Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Управленческие решения: понятие и видовая классификация
1.2. Методы снижения негативных последствий управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
3.1. Система принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
Организует сбор информации от потребителей об удовлетворенности товарами, претензиях и жалобах на товары; определяет формы и способы устранения недостатков в поступающих от потребителей претензиях и жалобах.
Поддерживает связь с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий.
Разрабатывает меры по стимулированию продаж. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
Анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует их, вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия [5, с. 46].
Главной функцией менеджера с логистики управлять и координировать процессы сбыта и закупки, и настраивать эффективную производственную деятельность.
Назначает на должность менеджера с логистики и увольняет с нее указом руководитель предприятия.
Человек, назначенный на должность менеджера с логистики, должен иметь полное высшее образование за направлениям подготовки «Менеджмент».
Менеджер с логистики осуществляет руководство работниками логистических подразделений предприятия.
На время отсутствия менеджера с логистики через отпуск, командировку, болезнь и т.п. и его обязательства исполняет человек, назначенный в установленном порядке. Этот человек имеет соответствующее права, и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязательств [20, с. 124].
На данном предприятии стратегические решения принимает генеральный директор и заместителями.
Наиболее важные решения, принимаемые предприятием являются групповыми, и иногда принимаются вместе с учредителями предприятия на заседаниях, которые проводятся еженедельно, каждый понедельник.
Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах.
Для принятия решений, например, от которых зависит правильная организация работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.
Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спроса и предложения, увеличения или снижения темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия [7, с. 213].
Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, материальной помощи, выговор, строгий выговор), работников, качественно выполняющих свои обязанности, премируют и продвигают по служебной лестнице.
Принятые решения оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения [24, с. 347].
На данном предприятии выявлены следующие недостатки в работе руководства, не позволяющие в полной мере проводить эффективное принятие решений и осуществлять контроль за их исполнением.
На предприятии отсутствует контроль по подсистемам, а от обоснованности и реализации этих подсистем зависит эффективность системы менеджмента в целом.
Регламентация контрольных процедур на предприятии ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля предприятия, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности (заключительного контроля). Описание процедур предварительного контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, анализе ее, принятие на ее основании решений отсутствуют [24, с. 365].
На данном предприятии документ, описывающий структуру, утвержден, однако, степень детализации информации в нем недостаточна. Это является серьезным препятствием для эффективного распределения функций между структурными подразделениями. Так как составной частью среды контроля являются документы, регламентирующие деятельность подразделения предприятия и отдельных специалистов (регламенты, инструкции), часть из них оказывается неразработанной или неутвержденной, отсутствует единообразие в стандартных изложениях информации, не взаимосвязаны между собой регламенты, качество информации в регламентах оставляет желать лучшего.
В последнее время на предприятии потребность в решение проблем выбора существенно возросла и многие из традиционных способов их решения оказались малопригодными.
3. Предложения совершенствования системы принятия решений с минимальными негативными последствиями для ТМ «ДЕКАТЛОН»
3.1. Система принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
На основе сделанного анализа необходимо разработать мероприятия направленные на совершенствование организационной структуры управления предприятия.
Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента в магазине спортивных товаров «ДЕКАТЛОН»;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение много вариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Эффективность управленческого решения зависит от многих моментов: личностной оценки руководителя, уровня риска, времени и изменяющегося окружения, информационных и поведенческих ограничений, отрицательных последствий, взаимозависимости решений и др.
К технико-технологическим факторам повышения эффективности управленческих решений относятся: машиновооруженность труда, степень использования средств оргтехники, техническая культура специалистов и технических исполнителей и другие.
К социально-экономическим факторам относятся: авторитет руководителя, межличностные отношения, психологические характеристики, конфликтные ситуации, система морального и материального стимулирования, санитарно гигиенические условия труда, утомляемость, физические нагрузки, общее состояние здоровья работников и другие.
К организационным факторам: степень рациональности структуры аппарата управления, состояние разделения и кооперации труда, подбор и расстановка кадров, организация исполнения, организация рабочих мест, рациональность использования рабочего времени [21, с. 154-168].
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
- фактор времени (время осуществления проектов или вложений инвестиций)
- фактор качества объекта;
- фактор масштаба (объема) производства объекта;
- уровень освоенности объекта в производстве;
- метод получения информации для принятия управленческого решения;
- условия применения (эксплуатации) объекта;
- фактор инфляции;
- фактор риска и неопределенности [2, с. 103].
В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения в магазине спортивных товаров «ДЕКАТЛОН» могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности инвестиций в магазине спортивных товаров «ДЕКАТЛОН».
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
Всю потребность информации представляет руководитель на всех уровнях организации, будь то собственная или же своих подчиненных. Руководитель должен уметь оценивать качественные и количественные стороны собственных потребностей и других потребителей, а также он должен определять в информационных обменах, что такое «много» и «мало».
Разработка системы сбора предложения создана с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники имеют доступ к генерированию идей. Целью является игнорирование идей на пути снизу вверх и фильтрация снижения остроты тенденции.
Работники фирмы могут анонимно давать свои предложения в специальном ящике. Из-за часто отсутствующих механизмов подтверждения фактов, данный вариант считается не слишком эффективным. Данная программа позволяет работникам понять причины приема или отказа от их предложений, при этом она обеспечивает стимулирование и располагает механизмами.
Система сбора предложений может создаваться и по другому. Через телефонную сеть работник может задавать вопросы и звонить анонимно, такую сеть вполне могут развернуть организации.
В другом варианте предусматривается создание групп руководителей и работников, представляющих взаимные интересы, которые встречаются и обсуждают вопросы.
Примером руководителя по совершенствованию обмена информацией может служить регулирование информационных потоков. Бывают и другие. Например, для обсуждения грядущих перемен, распределения работы руководители могут практиковать короткие встречи [26, с. 277].
Для рассмотрения тех же вопросов руководители могут предпочесть другие варианты встреч с участием подчиненных. На таком настаивают многие организации. Чтобы добиться контакта с руководителем или товарищами по работе, подчиненные предпринимают подобные шаги. Все эти примеры отображают суть ролей контролера.
Дополнительные возможности управленческого действия в информационном обмене дает реализация контроля и формирование планирования.
К дополнительным действиям можно отнести контроль хода работ по плану, обсуждение и прояснение новых планов.
Эффективно работающие руководители преодолевают разрыв между собою и своими подчиненными путем создания продуманных систем коммуникаций, которые гарантируют прохождение сообщений вниз и восприятие их там. Чтобы проводить этот опрос, с целью получения информации от руководителей и рабочих, есть множество вопросов:
- доведены ли до них цели их деятельности;
- с проблемами потенциального или реального характера они могут столкнуться или сталкивались;
- получают ли они своевременную и точную информацию, необходимую для работы;
- открыты ли их руководители для предложений;
- информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе [12, с. 159].