Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешняя разведка согласно Закону "О внешней разведке" является составной частью сил обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.[8]

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

- Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

- органом внешней разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Перечень подразделений Службы внешней разведки РФ праве определять директор СВР России в закрытых ведомственных подзаконных нормативно-правовых актах.

Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "Офедеральной службе безопасности".

Федеральная служба исполнения наказаний является правопреемником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет полномочия по организации осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Директор утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России.

Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ [3] являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.


Норм, изложенных в ст. 84 УИК РФ, в ранее действовавших ИТК не было, хотя всегда в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, оперативно-розыскная работа играла одну из ведущих ролей. Правовое регулирование этой работы осуществлялось ведомственными нормативными актами и носило исключительно секретный характер.[3]

Включение комментируемой статьи в УИК РФ обусловлено необходимостью:

а) подчеркнуть законодательную нормативную основу этой специфической деятельности исправительных учреждений;

б) определить направленность и содержание данной деятельности;

в) установить правомочных субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пенитенциарных учреждениях.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях, как и иная подобного рода деятельность, основывается на конституционных нормах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы уголовно-исполнительной системы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в подчиненных им подразделениях, создают соответствующие оперативные аппараты со специальным штатом сотрудников и оперативно-техническим оснащением. В пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные органы издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Решение вышеуказанных задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:

- оперативные отделы;

- подразделения собственной безопасности;

- оперативно-технические подразделения;

- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

Названные подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД. Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов (в том числе и криминогенных), протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий других министерств и служб.


Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства, но и соответствующих территориальных органов.

Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Данное предписание законодателя позволяет российским правоохранительным органам и спецслужбам своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке по борьбе с преступностью. Полномочия оперативно-розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и выполняемыми функциями. Так, компетенцией аппаратов по борьбе с экономической преступностью (БЭП) органов внутренних дел является борьба с коррупцией и преступностью в сфере экономики; уголовного розыска - борьба с так называемой общеуголовной преступностью; службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - предупреждение и раскрытие преступлений одноименных групп. Кроме того, руководитель органа, осуществляющего ОРД, может создавать подразделения для реализации каких-либо отдельных функций или проведения специфических мероприятий (оперативно-поисковых, оперативно-технических, аналитических и др.).

Вместе с тем следует отметить, что, определяя те или иные полномочия оперативных подразделений в области осуществления ОРД, руководители оперативно-розыскных органов не вправе выходить за пределы полномочий, установленных федеральным законодательством.

Органы, осуществляющие ОРД, решают задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. [5]

Оперативные подразделения всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделяются правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В силу ряда объективных причин оперативные подразделения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания арестованных и осужденных. В то же время оперативные отделы следственных изоляторов, не располагая всем объемом следственной и оперативно-розыскной информации о криминальной деятельности обвиняемых до осуждения, не могут обеспечить их эффективную разработку. Поэтому социальная обусловленность взаимодействия при оперативной проверке лиц, арестованных за совершение преступлений, нашла свое правовое закрепление Законе об ОРД.


Хотя закон и не запрещает совместное проведение ОРМ в других местах содержания арестованных и осужденных, он нормативно ограничивает применение такой формы взаимодействия, как совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, лишь сферой деятельности следственных изоляторов. Самостоятельно проводить какое-либо ОРМ оперативные подразделения УВД, ФСБ и других оперативно-розыскных органов на территории следственных изоляторов не вправе.

1.2. Задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. В ст. ст. 17 - 64 Конституции РФ названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией РФ (ст. 64). [1]. Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно Закону об ОРД предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД.

В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека. [1]

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны выполнять поручения субъектов, обладающих властными полномочиями в сфере уголовно-процессуальной деятельности, которые, в свою очередь, возникают из необходимости решения задач обеспечения уголовного судопроизводства. Это положение как бы корреспондирует с регламентированным уголовно-процессуальным законодательством правом органов дознания, следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Законодателем сформулирован ряд условий реализации правового предписания, касающегося исполнения органами, осуществляющими ОРД, поручений властных субъектов уголовного процесса. К их числу можно отнести следующие:

- органы, осуществляющие ОРД, могут исполнять поручения следователя только в пределах своих полномочий. Это означает, что орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд при даче поручения или указания должны учитывать уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, административно-правовую компетенцию оперативных подразделений, а также их функции, территорию и объекты, которые они обслуживают, и др.;

- поручения, указания и решения должны быть даны в письменной форме. Только в этом случае согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ они обязательны к исполнению. В Законе не определены структура и содержание поручения. Однако в сложившейся практике в документе должны найти отражение следующие вопросы: кому адресовано поручение, основания направления поручения (номер уголовного дела, обстоятельства преступления), что следует установить или какие мероприятия провести, срок выполнения поручения, какие документы представить следователю;[3]

- орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд могут давать поручения и указания лишь по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве;

- в поручении, указании и решении не должна определяться тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия. Выбор способов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД.

Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение ОРМ. Исключения составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.

Закон не устанавливает для органов, осуществляющих ОРД, сроков выполнения поручений следователя, органа дознания, руководителя следственного органа и решений суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. В ст. 152 УПК РФ говорится лишь о десятидневном сроке выполнения поручения следователя о проведении розыскных или следственных действий в другом районе.