его ключевых ценностей и институтов;

-всестороннего развития личности.

Государство исполняет свои функции благодаря законодательной, исполнительной, судебной власти, которая действует в интересах граждан данного государства. Но для получения гражданами прав и свобод, они должны соблюдать законодательство и государство в данном случае выполняет контролирующую роль.

Система государственного управления как научная дисциплина изучает организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое.

Существуют традиционная, рациональная и маркетинговая модели управления.

Основу системы государственного управления составляют четыре элемента:

1) власть;

2) управление;

3) территория;

4) экономическая система.

В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, заданную типовыми особенностями функционирования исполнительных и представительных органов власти.

Форма правления - это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти.

Способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями называется формой государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедерация).[2]


Государственное управление - система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата. Политическое управление включает систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.

Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими - бюрократами. Администрацией (или бюрократией) называют любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.

Государственная администрация - рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз.

Административно-государственное управление осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений передается на нижние этажи "управленческой лестницы".

Государственное администрирование - деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

Во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования. Действительно, административная власть имеет объективную природу: администрация прежде всего подчинена закону и подотчетна представительным органам. Издаваемые администрацией акты управления развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке существующие законы.

Однако властные полномочия реализуются людьми. Их исполнение - процесс волевой, умственный, эмоциональный, который может осуществляться как правомерно, рационально, так и волюнтаристски, иррационально. Поэтому административно-государственное управление как субъективная категория может изменять реальную действительность в лучшую и худшую стороны.

Государственное управление распространяется на все виды деятельности и отрасли, очень интересен момент влияния государственного управления на отрасль ЖКХ.

В специальной литературе отмечается, что система государственного управления отраслью ЖКХ - это исторический феномен, возникший с появлением национального государства и нынешней политической системы. При этом закрепление на федеральном уровне нормативов и стандартов обеспечения граждан электричеством, теплом, газом, водой и т.д. значительно повысило роль государственных органов в решении текущих проблем, касающихся процесса обеспечения ими конечного потребителя. Вместе с этим введенный в действие с 1 марта 2005 г. ЖК РФ весьма неоднозначно распределил права и обязанности в этой области. Законодательное оформление правового статуса получили специализированные организации, такие, как товарищества собственников жилья и управляющие компании. В соответствующих нормах (например, ст. 135-142 ЖК РФ) закреплены отдельные положения, свидетельствующие о самостоятельности и обособленности юридических лиц этой категории. Подобный подход свидетельствует о перспективах появления новых форм государственного воздействия на общественные отношения, связанные с регулированием формирования базиса необходимых населению коммунальных услуг и условий их предоставления.


Государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством рассматривается с двух позиций. В широком понимании оно характеризует общее организующее воздействие государства на сформированные общественные отношения в области производства, распределения и потребления ресурсов в условиях их ограниченности и возрастающей стоимости с помощью специальных субъектов права. В узком понимании государственное управление представляет собой административную деятельность, т.е. работу исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов, направленную на обеспечение потребностей граждан в тех или иных услугах, которые

последние не могут получить самостоятельно. При этом отметим, что в узком смысле, государственное управление данной отраслью соотносимо с понятием "исполнительная власть", являющимся ключевым в действующем административном законодательстве. В рассматриваемом случае имеются в виду конкретные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями по регулированию работы коммунальных служб.

1.2 Диагностика систем государственного управления

Государственное управление определено как целенаправленная деятельность субъектов законодательной, исполнительной и судебной властей в меняющихся условиях внешней и внутренней среды. В числе приоритетных целей управления - обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, рост благосостояния населения, гарантии экономической, экологической и т.д. безопасности общества, приумножение и сохранность национального богатства, рациональное освоение природных ресурсов и создание благоприятной среды обитания, предоставление качественных и доступных услуг населению в социальной сфере.[3]

В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Государство управляет на основе государственных нормативно-правовых документов, имеющих сложную и разветвленную систему, без которой невозможно эффективное регулирование отношений.[4]


Диагностика представляет собой первый этап четырехступенчатого цикла исследования системы управления организацией: «диагноз–прогноз–управленческое решение–контроль». Диагностические исследования системы управления проводятся с целью определения текущего состояния организации и выявления проблемных ситуаций. Проблемой будем считать ситуацию, при которой цели, поставленные перед организацией системой управления, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, а значит, возникает противоречие, требующее устранения.

Особенность методов используемых в исследовании систем ГМУ является их привязка к нормативно – бюджетной базе территориального образования. Призванная обеспечивать с одной стороны прозрачность и подконтрольность деятельности органов управления. С другой стороны их ориентацию на удовлетворение потребности граждан и реализацию общественного интереса. Обычно такие методы разделяться на два вида:

Исследовательские нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы. К ним относят моделирование, причинный анализ, методы экспертных оценок, социально – экономическое экспериментирование, функциональное проектирование и тестирование, морфологический анализ, факторный анализ.

Инструментальные нацелены на проектирование новых систем.

Методы моделирования подходят и используются для имитации динамики определенной системы показателя определенной системы, показателей исследуемого объекта(страна, регион, город)

Причинный анализ акцентирует внимание на выявление взаимосвязанных цепочек, причинно – следственных связей в поведении исследуемого объекта

Методы экспертных оценок призваны зафиксировать субъективное значение параметров или некоторые формализуемые оценки поведения исследуемого объекта, когда объективных характеристик такого рода оценок не имеет явного выражения.

Социально – экономический эксперимент. В ходе него обычно осуществляется отслеживание значимых изменений объекта управления. Путем сопоставления экспериментальных и контрольных показателей.

Функциональное проектирование и тестирование даются оценки проводимым экспериментальным мероприятиям, вводятся новые функции в системе управления и обосновывается связь их последующего применения

Морфологический анализ представляет собой упорядоченный способ рассматриваемого предмета исследования и получение систематизированной информации о возможных решениях исследуемой проблемы.