Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Управленческие решения: понятие и видовая классификация
1.2. Методы снижения негативных последствий управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
3.1. Система принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что процессы принятия решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Разработка и принятие решения является важнейшей процедурой в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности. В процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Достаточно сложно определить количественное влияние данного аспекта на деятельность хозяйствующего субъекта. Тем не менее именно от того, насколько верно руководитель принял управленческое решение, зависит эффективность функционирования предприятия.
Целью исследования является изучение специфики негативных последствий принятия управленческих решений и разработка рекомендаций по их предотвращению.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть понятие «управленческие решения» и привести их классификацию;
- раскрыть методы используемые для снижения негативных последствий управленческих решений;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ проблемных зон системы принятия решения организации;
- разработать предложения, направленные на минимизацию негативных последствий.
Объектом исследования является оценка негативных последствия принятия решений на примере действующей организации - ООО «ОКТОБЛУ».
Предметом исследования выступают управленческие решения, как инструмент изменений в развитии организации
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как: Т.А.Акимова, Л.Н. Албастова, Е.И. Бражко, Г.В. Серебрякова, Э.А.Смирнов, Д.Д. Вачугова, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, В.Н. Парахна, А.В. Петренко и др., а так же источники периодической литературы и интернет-ресурсы.
В курсовой работе применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода; экономико-статистические методы сбора и обработки информации и аналитические методы системного анализа. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «MicrosoftOffice».
Структурно исследование представлено введением, тремя главами, содержащими подпункты, заключением и списком использованных источников.
1. Управленческие решения, как результат управленческой деятельности: сущность понятия и методологические основы регулирования их последствий
1.1. Управленческие решения: понятие и видовая классификация
Управленческое решение можно определить, как результат анализа, оптимизации, прогнозирования и экономически обоснованного выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения цели системы управления. Это также является творческим и волевым воздействием, направленным субъектом управления на ликвидацию проблемы и приближение действительных параметров объекта к прогнозным, желаемым [1, с. 37].
Решение можно назвать управленческим, если его разрабатывают для социальной системы, то есть его вектор направлен в сторону стратегического планирования, управления производственной и управленческой деятельностью, управления человеческими ресурсами [15, с. 126].
Любому руководителю в своей деятельности приходится решать многоплановые задачи, вынуждающие его разрабатывать, принимать и реализовывать то единственно правильное управленческое решение, которое соединит поставленные цели с конечным результатом. Все принятые решения должны быть обоснованными и взвешенными, но даже в этом случае есть вероятность столкнуться с непредсказуемым результатом, который зависит от профессионализма менеджера [5, с. 54].
Управленческие решения в менеджменте конкретизируются в определенные программы действий, которые включают мероприятия, методы осуществления, круг исполнителей, срок действия, нужные показатели и критерии их оценки. В таких программах, помимо всего, определяется и место каждого участника в процессе выполнения задач, при этом все действия структурных подразделений должны быть согласованы и скоординированы.
Любое управленческое решение влияет на социальные, экономические, правовые и организационные интересы предприятия, поэтому его разработка требует от управленца широкого взгляда на структуру решения и всех возможных последствий.
Сущность управленческого решения с экономической стороны состоит в том, что каждый шаг требует материальных и финансовых ресурсов. Сопоставляя затраты с возможными выгодами, определяют целесообразность данного решения [23, с. 63].
Правовая сущность подразумевает осуществление законных мероприятий и строгое соблюдение законодательства[22, с. 94].
Организационная сущность предполагает наличие соответствующего, организационного решения (возможности). Если нет персонала, техники, системы контроля, то такое управленческое решение не стоит и принимать.
Для принятия качественного управленческого решения применяют научные принципы и подходы, методы моделирования, автоматизированное управление, интуицию, рациональность и опыт. Интуитивный метод напрямую зависит от ощущений и опыта, и если ориентироваться только на него, то можно стать заложником случая, столкнувшись с новыми непредвиденными обстоятельствами. Поэтому для стратегического управления рекомендуется использовать научные методы анализа и оптимизации, учитывая и рассматривая несколько альтернатив [10, с. 111 - 119].
Управленческим решением является любое действие планирования, подготовки организации, выбора цели и программы, а также комплекс взаимосвязанных действий, направленных на выполнение конкретных задач. Каждое такое постановление разрабатывается для социальной системы, обычно представленной всей совокупностью персонала компании. Впрочем, это может быть и население государства, и другой общественный организм. В процессе принятия управленческого вердикта чаще всего отмечаются три двигающих силы: это интуиция, рациональность и суждение. Интуитивное решение является важным, когда необходимо принятие быстрых действий [17, с. 54].
Суждение как метод выбора постановления тоже не всегда надежно, однако эффективно, когда подобный вердикт в схожей ситуации раньше уже приносил результат. Наиболее эффективный менеджер умело комбинирует свои мероприятия в зависимости от внешних условий [15, с. 142].
Управленческие решения направлены на широкий ряд аспектов, основные из которых следующие:
- менеджмент деятельности;
- управление ресурсами персонала;
- контроль сфер производства и обслуживания;
- планирование стратегических программ;
- контроль внутренних и внешних коммуникаций;
- поддержка создания системы управления корпорации [8, с. 126].
Менеджерские постановления весьма многогранны и классифицируются по многим пунктам.
Виды управленческих решений по масштабным воздействиям: общие и частные.
По времени действия: оперативные и стратегические.
По прогнозируемым свойствам: с вероятным исходом и с прогнозируемым исходом.
По методам переработки информации: эвристические и алгоритмические.
Виды управленческих решений по числу критериев: однокритериальные и многокритериальные.
По значению результата: одноуровневые, а также многоуровневые.
По способу принятия: индивидуальные и коллективные.
И, наконец, виды управленческих решений по характеру фиксации: письменные и устные [7, с. 101 - 106].
От нижеуказанных моментов во многом зависит эффективность управленческого решения.
Вердикт задается реальными целями.
Для претворения решения в жизнь имеется достаточный ресурс времени, средств и др.
Рисковые ситуации предусмотрены до утверждения плана действий.
Решение применимо к конкретным условиям имеющейся компании.
План не предвещает конфликтных ситуаций в своих прогнозах.
Процесс осуществления решения может быть проконтролирован менеджером.
Учитываются дополнительные условия, возникающие в процессе осуществления управленческого решения [2, с. 24].
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления [19, с. 62].
Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели [3, с. 113].
Основными критериями отличающими управленческие решения являются.
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение, исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы [6, с. 138].
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения [18, с.152 - 155].
Таким образом, можно сказать, что определение и характеристики управленческого решения как понятия и как акта повседневной деятельности индивидов, объединенных в рамках организации, позволяют с новой позиции подойти к описанию сущности процесса принятия решений.
Во многом результативность разрешения проблемы определяется не столько тем, что нужно решить, сколько тем, как принимать решение. Процесс принятия решений выступает первостепенным фактором эффективности управленческой деятельности в организациях и человек связанный с принятием управленческих решений, должен научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникальность возникающих проблем, а с другой – не изобретая велосипед для их решения. Собственно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого решения как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом.
1.2. Методы снижения негативных последствий управленческих решений
Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них — формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики [23, с. 119].