Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Цель данной работы - исследовать задачи права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

- дать представление об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

- исследовать задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

- исследовать права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

- проанализировать социальную и правовую защиту должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Объектом исследования являются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Предметом – их задачи, права и обязанности.


Глава 1. Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их основные обязанности

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям.

Оперативное подразделение есть организационно-штатное звено (подразделение), входящее в структуру соответствующего правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных или контрразведывательных либо разведывательных задач, предусмотренных федеральным законодательством.

Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Им может выступать оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное, информационно-аналитическое отделение, отдел, служба, управление, а равно подразделение собственной безопасности.

Перечень структурных подразделений вправе определять Министр внутренних дел РФ.

Оперативные подразделения имеются в структуре МВД России, ГУВД субъектов Федерации, УВД, УВД в районах (городах) и иных муниципальных образованиях, ОВД на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Таким образом, в структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:

- уголовного розыска;

- по борьбе с экономическими преступлениями;

- по борьбе с организованной преступностью;

- по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

- обеспечения собственной безопасности;

- оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

- оперативного поиска;

- оперативно-технические;

- по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.


Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" [6] под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

Оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Оперативные подразделения органов ФСБ имеются в структуре центрального аппарата ФСБ России, в территориальных органах - органах безопасности субъектов Федерации (управления в краях и областях). Перечень подразделений вправе определять директор ФСБ России.


Так, ФСБ России осуществляет следующие функции:

- организует в пределах своих полномочий оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов федеральной службы безопасности; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности внедрения в преступные группы и других оперативно-розыскных мероприятий;

- разрабатывает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, по противодействию экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

- разрабатывает меры по борьбе с террористической и диверсионной деятельностью и организует их осуществление, а также определяет порядок использования подразделений специального назначения и прочее.

Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной охране"[7] под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Перечень подразделений соответствующей службы вправе определять руководитель Федеральной службы охраны России.

В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы, органы пограничной службы и иные государственные органы обеспечения безопасности Российской Федерации.


К объектам государственной охраны относятся: Президент РФ и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его; Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ (указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий); главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ, Председателя Государственной Думы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ.

Перечень подразделений ГТК России определяет председатель ГТК России.

Среди функций ГТК имеются такие, как:

- обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

- организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

- обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации и др.

Кроме того, таможенными органами проводятся ОРМ, обеспечивающие собственную безопасность. Для этого в структуре Таможенного комитета, региональных управлений и таможен создаются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять ОРД.