Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их основные обязанности
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
1.2. Задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Глава. 2. Защита прав должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД, распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штаты этих органов. Основным должностным лицом оперативного подразделения оперативно-розыскного органа, непосредственно осуществляющим ОРМ, на основании и в соответствии в действующим оперативно-розыскным законодательством является оперативник (оперативный работник, сыщик, оперуполномоченный и т.д.). Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями Закона об ОРД и иными нормативными актами.[5]
В ч. 1 ст. 16 Закона об ОРД указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих ОРД: социальную и правовую (юридического статуса).
Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др. Заметим, что меры социальной защиты определены в Законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД ("О полициии", "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", "О государственной охране" и др.), и ведомственных нормативных актах. Анализ этих правовых актов показывает, что при формулировании их положений законодатель исходил из концепции социальной защиты, заложенной в Законе "О полиции". В некоторых из них воспроизводятся нормы, зафиксированные в Законе "О полиции", а иногда положения этих нормативных актов носят бланкетный характер.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2) правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этих лиц, а также правовой механизм их реализации.[1]
Прежде всего, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угрозу или насильственные действия в отношении него (ч. 2 ст. 296), клевету (ч. 2 ст. 298) и др.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3), лица, осуществляющего государственный контроль (ст. 19.4), и др.[4]
К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (.
При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач.
Кроме того, в ведомственных нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб.
Никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом - см. комментарий к ст. ст. 20 - 22) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Единственным исключением из данного правила служит возможность вмешательства в ОРД со стороны лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Указанное предписание означает, что только в законодательном акте федерального уровня возможно предусмотреть какую-либо норму о полномочиях лиц в сфере ОРД.
Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Под прямым начальником понимают должностное лицо, которому подчиняется по совместной службе лицо, осуществляющее ОРД. Непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник. В случае, когда при осуществлении ОРМ участвуют должностные лица, представители различных оперативно-розыскных органов, старшим выступает сотрудник того органа, в непосредственную компетенцию которых входит проведение конкретного ОРМ.
В ходе ОРД должностные лица издают указания, предписания, распоряжения и т.п. Отличие между ними заключается в различном характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, уполномоченных их принимать.
В оперативно-розыскной практике указанные документы издаются письменно или устно, а также передаются с использованием различных средств связи (телефон, факс и т.д.).
На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной - поступило указание.
Под преступным понимается приказ или распоряжение, предписывающие совершить действия, явно нарушающие уголовный закон, направленные во вред интересам человека, общества или государства.
Ответственность за наступившие последствия несет лицо, отдавшее приказ или распоряжение, так как оно, располагая соответствующими данными, должно соотносить принимаемое решение с предусмотренными законом полномочиями, а также учитывать тот вред, который будет причинен действиями, исполненными по приказу или распоряжению, с тем ущербом, который при этом удастся предотвратить.
Со стороны органа, осуществляющего ОРД, а также лиц, оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах. Так, согласно Закону "О полиции" сотрудники полиции (а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел) не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Под выполнением служебного долга понимаются действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из предписаний закона или трудового договора с оперативно-розыскным органом.
Выполнение общественного долга - осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества, так и в отношении законных интересов отдельных граждан
Названные установления адекватны положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38) и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ). Например, ст. 38 УК РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.[2]
В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать тайное хищение чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД, следует руководствоваться положением ст. 39 УК РФ, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами.
Однако в случае с гражданско-правовой ответственностью дело обстоит несколько иначе. Согласно ст. 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Также, согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Закон предусматривает возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также во время их службы в должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих дел оперативного учета (см. комментарий к ст. 10), поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.
Заключение
Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.
Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.
Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.
Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст.13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.