Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методологические основы исследования проблем государственного и муниципального управления
1.1 Государственное управление как основа общественного производства
1.2 Диагностика систем государственного управления
1.3 Методология исследования и организации государственного и муниципального управления
Глава 2 Анализ методов получения информации для исследования проблем управления в системе ГМУ
2.2 Качественные и количественные методы исследования в управлении
Глава 3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах
3.1 Лица, принимающие управленческие решения
3.2 Методы принятия решений в таможенных органах
3.3 Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах
Подход – это точка отсчета начало исследования и определения цели.
Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными.
Подходы:
Эмпирические – основа опыт;
Прагматические - основа задача;
Научные – постановка целей исследования, научный аппарат, который используется в проведении.
Подходы могут быть аспектными, системными и концептуальными.
Аспектный подход это выбор одной линии проблемы, которая в настоящее время более актуальна, или учитывая финансовые средства, выделенные на исследование. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия материально-технической базы, особенно в государственных учреждениях вы том числе и в образовательных учреждениях. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Данный подход требует учесть все возможные аспекты проблемы, в том числе и их взаимосвязь, с выделением основного аспекта. Необходимо определить характер связи между аспектами, также свойства и характеристики. Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Эвард де Боно, П.Друкер, А.Чандлер, С. А.Черногор, Малюта А.Н. Л. фон Берталанфи, Линдон ла Руш, Г.Саймон, Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования восьми его аспектов. Первый аспект системно-элементный или можно назвать системно-комплексный.
В настоящее время многие современные науки построены по системному принципу. Одним из главных аспектов системного подхода можно считать выработку нового принципа его использования. Создать новый, единый оптимальный подход или можно сказать общую методологию к познанию. Применять этот новый подход к любому познаваемому материалу, проблеме и обязательно иметь гарантию, получить наиболее полное и целостное представление об этой проблеме.
И третий подход это концептуальный, который предполагает сначала разработать концепцию исследования. Разработать ключевые положения, комплекса и определить направленность исследования.
Современный уровень развития общества в России требует от органов государственной и муниципальной власти уделять все больше внимания формированию концептуальной модели повышения эффективности работы государственной власти и институтов государства. Для достижения этой цели на протяжении последних лет в России проводится реформа администрирования, которая направлена на внедрения в работу органов государственной власти эффективных методик управления, соответствующих по уровню сложности современным условиям и требующих от системы государственного управления прозрачности, открытости, своевременности и адаптивности по отношению к запросам внешней среды. В системе государственного и муниципального управления ключевым моментом, опровергающим или поддерживающим определенные методы и формы деятельности, является эффективность. В связи с этим большую часть проблем механизма государственного управления можно объединить в одну проблему, которая является актуальной и важной как для федерального и регионального уровней, так и межгосударственного уровня - это проблема эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления.
В сфере государственного и муниципального управления ведущим способом исследования проблем управления является измерение эффективности государственного и муниципального управления на основе стандартов, нормативов и регламентов. Для исследования проблемы оценки государственного и муниципального управления стал поиск и определение форм и методов государственного и муниципального управления, которые позволяли бы качественно предоставлять государством и муниципалитетами широкий спектр услуг, а также формировать и стимулировать здоровую конкуренцию между службами и ведомствами, представляющими эти услуги. Некоторые ученые отмечают, что выбранная стратегия может привести к коммерциализации ряда отраслей государственного и муниципального управления. Однако более целесообразным будет подход, при котором можно косвенно воздействовать на поставщиков услуг для чего необходимо гражданам предоставлять больше информации о качестве услуг, ценах на услуги и условиях предоставления.[7]
Существуют различные концептуальные модели, каждая из которых пытается найти и обосновать решения проблемы управления и механизма повышения эффективности деятельности государственной власти:
1. Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления (К.Левин, Р.Лайкерт, Р.Хауз, П.Херси, и др.) считают, что эффективность организации связана со стилем руководства (управления), лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей министерств, департаментов и ведомств, системами и методами их подбора, критериями оценки выполнения поставленных задач и профессиональным развитием.
2.Подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. Представители данного направления (М. Вебер, Г. Шмидт и др.), акцентируют внимание на разграничении администрирования и иерархической структуры, функциональной специализации, точных правил работы, а также четком регламентировании профессиональной деятельности государственных служащих, что позволяет создать необходимые предпосылки для получения эффективных результатов деятельности государственной власти.
3. Подход, основанный на теории жизненных циклов (И.Адизеси, К.Бланшар, Ф.Модильяни, др.). Основной концептуальной идеей данного подхода является идея взаимосвязи эффективности работы государственных службы и воздействии постоянных или временных коалиций или групп внутри системы управления. Эта взаимосвязь обуславливает процесс и характер принятия решений в государственных структурах, что связывают с жизненным циклом развития организации.
4. Концепция профессионализма (М.Вебер, Г.Беккер, Т.Парсонс, Миллерсон и др.) основано на предположении о том, что эффективная деятельность государственной власти в полной мере зависит от уровня профессионализации представителей органов государственной власти, наличия профессиональных чиновников, от уровня их подготовки, компетентности и профессионализма.
5. Концепция экономической ответственности (модели Харта – Шлейфера – Вишны, Джон Стюарт Милль, Д. Норт) положила в основу эффективности государственной власти экономический подход, который доказывает, что повышение качества деятельности государственной власти обусловлено созданием и развитием механизма конкуренции среди министерств, ведомств, служб и системой внедрения инноваций, а также наличием системы подотчетности государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.
Несмотря на то, что каждая из выше представленных концепций выбирает один из управленческих механизмов, общим для них является то, что они все направлены на поиск путей повышения качества и эффективности государственного управления. В целом можно сказать, что выделяют два основных аспекта подхода к определению эффективности государственного управления. Первый аспект рассматривает положение самих органов государственной власти в системе государственного и муниципального управления. Второй аспект рассматривает результаты работы органов государственной власти, не учитывая при этом вопрос их эффективности. И один и второй аспект подчеркивают большое значение затрат. Однако такой метод оценки эффективности не учитывает тот фактор, что конечной целью оказания услуг государственной власти являются не сами услуги как таковые, а то, в какой степени они способны удовлетворять интересы и потребности граждан или потребителей.
В течение последнего десятилетия различными организациями систематически и целенаправленно проводится оценка качества государственного и муниципального управления, что в очередной раз подтверждает актуальность и общественное признание важности и нужности качества работы государственных служащих различных уровней.
При этом можно отметить, что под качеством государственного и муниципального управления принято понимать совокупность диапазонов характеристик государства и его различных институтов. С точки зрения конечного результата качество государственного управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие России, отдельных регионов и сравнении их положения на общероссийском фоне. В более узком понимании государственное управление рассматривают с точки зрения результативности администрирования, оптимальности и рациональности институтов и функций различных ветвей власти. Такой подход решению проблемы по оценке качества в большей степени позволяет учитывать потребности совершенствования государственного управления и дает информацию для проведения мониторинга и разработки направлений реформирования государственной и муниципальной власти.
С точки зрения последнего подхода определение эффективности государственного управления является необходимым элементом в процессе государственного администрирования, так как позволяет определить как качество работы системы публичного управления по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране.
Анализируя различные подходы к решению проблем по определению эффективности деятельности органов государственной власти можно сделать вывод о том, что, принято выделять экономическую и социальную эффективности деятельности органов государственной власти.
Поэтому главное внимание при исследовании совершенствования эффективности и качества деятельности государственной и муниципальной власти следует уделять созданию единых и четких критериев исследования оценки эффективности управления.
2.2 Качественные и количественные методы исследования в управлении
Методы исследования в управлении множество и группировки (классификации) у разных авторов множество, самая распространенная классификация методы делят на теоретические, эмперические, теоретико –эмперические.
Но теоретические в свою очередь относят к количественным методам, эмпирические к качественным.
С появлением компьютеров количественные методы исследования приобрели популярность, компьютерные программы производят сложные расчеты в считанные минуты. Теперь менеджеру необходимо внести лишь базовую информацию, а расчет будет произведен автоматически.
Особенно актуально для проведения анализа. Количественные методы это математика, формулы, статистика. Например, при исследовании управления можно использовать такие количественные методы.
Качественные методы (этнографические, исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов, метод исследования случая, биографический метод, метод нарратива (повествования)) – смысловая интерпретация данных. При использовании качественных методов между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных математических операций. Это широко известные и применяемые методы статистической обработки данных.
Однако качественные методы включают в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ; наблюдение; интервьюирование и пр.
При принятии важных решений для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов используется так называемое «дерево решений» или «дерево целей», представляющее собой схематическое описание проблемы принятия решений. Структурные схемы целей можно представлять табличным и графовым способами. Графовый способ имеет ряд преимуществ перед табличным: во-первых, он позволяет наиболее экономно записать и обработать информацию, во-вторых, быстро составить алгоритм развития, в-третьих, графовый способ является очень наглядным. «Дерево целей» служит основой для выбора наиболее предпочтительных альтернатив, а также для оценки состояния разрабатываемых систем и их взаимосвязей.
Аналогично конструируются и другие методы качественного анализа, в том числе аналоги количественных методов факторного анализа.[8]
Как справедливо отмечает Д.С. Клементьев (21), эффект от качественных методов социологических исследований возможен лишь при доминанте этических норм в отражении социальных факторов. Социолог, отбирая информацию из массы всевозможных сведений, не должен ограничиваться только собственными предпочтениями. Кроме того, пытаясь ответить на вопрос о фактическом положении дел в среде управления, собирая конкретную информацию – эмпирические данные, обращаясь к, свойствам исследуемого явления, социолог не должен оперировать общепринятыми положениями «здравого смысла», «обыденной логики» или апелляцией к работам религиозных и политических авторитетов. При составлении тестов социолог должен избегать искажений, которые отражают не столько управление, сколько манипуляции. И еще одна основополагающая норма для социолога – честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Требование честности включает в себя также и предоставление полной документации, относящейся к делу. Необходимо нести ответственность за всю информацию, используемую другими людьми для критической оценки метода и результатов исследования. Это особенно важно иметь в виду, дабы избежать искушения исказить информацию, что подорвало бы доверие к полученным выводам.
Количественные методы Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).