Файл: Организация кассовой работы в банке ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование обеспечения необходимого и достаточного количества налично-денежных ресурсов КБ можно рассматривать как составную часть банковского менеджмента, разделяя его на стратегическое и оперативное.

Целью стратегического планирования является обеспечение ликвидности КБ в долгосрочной перспективе. Целью оперативного планирования является обеспечение текущей потребности структурных подразделений для выполнения своевременной выдачи наличных денег клиентам.

Кроме существования у коммерческого банка разветвленной сети, усложняет задачу планирования потребности в наличных деньгах ее неоднородность: банковская сеть может состоять из различных объектов планирования: филиал, внутреннее структурное подразделение, обменный пункт, банкомат.

Факторы, которые влияют на потребность в налично-денежных средствах включают:

-динамику прихода и расхода (статистические ряды);

-наличие остатка на утро рабочего дня в кассе;

-режим работы;

-покупюрный состав остатка и заявок клиентов;

-структура клиентской базы;

-перечень выполняемых операций;

-периодичность выплат зарплат, вкладов и прочих расходных операций (календарь выплат),

-наличие каких-либо особых маркетинговых решений в прошедшем периоде, которые сопряжены с увеличением объема выплат в настоящее время (например, традиционные рождественские акции по повышению ставок по вкладам для привлечения дополнительного ресурса);

-количество рабочих мест;

-наличие банкомата, время инкассации;

-квалификация кассового персонала.

Критериями оценки качества планирования НДО могут быть следующие показатели:

  • достаточность наличных денег для удовлетворения всех потребностей клиентов в течение дня;
  • минимальный остаток на конец дня;
  • снижение количества подкреплений (вывозов) наличности, и как следствие, снижение издержек па ее транспортировку [20].

Оперативное планирование необходимо для определения потребности завтрашнего дня. При практической реализации планируется потребность в наличных деньгах с опережением на два дня, то есть «сегодня на послезавтра». Если прогнозируется превышение расхода, то необходимо обеспечить подвоз наличных. При этом оформляется необходимая заявка в службу инкассации.

Наиболее сложной задачей в планировании потребности в НДО для сетевого банка является определение уровня запаса НДО, по которому определяется необходимость привоза-вывоза денежных средств. Кроме того, задача усложняется необходимостью учета развития банковской розницы и ряда факторов, изложенных выше. Необходимость балансировки двух разнонаправленных критериев — минимизация затрат на инкассацию и потери доходности коммерческого банка от превышения требуемого уровня запасов наличности обуславливает использование моделей логистики, в частности моделей управления запасами.


Для оценки нужного размера максимального остатка наличных денежных средств в кассе структурного подразделения, нужно проанализировать факторы, которые влияют на величину остатков денежной наличности.

Основные факторы, влияющие на величину остатков наличных денежных средств:

  1. Наличие и количество дополнительных офисов, их территориальная удаленность от основной площадки, режим работы.
  2. Структура и объем операций с физическими и юридическими лицами в течение операционного дня.
  3. Объемы использования пластиковых карт и инфраструктуры их обслуживания, количество обслуживаемых банкоматов.

Исходя из вышесказанного, процесс управления обеспечением сетевого банка наличными деньгами сводится к схеме, представленной на рис.2.

Обоснование уровня запаса наличности - лимитов в структурных подразделениях и в банке в целом

Определение потребности каждого структурного подразделения КБ на предстоящий день, подготовка подкрепления наличностью при необходимости

Анализ остатка наличных денег в КБ с учетом подкрепления\вывоза из подразделений, анализ потребности и достаточности наличности на предстоящий рабочий день

Анализ уровня ликвидности КБ (резервы ликвидности первого уровня) и оценка его соответствия нормативным требованиям

Подтверждение достаточности/дефицита/избыточности денег в кассе головного офиса

Доставка/вывоз наличных денег из/в РКЦ ЦБ

Рис. 2. Алгоритм управления обеспечением НДР

Одним из отдельных вопросов в планировании денежных средств становится планирование потребности КБ в денежной наличности для обеспечения сети банкоматов. Банкоматы дают возможность регулировать потребность коммерческого банка в денежной наличности и увеличивать равномерность ее использования при применении пластиковых карт, способствуют развитию эквайринга. Сеть банкоматов представляет собой систему поддержки карточных проектов, в связи с чем, их роль и значение выходят за рамки проблемы эффективной организации кассовой работы. Выбор места установки банкоматов требует подхода идентичного выбору стратегических зон хозяйствования для любой организации.

Основными критериями выбора станут:

-удобство пользования для клиентов;

-перекрестные людские потоки, определяющие массовость обращения к банкомату;

-возможность безопасного пользования, содержания и обслуживания.

Планирование потребности в денежной наличности для обслуживания сети банкоматов основано на учете количества банкоматов в сети, интенсивности потребления денежных средств, определяемую на базе статистики потребления, а также купюрного состава загруженных наличных денег, оценка которого основывается на анализе частоты сумм, получаемых при разовом изъятии средств из банкомата.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в деятельности коммерческого банка планирование налично-денежного оборота в связи с его влиянием на другие сферы деятельности банка, занимает центральное место. Отметим также, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. На практике решение вопроса обеспечения потребностей коммерческого банка в наличных деньгах не поставлено на систематическую основу, преобладает тактическое планирование. Решение задачи планирование отдается персоналу среднего уровня, отсюда - планирование осуществляется без учета причинно-следственных связей и многообразия факторов, которые влияют на процесс планирования, что неизбежно снижает качество планирования и его эффективность.

2.2. Концепция совершенствования организационно-экономического управления организации кассовой работы в коммерческом банке

Исследовав цели, принципы, подходы и методы кассовой работы коммерческого банка, была определена необходимость ее совершенствования на основе:

- использования системного подхода к организации, планированию и управлению кассовой работой банка;

- совершенствования методологии управления кассовой работой и организационной структуры;

-разработки системы экономических нормативов трудоемкости, затрат и лимитов, позволяющих оценить и повысить эффективность КР и использовать принципы моделирования финансовых результатов в стратегическом аспекте;

-использования современных технологий на базе повышения уровня технологизаии коммерческого банка;

- разработки и реализации концепции экономического взаимодействия с другими подразделениями банка, включая: участие в бюджетировании, тарификации банковских услуг;

- совершенствования и повышения эффективности инкассации; обслуживания сети банкоматов.

Системный подход к организации и управлению кассовой работой банка предусматривает в частности увязку целей с множеством средств их достижения; совершенствование методов и форм управления в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Исследуя вопросы организации и увеличения эффективности КР КБ большее внимание следует уделить проблемам совершенствования структуры управления кассовой работой коммерческого банка с учетом реформирования банковской деятельности.


Организация управления деятельностью любой организации и ее подразделений имеет большое значение для обеспечения эффективности деятельности. Вопрос увеличения эффективности управления может быть определен следующим образом - необходимо чтобы рост эффективности деятельности организации и ее подразделений стал одной из главных целей управленческой деятельности любого руководителя [20].

Так как повышение эффективности деятельности банка зависит от большого числа факторов, можно предположить, что главной задачей управления становится целенаправленное воздействие на эти факторы. Любые формы совершенствования управления должны улучшать это воздействие.

Факторы повышения эффективности управления можно разделить на факторы, оказывающие влияние на конечный результат деятельности организации, и факторы, влияющие на затраты на управление.

К основным факторам можно отнести:

-совершенствование методического обеспечения процесса управления на базе использования современных методов подготовки и принятия решений, обеспечивающих целенаправленное воздействие на управляемый объект;

- повышение степени обоснованности принимаемых решений;

- проведение многовариантных расчетов на основе разработки и анализа альтернатив;

- совершенствования информационного обеспечения процесса управления, обеспечение полноты и достоверности используемой информации на базе современных информационных технологий, а также повышения оперативности принимаемых решений.

С позиций повышения эффективности функции управления делят на разовые и циклично повторяющиеся. Первая группа функций управления оказывает разовое влияние на результат функционирования объекта управления, вторая группа - оказывает постоянное влияние на объект управления и распространяется как на основную, так и на обеспечивающую виды деятельности. Главной задачей при выполнении функций управления второй группы является обеспечение согласованного функционирования всех звеньев организации, что может привести к дополнительному эффекту за счет сокращения ущербов и снижения рисков организации [62].

Эмпирический характер распространения функций управления приводит безосновательной загрузке одних исполнителей и недозагрузке других. Более того, безосновательно отдав большое число полномочий и ответственности одному исполнителю, снижается оперативность принятия им решений, и их обоснованность, отсюда - снижение качества управления. Сложность данной проблемы для организации управления КР КБ усугубляется увеличением масштабов деятельности, связанных с укрупнением КБ, а также с ростом объемов работ, обусловленных расширением услуг (банковских продуктов) КБ.


Введение IT-технологий в управление и выполнение КР коммерческого банка дало возможность существенно увеличить оперативность обработки данных и принятия решений, что дает возможность повысить качество управления. Однако этим вопросам в коммерческом банке не уделяется должного внимания. Это относится и к организации управления КР коммерческого банка. Ее масштабная и довольно жесткая регламентация со стороны ЦБ РФ

обеспечивает регулирование и контроль НДО как в банках, так и в стране. Это является основной причиной исключения из рассмотрения руководством банка проблемных вопросов организационно-экономического развития кассовой работы коммерческого банка.

В настоящее время активно развивается подход к управлению, основанный на исследовании и моделировании бизнес-процессов, называемый кратко процессным. Процессный подход обеспечивает использование принципов системного управления кассовой работой банка. Внедрение процессного подхода к управлению (в т.ч. в банке) требует описания процесса, позволяющего выделить и четко определить границы объекта управления, определения целей и задач управления, на основе которых можно провести анализ эффективности управления и процесса, выявить узкие места и определить направления совершенствования выделяемого бизнес-процесса.

Преимущества, связанные с процессным подходом, определяются тем, что он позволяет выявить возможности повышения эффективности деятельности путем оптимизации управления процессом, которое должно обеспечиваться за счет:

- повышения качества управления путем ускорения и совершенствования методов и процесса принятия решений;

-снижения издержек управления; снижения влияния человеческого фактора на процесс;

-повышения доходности процесса;

-анализа и выявления узких мест процесса.

Процессный подход возник применительно к проектированию информационных технологий и базировался на инжиниринге и реинжиниринге бизнес-процессов для определения их информационного обеспечения. В дальнейшем идеология процессного подхода стала включать и вопросы организационного управления.

Главной в идеологии процессного подхода является использование системно-целевого принципа выделения целей и функций управления и их организационного оформления. Это позволяет учитывать особенности объекта управления и условия его деятельности, изменять и расширять состав функций с учетом перспектив развития процесса.

Эффективность, возможность и целесообразность организации управления на принципе процессного подхода возможны при следующих условиях, определяющих свойства выделенного процесса: