Файл: Организация кассовой работы в банке ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-наличие результативности процесса с точки зрения достижения целей организации;

-возможности выделения количественной оценки собственного результата процесса;

- ресурсы, выделенные владельцу процесса, распределяются и используются им в границах процесса;

- взаимодействие с другими элементами системы управления регламентировано во времени, пространстве и информационно.

- наличие двуединой системы организации управления линейно-функционального типа, включающей управление на уровне владельца процесса, т.е. линейная подчиненность сотрудников и служб;

- регламентированные процедуры выполнения процесса. Все входящие подпроцессы (действия) управляются на одном уровне иерархии.

Для кассовой работы коммерческого банка характерно наличие всех перечисленных условий. Они и определяют ее особенности как процесса и возможность использования процессного подхода к управлению. Он дает возможность существенно упорядочить взаимодействие КР с другими подразделениями и создает условия для внедрения бюджетирования процесса в рамках общей системы бюджетирования.

Согласно содержанию кассовой работы можно выделить два типа процессов:

  • процессы фронт-офиса, включающие все функции и процедуры обслуживания НДО в банке, его планирования и контроля;
  • процессы бэк-офиса, связанные с обслуживанием сети банкоматов, точек купли-продажи инвалюты, обслуживание денежного обращения в филиалах и внутренних структурных подразделениях.

Процессный подход расширяет возможности анализа экономических и организационных вопросов и совершенствования бизнеса, улучшая его временные, стоимостные и качественные характеристики.

Переход к процессной форме управления и установления обоснованных форм взаимодействия с другими подразделениями, требует прежде всего изменения системы документации.

В труде [22] описан ряд типовых управленческих проблем, возникающих в связи с этим:

— руководителям «анархического склада» не хочется заниматься «лишней бюрократией» - мы без этого жили раньше, проживем и дальше» или «у нас нет времени этим заниматься, мы должны делать деньги»;

- документирование отношений приводит к «перетягиванию ресурсов» друг у друга или к перекладыванию ответственности друг на друга и, как следствие, к конфликтам;

— наступает понимание того, что ежедневная «текучка» постепенно привела в полную негодность существующие инструкции и положения, для
того чтобы сделать их работоспособными, требуется много сил и времени.


Решение этих проблем и их преодоление требует целенаправленного использования административной воли.

Совершенствование системы документации, связей и отношений позволяет устранить ненужные (избыточные функции), передать часть полномочий «сверху вниз», оставляя право на получение информации для контроля деятельности подчиненных. Для успешной работы комплект документов должен быть максимально простым, неформальным) однозначно регламентирующим систему производственных отношений, иметь своего пользователя. С другой стороны, это позволит найти и разработать дополнительные связи и отношения, повышающие содержательность управления, обеспечивая возможность се адаптации к изменениям внешней среды, расширению банковских услуг [22].

Реализация процессного подхода в банковской деятельности и кассовой работы конкретно, предусматривает формирование регламентов, их актуализацию и четкое следование им, и ориентирована на использование IT-технологий.

В настоящее время наиболее совершенным методом внедрения целевых процессов в деятельность банков является их автоматизация с помощью систем ВРМ (Business Process Management), которые поддерживают специальные задачи управления «сквозными» процессами (моделирование, внедрение, мониторинг и анализ показателей эффективности).

Системы ВРМ автоматизируют целевое состояние процесса, что позволяет работать на новых принципах, закрепляя организацию процесса, и управлять им в режиме реального времени. Это дает возможность банку быстро маневрировать в условиях различных изменений банковских процессов и технологий их проведения.

Снижение затрат на КР КБ и повышение ее доходности могут быть обеспечены на основе современных форм взаимодействия с другими организациями (аутсорсинг). Применительно к КР КБ аутсорсинг может быть эффективно использован в системе использования и организации обслуживания сети банкоматов, инкассации и пересчета денежной выручки, а также в обслуживании оборудования, используемого в процессе КР КБ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Существующие подходы к определению кассовой работы характеризуются неточным толкованием ее сущности, содержания и функциональной направленности. Организацию кассовой работы рассматривают лишь с точки зрения работы по обслуживанию налично-денежного обращения, регламентируемое целиком и полностью нормативно-законодательными актами, и инструкциями ЦБ РФ. С позиций объекта управления организация кассовой работы не рассматривается должным образом в научной литературе. Проблемы повышения ее эффективности и развития не изучаются.


2. Анализ сущности и содержания кассовой работы показал, что, участвуя в пассивных и активных операциях, она влияет на управление ресурсами банка. В основе деления банковских операций на пассивные и активные лежит их влияние на формирование и размещение банковских ресурсов. Именно с позиций проблемы управления ресурсами банка ставится задача координации пассивных и активных операций, решаемая в процессе кассовой работы путем согласования сроков и объемов притока и оттока денежных средств, установления уровня стабильного остатка денежных средств исходя из их достаточности для срочных выплат, обеспечивающих ликвидность банка. На этом основании следует рассматривать работу кассового подразделения с позиций ресурсного подхода, как подразделения, влияющего на решение проблемы управления ресурсами банка.

3. Сложившееся традиционно узкое представление кассовой работы не позволяет в полном объеме определить цели, задачи и функции кассовой работы. Поэтому была разработана система классификации целей и функций кассовой работы, учитывающих деятельность по управлению процессом обработки и хранения денежной наличности, инкассации, управления ресурсами, а также цели и функции присущие любому субъекту управления - управление персоналом, рисками и развитием.

4. Анализ методического обеспечения кассовой работы показал, что она разработана достаточно полно лишь по вопросам процедурного характера, связанным с операциями обработки денежной наличности, но вопросы, касающиеся управления кассовым подразделением практически не разработаны.

5. Анализ кассовой работы и степени разработанности вопросов управления ею позволили обосновать необходимость использования системного подхода к управлению на основе рассмотрения ее как самостоятельного бизнес-процесса, имеющего собственные цели, ресурсы, методы. Обоснована необходимость и целесообразность такого подхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабичева Ю.А., Мостовая Е.В. Российские банки: проблемы роста и регулирования.- М.: Экономика, 2006.

2. Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская НА Деньги и финансовые институты. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник.- 2-е изд., персраб. и доп. / Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2015.

4. Банковское дело: управление и технологии / Под.ред. Тавасиева А.М.-М.:ЮНИТИ, 2011.


5. Банковское дело. / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2006.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. - М.: Юрайт, 2006.

7. Белоглазова Г.И., Кроливецкая Л.П. Деньги, кредит, банки. -СПб.: Юрайт, 2004.

8. Белоцветов А.А. Ошибки в работе кассовых подразделений как факторы увеличения операционного риска // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2006.- № 12.

9. Белоцветов А.А. Новое в организации кассовой работы в банках: проблемы и решения // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2008.- № 4.

10. Беккер И. Менеджмент процессов /Под ред. Беккера И., Вилкова Л., Таратухина В., Кучелера М., Розерманна М., [пер. с нем.]-М.: Эксмо. 2007.-384с.

11. Бермас Е. В. Практика организации кассовой работы и учета кассовых операций в коммерческом банке // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 10-12.

12. Буевич СЮ, Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М: Экономист, 2006.

13. Буевич СЮ. Коренев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности. - М.: КНОРУС, 2005.

14. Буянов В.П., Алексеева Д.Г. Анализ нормативного обеспечения банковских расчетов. - М.: Экзамен, 2003.

15. Деньги, кредит, банки. - М.: Кно-Рус, 2006

16. Вулфер Ч.Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов: Пер. с англ.-М.:2000.

17. Галицкая СВ. Деньги. Кредит. Финансы: уч.пособие / СВ.Галицкая - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009.

18. Гедз Д.В. Формирование стратегического развития банковского сектора России в рамках реализации денежно-кредитной политики. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

19. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И.Лаврушина. Д34 - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.

20. Деньги. Кредит. Банки: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ Е.Ф. Жуков, Н.М.Зеленкова, Н.Ф. Эриашвили, под ред. Е.Ф.Жукова -4-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 .

21. Димитриади Г.Г. О повышении эффективности работы коммерческого банка на основе системы трансфертного ценообразования. -М.: Ком-Книга, 2006.

22. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. Учебник. - М: ИНФРА - М, 2009.

23. Жарковская Е.П., Аренде И.О. Банковское дело. - М.: Омега- Л. 2007.

24. Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках. - М.: Финансы и статистика, 2007.

25. Зражевский В.В. Трансформация банковской системы. - М.: Изд-во РГАЗУ, 2005.

26. Зуев С. Перспективы аутсорсинга информационных технологий в банке. // Банковские технологии. -2008. -№1.


27. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке.- М.: БДЦ- пресс, 2006.

28. Иконников A.M. Некоторые вопросы минимизации операционных рисков в АБС // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. -2007.-№3.

29. Ильин В.В. Реинжиниринг бизнес процессов с использованием ASIS / В.В. Ильии-М.: Изд-во Вильяме, 2008. -256 с.

30. Информационно-аналитические материалы Международного банковского форума «Банки России — XXI век» конференции «Развитие корпоративного управления в кредитных организациях: международная практика в России». - М., 2004.

31. Ионов В.М. Сортировка банкнот в современных условиях // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2006.

32. Ионов В.М. Налично-денежное обращение: основные тенденции развития //Деньги и кредит. - 2007.- №4.

33. Ионов В.М. Обслуживание клиентов в банке: новая техника — новый стиль // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2008.-№ 5.

34. Каджаева М.Р., Дубровская СВ. Банковские операции. - М.: Академия, 2006.

35. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес. - М.: БДЦ-пресс, 2006.

36. Королев О.Г. Организация управленческого учета в коммерческом банке. - М.: Экономические науки, 2006.

37. Костюченко А.С.,Корнев В.С.Автоматизация банковских бизнес-процессов.- М.: Спутник, 2007.

38. КроксфордХ., Абрамсон Ф., Яблоновски А. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы. - Гревцов Паблишер,2007.

39. Курныкина О.В. Общий порядок организации кассовой работы и совершения операций с наличными денежными средствами. // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. -2006. — № 2.

40. Курныкина О.В. Организация работы операционной кассы, находящейся вне помешеия кредитной организации. // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. -2006. - № 3.

41. Липсиц И.О. Результативный менеджмент. Как построить эффективную систему управления / И.В.Липсиц - М.: Омск, 2006. -218 с.

42. Маркова О.М. Банковские операции. - М.: Форум, 2007.

43. Морозам В.В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). - М.: Книга, 2004.

44. Никонова И., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка (3-е издание). - М.: Букс, 2007.

45. Новашина Т.С., Карасева Т.В. Управление затратами банка. - М.: БДЦ-пресс, 2005.

46. Новашина Т.С., Сироткин А.С. Ведение кассовых операций. –М.: МФПУ «Университет», 2013.

47. Ольве Н. -Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей [пер. с англ.]. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2013.