Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений. Обязательства, вытекающие из этих договоров, подлежат исполнению.

Обмен международными запросами правоохранительного содержания осуществляется через Федеральную таможенную службу в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977, межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Протоколом 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны, о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства от 24.06.1994, межведомственными договоренностями ФТС России с таможенными службами иностранных государств.

Оперативно-розыскные органы обязаны выполнять запросы о проведении ОРМ. Как правило, запросы документально оформлены (в отдельных специально предусмотренных соглашениями случаях запрос может направляться устно, но в дальнейшем он должен быть подтвержден письменно). При возникновении сомнения в подлинности запроса может быть запрошено его подтверждение.

В международных договорах обычно предусмотрен порядок действий при невозможности исполнения запроса. Об отказе в исполнении запроса письменно уведомляется его инициатор. Если получивший его орган не обладает полномочиями по выполнению требований, указанных в запросе, он передается соответствующему полномочному органу, а орган, направивший запрос, уведомляется об этом. Об обстоятельствах, препятствующих или существенно задерживающих исполнение запроса, также уведомляется запрашивающий орган.

Если орган, исполняющий запрос, полагает, что его исполнение может помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому на территории России, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение соблюдением соответствующих условий.

Органом, обеспечивающим сотрудничество правоохранительных структур России и зарубежных стран, является Национальное центральное бюро Интерпола в России. НЦБ Интерпола обеспечивает решение следующих задач:

- обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов;


- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;

- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам деятельности полиции;

- обмен научно-технической информацией по вопросам борьбы с международной преступностью.

Поступление запроса международной правоохранительной организации является правовым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Передаваемая информация зачастую носит конфиденциальный характер, в связи с чем органы, осуществляющие ОРД, определяют степень ее закрытости и могут просить НЦБ Интерпола не рассекречивать сведения или их источник либо ограничить круг лиц, которые могут знакомиться с этими сведениями. Выполнение запросов международных правоохранительных организаций, органов и специальных служб не должно влечь разглашения государственной тайны.

Одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, - обмен информацией. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб.

Круг вопросов взаимных оперативно-розыскных возможностей, его порядок, а также основания для привлечения оперативно-розыскных возможностей соответствующих оперативно-розыскных органов определяются ведомственными нормативно-правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Обмен информацией допустим как на постоянной основе, так и единовременно.

Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, обязаны оказывать помощь в форме совместного планирования и проведения мероприятий, ведения совместных учетов, содействия в организации каких-либо оперативно-розыскных действий и др. Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и в связи с тем, что некоторые мероприятия (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ и органов внутренних дел, т.е. взаимодействие в данном случае обязательно, а его порядок регламентируется межведомственными соглашениями и нормативными актами.


Конспирация закреплена в ст. 3 Закона об ОРД в качестве одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности, и соблюдение ее правил является обязанностью сотрудников, осуществляющих ОРД. Конспирацию можно рассматривать и как способ обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и как условие результативности проводимых ОРМ (см. п. 5 комментария к ст. 3). Эта обязанность обусловлена необходимостью сохранить в тайне (прежде всего от лиц, подозреваемых в причастности в подготовке или совершении преступлений) факт подготовки и проведения ОРМ, а также его содержание.[5]

Конспирация тесно связана с обеспечением режима секретности. Однако это не одно и то же. Соблюдение конспирации предполагает выполнение определенных правил при осуществлении действий, лежащих преимущественно в организационно-тактической сфере ОРД.

В Законе и ведомственных нормативных актах, издаваемых органами, уполномоченными на проведение оперативно-розыскных мероприятий, нет полного перечня правил конспирации. Эти правила многообразны и включают выработанные в ходе оперативно-розыскной практики оперативно-розыскных органов приемы, способы и навыки по скрытому, тайному проведению ОРМ, а также ряд действий, с этим связанных. Эти правила также могут содержать рекомендации по порядку работы с оперативно-служебными документами, отражающими подготовку, проведение и результаты ОРМ; изменению внешнего облика лица, его морфологических и динамических признаков; изменению признаков одежды; условиям использования документов оперативного прикрытия и т.п.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны содействовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. В последние годы в связи с неблагоприятными изменениями в структуре преступности, усилением ее организованности и криминального профессионализма обеспечение безопасности лиц, участвующих в правоохранительной деятельности, выступает в качестве условия эффективности деятельности по предупреждению и раскрытию правонарушений.

Как правило, поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц является соответствующее заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.


Членами семьи сотрудника оперативно-розыскного органа или лица, оказывающего ему содействие, являющегося участником уголовного судопроизводства, выступают супруг (супруга), несовершеннолетние дети, лица, находящиеся на иждивении, и некоторые др.

В число близких указанных лиц входят родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки, а равно некоторые иные лица, в силу межличностных отношений значимые для защищаемого лица.

Содействие обеспечению безопасности указанных лиц следует также понимать и как соблюдение всех необходимых правил и норм по обеспечению конспирации в работе с лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД.

Глава. 2. Защита прав должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

2.1. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Права органов, осуществляющих ОРД, следует понимать не только как узаконенные государством возможности выполнять те или иные действия, но и как полномочия, которыми наделяются соответствующие службы только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, определенных Законом об ОРД.

Не следует считать, что в Законе перечислены все права органов, осуществляющих ОРД. Исчерпывающий перечень таких прав можно составить, лишь обратившись к другим законам, регулирующим деятельность субъектов ОРД. В то же время не следует смешивать права сотрудников оперативных подразделений и права органов, осуществляющих ОРД. Схема их соотношения достаточно сложна, но в общем виде ее можно представить как взаимоотношения частного и общего. В полномочиях, которыми наделяются оперативные работники, находят свое отражение, конкретизацию права органов, осуществляющих ОРД.

Таким образом, анализ Федерального закона свидетельствует о том, что в нем отсутствует системное изложение правил, регламентирующих как права, так и обязанности оперативных работников и других лиц, причастных тем или иным образом к проведению ОРМ (прокуроров, судей и т.д.).[5]


Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих ОРД, без сокрытия от посторонних лиц своего юридического статуса, ведомственной принадлежности, а возможно, цели и характера мероприятия. Например, опрос оперативным работником лиц, находящихся на месте происшествия, с целью выявления очевидцев и установления обстоятельств совершенного преступления проводится, как правило, гласно. При гласном проведении оперативно-розыскных мероприятий может быть зашифрована (скрыта) их истинная цель.

Негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных лиц (заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих (оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, и др.).

В ряде случаев при проведении негласных ОРМ органы, осуществляющие ОРД, испытывают потребность в использовании предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или оборот которых ограничен (оружие, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, наркотики и др.), например при проведении оперативного эксперимента, оперативного внедрения, контролируемой поставки и др. Решая данную проблему, законодатель допускает возможность использования оперативными подразделениями веществ, оборот которых находится под специальным контролем государства. Так, в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" органам, осуществляющим ОРД, при проведении ОРМ разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий специально уполномоченные на то органы вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие - это ликвидация определенных объектов материального мира из обращения или владения ими конкретного субъекта. В оперативно-розыскной практике изъятие объектов проводится для исключения реальной возможности их использования в преступных целях лицом, склонным к совершению противоправного деяния.

Под предметами следует понимать какой-либо предмет материального мира, вещь, имеющие значение для решения конкретных задач ОРД. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления (орудие преступления), содержит следы преступника, являлся объектом преступного посягательства, изъят из гражданского оборота (оружие, наркотики) и по другим причинам.