Файл: Организация кассовой работы в банке ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поступление налично-денежных средств требует соответствующей организации их обработки. Любое поступление в банк денежных средств требует проведения пересчета, проверки на подлинность, сортировки по номиналам и годности и отбраковки неплатежеспособных. Значительная часть поступлений связана с открытием счетов клиентов, позволяющих перейти от наличного к безналичному денежному обращению.

Порядок совершения операций по приему денежной наличности в кассу кредитной организации от юридических и физических лиц:

1.  Юридическое лицо заполняет объявление на взнос наличными, физическое лицо заполняет приходный кассовый ордер (по поручению клиента объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер могут заполняться операционным работником) и передает его операционному работнику.

2.  Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными/приходного кассового ордера, подписывает все три части объявления или все три экземпляра приходного кассового ордера. Затем отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает объявление на взнос наличными/приходный кассовый ордер в кассу внутренним порядком.

3.  Кассир приходной кассы, получив объявление на взнос наличными/приходный кассовый ордер, проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника по имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью. После этого вызывает вносителя денег и принимает от него банкноты полистно, монету по кружкам. На столе кассира находятся только деньги лица, их вносящего. Вся ранее принятая кассиром денежная наличность хранится в индивидуальных средствах хранения. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными/приходном кассовом ордере с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер/все три экземпляра приходного кассового ордера, ставит печать кассы на квитанции от объявления и втором экземпляре приходного кассового ордера и выдает их вносителю денег. Объявление или первый экземпляр приходного кассового ордера кассир оставляет у себя, ордер от объявления/третий экземпляр приходного кассового ордера передает операционному работнику, который делает условную отметку о внесении денег в кассу в кассовом журнале, проводит операцию в учете и прикладывает документы к выписке по лицевому счету клиента.

4.  После того, как деньги были внесены в кассу банка операционный работник по ордеру от объявления/по третьему экземпляру приходного кассового ордера проверяет тождественность подписи кассового работника по образцам подписей, после чего ордер от объявления/третий экземпляр приходного кассового ордера прикладывается в выписке по лицевому счету клиента.


Помимо операций внесения средств на счета могут осуществляться операции денежных переводов, относящихся к категории расчетно-кассового обслуживания клиентов. Физическое лицо может осуществлять переводы в российских рублях и в инвалюте без открытия счета внутри коммерческого банка и в другие банки, в том числе зарубежные, а также получать наличными такие переводы, поступившие в банк безналичным порядком на имя данного физического лица. Кроме того, осуществляются операции, связанные с приемом денежных знаков для последующего проведения экспертизы на подлинность в Банк России.

Клиенты могут сдавать наличную выручку на свой расчетный счет в КБ через подразделение инкассации. При этом организацией оформляется препроводительная ведомость к сумке с наличными деньгами, накладная к сумке и квитанция к ней. Инкассаторы доставляют сумки с наличными деньгами в кассу КВ. Кассир проверяет целостность сумок и регистрирует прием сумки в специальном журнале. Затем принятые сумки с наличностью кассир передает заведующему кассой. Накладные к сумкам поступают в бухгалтерию КБ для обработки.

В процессе кассовой работы выполняются также расходные операции, т.к. все предприятия, организации и учреждения получают наличные деньги в КБ для выплаты заработной платы, пособий, пенсий, хозяйственных и других предусмотренных законодательством нужд. Физические лица получают наличными депозиты, размещенные в банке, и прочие средства со своих банковских счетов.

Порядок совершения операций по выдаче денежной наличности из кассы кредитной организации юридическим и физическим лицам:

1.  Юридическое лицо предъявляет денежный чек операционному работнику. Физическое лицо оформляет расходный кассовый ордер (по поручению клиента расходный кассовый ордер может оформляться операционным работником).

2.  Операционный работник принимает от юридического лица денежный чек, от физического лица расходный кассовый ордер; сверяет данные паспорта с данными, проставленными на оборотной стороне денежного чека и на расходном кассовом ордере; отрывает контрольную марку от денежного чека или талон от расходного кассового ордера и выдает их клиенту. После чего проверяет наличие средств на счете клиента; правильность и полноту заполнения денежного чека и расходного кассового ордера; срок действия денежного чека. По карточке образцов подписи и оттиска печати проверяет соответствие подписей и оттиска печати, и действительно ли данная чековая книжка была раннее выдана юридическому лицу. Затем подписывает чек/расходный кассовый ордер и передает чек/расходный кассовый ордер контролеру.


3.  Контролер по кассовым операциям проверяет наличие подписи ответственного исполнителя и соответствие ее образцу, производит повторную проверку правильности и полноты заполнения денежного чека/расходного кассового ордера, после чего повторно по карточке образцов подписи и оттиска печати проверяет соответствие подписей и оттиска печати, действительно ли данная чековая книжка была раннее выдана юридическому лицу. После этого подписывает чек/расходный кассовый ордер, регистрирует кассовые документы в кассовом журнале по расходу и передает денежный чек/расходный кассовый ордер в кассу внутренним порядком под расписку в специальной книге или в кассовом журнале.

Операция отражается в учете бухгалтерской проводкой:

Дт расчётный счёт клиента.

Кт 20202.

 

4.  Кассир расходной кассы проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек/расходный кассовый ордер, и тождественность этих подписей имеющимся образцам; сличает сумму, проставленную в денежном чеке/расходном кассовом ордере цифрами, с суммой, указанной прописью; проверяет наличие на денежном чеке, расходном кассовом ордере данных предъявленного клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность и подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче. Затем вызывает получателя денег по номеру чека, расходного кассового ордера и уточняет у него сумму получаемых денег, сверяет номер контрольной марки с номером на чеке/номера талона с номером на расходном кассовом ордере и приклеивает контрольную марку к чеку/талон к расходному кассовому ордеру. После этого передает клиенту чек/расходный кассовый ордер для их подписания, повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента, сверяет подпись клиента на денежном чеке, расходном кассовом ордере с подписью, проставленной в паспорте, подписывает чек/расходный кассовый ордер и проставляет печать кассы и выдает деньги получателю.

Итак, проанализировав содержание и сущность кассовой работы коммерческого банка, сформулируем принципы определения и классификации ее целей и задач.

Цели и задачи кассовой работы определяются на основе следующих принципов:

- роли, содержания и сущности работы кассового подразделения с позиций экономики коммерческого банка, влияющей на его результаты и затраты, которая может рассматриваться как центр ответственности;


- кассовой работы как самостоятельного бизнес-процесса, предусматривающего необходимость выполнения ряда повторяющихся

последовательных операций, ориентированного на конечный результат и характеризующегося возможностями выбора вариантов технологии обработки наличности, предъявляющего определенные требования к оргструктуре и вопросам взаимодействия с внутренними структурными подразделениями (ВСП) банка.

- особенностей объекта управления, представляющего собой поток ценностей, имеющий сложную структуру, динамические характеристики и ряд других специфических параметров, требующего использования современных методов менеджмента, обработка которого регламентируется нормативно-правовыми положениями;

- необходимости технологизации кассовой работы на базе современных ІТ-технологий и технических средств обработки наличности, а также средств перевозки (транспортировки), обслуживания карточных проектов и т.п., позволяющих ускорить процессы обслуживания НДО, повысить качество обслуживания клиентов и, конкурентоспособность коммерческого банка на рынке банковских услуг;

- предписания ЦБ РФ о необходимости контроля исполнения кассовой дисциплины его клиентами и составления соответствующих отчетов по результатам проверок;

- сущности кассовой работы как эргономической подсистемы коммерческого банка, требующей решения вопросов по управлению персоналом, обеспечения охраны труда и техники безопасности.

- реализации программ совершенствования и развития кассовой работы КБ и ее методологического обеспечения [46].

Глава 2. Формы и методы совершенствования организации кассовой работы в банке

2.1. Методы и модели управления кассовой работой в коммерческом банке

Методы и модели управления кассовой работой в банке по структуре и содержанию должны определяться исходя из целей и задач кассовой работы, которые были определены в п. 1.2, а также нормативных положений, определенных ЦБ РФ, и разработанных на их основе положений о структурных подразделениях банка, выполняющих операции с ценностями: «Об Управлении кассовых операций и инкассации» и «О Службе инкассации».


Планирование оборота налично-денежных средств подразумевает составление прогноза кассовых оборотов, который предусматривает расчет поступлений наличных денег в кассы банка и их выдач. При этом учитывается изъятие денежных средств из обращения на предстоящий период. При составлении прогноза кассовых оборотов учитывается также общее изменение платежных средств в экономике, связанное с ее социально-экономическим развитием.

Прогнозирование оборота налично-денежных средств регламентируется Положением Банка России от 05.01.1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (с изменениями на 31.10.02 г.), исходя из которого определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов состоит из приходной и расходной частей, рассчитываемых дифференцировано. Распределение поступлений и выдач денежной наличности осуществляется по экономическому содержанию.

Исходя из «Положения», главными статьями поступлений налично-денежного ресурса являются:

- торговая выручка;

- выручка от реализации платных услуг населению;

- от реализации недвижимости;

- поступления на счета по вкладам граждан;

- от организаций связи;

- на счета предпринимателей без образования юридического лица;

- от реализации ценных бумаг;

- от продажи физическим лицам наличной иностранной валюты;

- перечисления из резервных фондов Банка России и прочие поступления.

Расходы наличных денежных средств группируются по статьям:

- на выплату заработной платы, стипендий, пенсий и пособий;

- страховых возмещений;

- на закупку сельскохозяйственных продуктов;

- на выдачи наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций;

-выплаты со счетов предпринимателей без образования юридического лица.

Приход и расход денежной наличности позволяют рассчитать эмиссионный результат. Прогнозные расчеты эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами Банка России при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.

Вопросы обеспечения необходимого уровня налично-денежных средств в кассе банка и его структурных подразделениях, только кажутся локальными, на самом деле, последствия неправильного планирования могут быть очень серьезными. Недостаток наличных средств в кассе может привести к срыву обслуживания клиентов, и как следствие потере имиджа, безосновательные затраты на инкассацию денег станут причиной потери рентабельности структурного подразделения и поставят под сомнение целесообразность его функционирования в дальнейшем.