Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Управленческие решения: понятие и видовая классификация
1.2. Методы снижения негативных последствий управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
3.1. Система принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
На рисунке 1 показана организационная структура ООО «ОКТОБЛУ» в рамках одного из филиалов ТМ «ДЕКАТЛОН» расположенного по адресу: Москва, шоссе Энтузиастов, д. 12, кор. 2 (ТК «Город»)
Рисунок 1. – Организационная структура магазина «ДЕКАТЛОН»
Структура управления относится по классификации к линейно-функциональной, что выражается в том, что единая организация состоит из отдельных подразделений, каждое из которых выполняет четко регламентированные задачи. Подобная организационная структура обладает радом преимуществ и недостатков.
Преимущества такой структуры:
- стимулирует деловую и профессиональную специализацию,
- уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях,
- улучшает координацию в функциональных областях.
Недостатки данной структуры отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями [2, с. 155].
Проведем анализ основных экономических показателей организации в динамике за три года. В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности компании ООО «ОКТОБЛУ» за 2012 – 2014 гг.
Таблица 1
Динамика экономические показателей компании ТМ «ДЕКАТЛОН» за 2013 – 2015 гг.
Наименование показателей |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение (+,-) |
Динамика (%) |
|||
2013-2014 |
2014-2015 |
2013-2014 |
2014-2015 |
|||||
Товарооборот, тыс. руб. |
||||||||
-в действующих продажных ценах (ВД) |
1 151 426 |
1 643 006 |
1 663 110 |
491 580 |
20 104 |
42,69 |
1,22 |
|
-в сопоставимых продажных ценах (ВС) |
1 151 426 |
1 554 425 |
1 523 337 |
402 999 |
-31 088 |
35,00 |
-2,00 |
|
Себестоимость, тыс. руб. |
||||||||
-в действующих ценах (СД) |
978 712 |
1 347 265 |
1 347 119 |
368 553 |
-146 |
37,66 |
-0,01 |
|
-в сопоставимых ценах (СС) |
978 712 |
1 331 048 |
1 297 772 |
352 336 |
-33 276 |
36,00 |
-2,50 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
||||||||
-в действующих ценах (ПД=ВД=СД) |
172 714 |
295 741 |
315 991 |
123 027 |
20 250 |
71,23 |
6,85 |
|
-в сопоставимых ценах (ПС=ВС-СС) |
172 714 |
223 377 |
225 564 |
50 663 |
2 187 |
29,33 |
0,98 |
|
Прочие доходы, тыс. руб. (ПДох) |
38 135 |
51 019 |
51 621 |
12 884 |
602 |
33,79 |
1,18 |
|
Прочие расходы, тыс. руб. (ПРас) |
47 931 |
72 297 |
77 390 |
24 366 |
5 093 |
50,84 |
7,04 |
|
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. (НП = ПД + ПДох - Прас) |
162 918 |
274 463 |
290 222 |
111 545 |
15 759 |
68,47 |
5,74 |
|
Налог на прибыль, тыс. руб. (Н = НП х 0,24) |
43802 |
76083 |
79622 |
32 281 |
3 539 |
73,70 |
4,65 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. (ЧП = НП = Н) |
138 708 |
240 930 |
252 138 |
102 222 |
11 208 |
73,70 |
4,65 |
|
Общая торговая площадь, кв.м. (П) |
15200 |
16800 |
20100 |
1600 |
3300 |
10,53 |
19,64 |
|
Выручка на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. (ВТ = ВД / П) |
75,75 |
97,80 |
82,74 |
22,05 |
-15,06 |
29 |
-15 |
|
Товарные запасы (ТЗ), тыс. руб. |
120000 |
170200 |
205500 |
50 200 |
35 300 |
41,83 |
20,74 |
|
Оборачиваемость товарных запасов 365 / (ВД / ТЗ), дни |
38 |
37,8 |
45,1 |
-0,20 |
7,30 |
-0,53 |
19,31 |
В таблице 1 прирост объема реализации в действующих ценах включает в себя как прирост физического объема реализации товаров, так и прирост средних цен на товары. Как показывают данные таблицы, выручка от реализации в действующих ценах составила в 2013 году 1151426 тыс. руб., в 2014 году 1643006 тыс. руб., в 2015 году 1663110 тыс. руб. За 2014 год прирост выручки в действующих ценах составил сумму 491580 тыс. руб. или 42,69%, в 2015 году 20104 тыс. руб. или всего 1,22%.
В сопоставимых ценах прирост выручки составил в 2014 году 402999 тыс. руб. или 35%, в 2015 году вообще отмечено снижение выручки в сопоставимых ценах на 31089 тыс. руб. или на 2%. Таким образом, в 2015 году прирост объема выручки обусловлен лишь ростом цен.
Себестоимость в действующих ценах в 2013 году составила 978712 тыс. руб., в 2014 году 1347265 тыс. руб., в 2015 году 1347119 тыс. руб. Прирост себестоимости в 2014 году составил 368553 тыс. руб. или 37,66%, в 2015 году наблюдается снижение себестоимости на 146 тыс. руб. или 0,01%.
В 2013 году сумма прибыли от продаж в действующих ценах составила 172714 тыс. руб., в 2014 году 295741 тыс. руб., в 2015 году 315991 тыс. руб. Прирост прибыли от продаж в 2014 году составил 123027 тыс. руб. или 71,23%, в 2015 году 20250 тыс. руб. или 6,85%. Прирост прибыли от продаж в сопоставимых ценах составил в 2014 году 50663 тыс. руб. или 29,33%, в 2015 году 2188 тыс. руб. или 0,98%.Сумма прибыли от продаж корректируется на сумму прочих доходов и расходов.
Выручка магазина спортивных товаров «ДЕКАТЛОН» на 1 кв. метр торговой площади, составлявшая в 2013 году 75,75 тыс. руб. на 1 кв. метр, выросла за 2014 год на 29%, в 2015 году снизилась на 15%. Кроме этого, отрицательным моментом в работе предприятия является повышение продолжительности оборачиваемости товарных запасов.
В рамках оценки финансового состояния магазина спортивных товаров «ДЕКАТЛОН» проведем расчет показателей финансовой устойчивости и платежеспособности.
Для оценки финансовой устойчивости существует ряд показателей, рассчитываемых по следующей методике.
Коэффициент автономии (Ка) рассчитывается по формуле (1):
Ка = СК / ВБ, (1)
где СК – собственный капитал предприятия;
ВБ – валюта баланса [25, с. 154].
Соотношение заемных и собственных средств (Кзс) определяется по следующей формуле (2):
Кзс = ЗС / СК, (2)
где ЗС – заемные средства [25, с. 156].
Обеспеченность собственными источниками финансирования (Кос) необходимо определить по формуле (3):
Кос = СОС / ОС, (3)
где СОС – собственные оборотные средства;
ОС – сумма оборотных средств[25, с. 157].
Соотношение собственных и привлеченных средств (Ксп) рассчитывается по формуле (4) [25, с. 157]:
Ксп = СК / ЗС. (4)
Коэффициент финансовой зависимости (Кфз) рассчитывается по формуле (5) [25, с. 159]:
Кфз = ВБ / СК (5)
Коэффициент маневренности (Км) рассчитывается по формуле (6):
Км = (СОС + ДЗК) / СК (6)
где ДЗК – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в текущие активы [25, с. 161].
Результаты расчетов финансовых коэффициентов предприятия представлены в таблице 2. Как показывают данные таблицы 2, в 2013-2015 гг. финансовые коэффициенты, рассчитанные для магазина и характеризующие зависимость организации от внешних источников финансирования, были ниже нормы. При этом в отношении отдельных коэффициентов отмечается отрицательная динамика.
Таблица 2
Динамика финансовых коэффициентов магазина спортивных товаров
«ДЕКАТЛОН»
Показатель |
Нормальное значение (ограничение) |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение (+,-) 2015 от 2013 |
Автономии |
>0,5 |
0,55 |
0,47 |
0,42 |
-0,13 |
Соотношение заемных и собственных средств |
<1 |
0,83 |
1,12 |
1,39 |
0,55 |
Маневренности |
>0,2-0,3 |
0,76 |
0,86 |
0,83 |
0,07 |
Обеспеченность собственными источниками финансирования |
>0,1 |
0,43 |
0,36 |
0,32 |
-0,11 |
Соотношение собственных и привлеченных средств |
>1 |
1,20 |
0,89 |
0,72 |
-0,48 |
Финансовой зависимости |
<1,25 |
1,83 |
2,12 |
2,39 |
0,55 |
Данный факт подтверждает неустойчивость финансового состояния магазина спортивных товаров «ДЕКАТЛОН» и высокий уровень зависимости от внешних источников финансирования. Проведем оценку платежеспособности предприятия на основе оценки ликвидности баланса компании.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) рассчитывается по формуле (7):
Ктл = (ОС-РБП) / (КО – ДБП – РПР), (7)
где РБП – расходы будущих периодов;
КО – краткосрочные обязательства;
ДБП – доходы будущих периодов;
РПР – резервы предстоящих расходов [25, с. 163].
Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) рассчитывается по формуле (8):
Кбл = (ОС-З) / (КО – ДБП – РПР), (8)
где З – запасы и затраты [25, с. 164].
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) рассчитывается по формуле (9):
Кал = (КФВ+ДС) / (КО – ДБП – РПР) (9)
где КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДС – денежные средства [25, с. 165].
Результаты расчетов показателей (коэффициентов) ликвидности (платежеспособности) предприятия представлены в таблице 3.
Как показывают данные таблицы 3, в 2013-2015 гг. компания недостаточно неплатежеспособна.
Вообще, коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на 2-3 месяца вперед, коэффициент быстрой ликвидности – на 1-2 месяца вперед, а коэффициент абсолютной ликвидности – на ближайший месяц.
Таблица 3
Показатели (коэффициенты) ликвидности (платежеспособности) магазина спортивных товаров «ДЕКАТЛОН»
Показатель |
Оптимальное значение |
2013 г. |
2014 г. |
2015г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0,537 |
0,436 |
0,334 |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) |
2 |
2,202 |
2,047 |
1,705 |
Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный или критический коэффициент покрытия) |
1 |
0,995 |
0,774 |
0,678 |
Таким образом, на конец 2014 года организация является платежеспособной только на ближайший месяц, что свидетельствует о наличии скрытых внутренних проблем в компании.
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
На основании типовых должностных инструкций каждого работника данного предприятия задачи, полномочия и ответственность в магазине спортивных товаров «ДЕКАТЛОН» распределены следующим образом.
Директор управляет предприятием, отдает приказы и распоряжения, принимает решение об изменении штатного расписания, является представителем интересов фирмы перед другими физическими и юридическими лицами [4, с. 64].
Директор по продажам, маркетингу и логистике координирует работу отдела снабжения и отдела маркетинга и сбыта.
Директор по продажам, маркетингу и логистике руководит всеми видами деятельности организации, в том числе реализацией товара, контролирует соблюдение правил торговли, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, решает все вопросы в пределах предоставленных прав, в том числе по согласованию с генеральным директором организации.
Директор по продажам, маркетингу и логистике подчиняется напрямую главе компании. Эта должность играет решающую роль в подготовке, а также реализации стратегий, направленных на развитие предприятия. В большинстве случаев, задачи, которые относятся к сфере продаж, решает директор по продажам, маркетингу и логистике. Обязанности его предполагают разработку плана продаж, его выполнение, а также курирование системы сбыта, логистики и маркетинга [24, с. 124].
Директор по финансам и персоналу определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры. Осуществляет анализ и оценку финансовых рисков, разрабатывает меры по сведению их к минимуму, обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств и поступлением доходов, порядком оформления финансово-хозяйственных операций с поставщиками, заказчиками, кредитными организациями, а также операций внешнеэкономической деятельности.
Решает вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях [13, с. 148].
Бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
Кассир выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, осуществляет прием и контроль первичной документации, осуществляет операции по приему, учету, выдачи и хранению денежных средств и ценных бумаг, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка [1, с. 149].
Менеджер принимает продукцию, товары, оформляет приемосдаточные документы, распаковывает товары, производит предпродажную подготовку, обслуживает покупателей, производит современный и качественный учет движения товаров, документальное оформление.
Менеджер по маркетингу выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров.
Разрабатывает общую стратегию маркетинга компании, бюджет маркетинга и распоряжается выделенными финансовыми средствами.
Оценивает перспективы развития рынка, перспективы компании по освоению и завоеванию того или иного сегмента рынка; разрабатывает стратегию выхода на рынок. Определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары.
Разрабатывает предложения по индивидуализации товаров для передачи информации производителям или самостоятельному приданию товарам индивидуализирующих характеристик (упаковка, пр.).