Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их основные обязанности
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
1.2. Задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Глава. 2. Защита прав должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Материалы - это, прежде всего, документальный носитель информации, содержащий сведения, представляющие интерес для органов, осуществляющих ОРД.
Сообщения - информация, передаваемая по различным каналам связи (почтовым, электрическим).
Изъятие предметов и материалов осуществляется в целях:
а) исключения использования при совершении преступления;
б) исследования;
в) обеспечения их сохранности.
Изъятие не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием. Оно осуществляется как бы попутно в процессе проведения ОРМ.
В случае изъятия в процессе ОРМ каких-либо объектов об этом обязательно указывается в итоговом оперативно-служебном документе с отражением условий их изъятия, упаковки и условий хранения.
Законодатель предоставил органам, осуществляющим ОРД, право на изъятие сообщений, а также прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также государственной, военной, экономической безопасности Российской Федерации.
Прерывание представляет собой внезапное, одномоментное прекращение предоставления какой-либо услуги связи (почтовой, телефонной) или ее приостановление на неопределенное время.
Действия по изъятию сообщений и прерыванию услуг связи объединяет в одну группу то, что они преследует единую цель - недопущение получения соответствующей криминальной информации адресатом. Ситуации, требующие подобных действий, могут возникать при проведении таких мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Важным положением комментируемой статьи является то, что угроза лицу или безопасности Российской Федерации должна быть непосредственной, т.е. неблагоприятные последствия могут последовать сразу же или через непродолжительное время после получения адресатом передаваемой информации. Следовательно, непосредственными целями изъятия будут устранение указанных в Федеральном законе угроз или их нейтрализация.
Источники угрозы жизни и здоровью лица могут быть самыми различными: непосредственные действия человека, техногенные факторы и др.
Технические вопросы прекращения связи определяются ведомственными подзаконными нормативно-правовыми актами.
Конфиденциальное сотрудничество - это отношения лица и органа, осуществляющего ОРД, основанные на доверительности и секретности и направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности. В данном предписании Закона зафиксировано одно из важных условий осуществления ОРД и одновременно принцип - привлечение к негласному сотрудничеству лиц для решения задач ОРД.
В качестве важнейшего условия правомерности сотрудничества лица с органами, осуществляющими ОРД, Закон называет его согласие.
Любой гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства (апатрид), а также гражданин или подданный другой страны, лицо с двумя гражданствами (бипатрид) может сотрудничать с органами, осуществляющими ОРД. Однако стремление какого-либо лица сотрудничать с оперативными подразделениями еще не означает, что последние обязаны принимать такое предложение. Приоритет в принятии решения о необходимости сотрудничества законодатель закрепил за руководством органов, осуществляющих ОРД, которые должны досконально изучить кандидата на выполнение вышеуказанной работы.
У лиц могут быть различные причины и мотивы, руководствуясь которыми, они изъявляют желание конфиденциально сотрудничать с правоохранительными органами и спецслужбами (желание бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм и др.). Исходя из этого, а также результативности их деятельности, органы, осуществляющие ОРД, могут конфиденциально сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.
Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.
Для решения задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД, они вправе по соглашению с юридическими и физическими лицами использовать принадлежащие им жилые и нежилые помещения, вещи, транспортные средства.
Оперативные органы вправе использовать вышеуказанные материальные объекты, т.е. им на правах собственника могут принадлежать права пользования (ст. 209 ГК РФ). Указанное правомочие собственника следует отличать от права владения и распоряжения (продавать, дарить и т.п.).
Тактические цели подобного использования могут быть самыми различными: засада, наблюдение за объектом, конспиративная встреча и т.п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества могут быть предоставлены на возмездной основе. Услуги могут быть разовыми или долгосрочными.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может быть заключен только на основе согласия лица, являющегося собственником имущества или на законной основе владеющего или распоряжающегося им. Согласно ч. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом или договором данного вида не установлена определенная форма.
Закон разрешает органам, осуществляющим ОРД, в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В предписаниях ст. 15 Закона об ОРД реализуется принцип конспирации ОРД. Главное предназначение данного предписания заключается в возможности эффективного осуществления ОРМ, что достигается посредством сокрытия от окружающих действительной принадлежности физических (юридических) лиц оперативно-розыскным органам.[5]
Под должностными лицами в данной статье понимаются, прежде всего, штатные сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон допускает полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Это означает, что могут скрываться не только их принадлежность к органам, осуществляющим ОРД (как предусмотрено относительно предприятий), или факт сотрудничества, но и их анкетные данные, место рождения и жительства, место работы, профессия и т.п.
Зашифровка - это профессиональный термин ОРД, под которым понимается комплекс мероприятий по сокрытию принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения, а также фактов проведения ОРМ. Зашифровка названных объектов проводится с помощью специальных средств и методов. Наличие документов, зашифровывающих помещения, транспортные средства и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность ("документы прикрытия"), зачастую является обязательным атрибутом этой деятельности и служит гарантией безопасности и важным условием эффективности проводимых с их помощью мероприятий. Документы оперативного прикрытия могут быть использованы только для решения задач ОРД и исключительно для реализации ее целей.
Органы, осуществляющие ОРД, имеют право создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.
Они создаются в соответствии с существующим законодательством. В данном случае подразумевается прежде всего порядок, установленный гражданским законодательством. Он предусматривает, что созданная оперативно-розыскным органом организация, как и все юридические лица, должна иметь в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (см. ч. 1 ст. 48 ГК РФ).
Гражданское законодательство предусматривает возможность создания юридическими лицами филиалов и представительств (ст. 55 ГК РФ).
Предприятия, учреждения, организации и подразделения, создаваемые органами, осуществляющими ОРД, могут носить легендированный характер, т.е. функционировать под вымышленным названием и правдоподобной легендой. Такие организации создаются для решения частных задач оперативно-розыскной деятельности. Например, для проведения оперативного эксперимента по выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в отношении коммерческих фирм, может быть создано легендированное предприятие, целью которого будет выявление и изобличение преступников данной категории, либо для раскрытия сложного, хорошо спланированного преступления. Создание и функционирование легендированных предприятий нельзя рассматривать в качестве самостоятельного ОРМ. Такого мероприятия нет в перечне ст. 6 Закона об ОРД, и, кроме того, по своей сути, создание предприятий носит вспомогательный характер и используется при проведении оперативного эксперимента, оперативного внедрения и др.
Законные требования - это властные предписания, направленные на решение задач ОРД и не выходящие за рамки оснований, предусмотренных действующим законодательством. Так, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, являясь работниками полиции, в соответствии со ст. 11 Закона "О полиции" имеют право:
а) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
б) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений;
в) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
г) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры;
д) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
е) задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
и) задерживать и содержать в полиции на основаниях и в порядке, предусмотрены законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;
к) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
л) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
м) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям, поощрять граждан, оказавших помощь полиции, и др.
Неисполнение законных требований - это непринятие мер к приведению их в исполнение лицом, в полномочие или обязанность которого входит осуществление определенных действий или принятие решения по реализации законных требований соответствующего должностного лица оперативно-розыскного органа.
Воспрепятствование законному осуществлению ОРД - это любое действие, направленное на воспрепятствование законному проведению определенных ОРМ.
Неисполнение законных требований может повлечь ответную реакцию со стороны соответствующих государственных органов путем привлечения виновного к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.