Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
За организацию кассовой работы отвечают руководитель банка и начальник ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ, с которыми, заключается договор о материальной ответственности. Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой.
Руководитель, заведующий кассой являются должностными лицами, которые отвечают за сохранность денежных ценностей, осуществляют контроль за своевременным оприходованием денег, поступивших в кассы кредитной организации, организуют четкое кассовое обслуживание своих клиентов и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Операции, совершаемые кредитной организацией с денежной наличностью:
1. порядок приема денежной наличности от юридических и физических лиц;
2. порядок пересчета проинкассированных сумок с денежной наличностью;
3. порядок выдачи денежной наличности юридическим и физическим лицам;
4. порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения;
5. организация работы операционной кассы вне кассового узла кредитной организации;
6. организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов [46].
Таким образом, осуществляя контроль кассовой работы своих клиентов, банк играет важную роль в организации контроля обращения денежной наличности, обеспечивает упорядоченность её обращения, а также обеспечивает практически контроль соблюдения финансовой дисциплины.
При выполнении кассовых операций КБ играет также важную роль в процессе налично-денежной эмиссии, а также в обратном процессе - изъятии денег из обращения. Прогнозы кассовых оборотов позволяют получить данные об эмиссионном результате, с помощью которого Банк России может судить о достаточности платежных средств в экономике. Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии используются РКЦ ЦБ РФ при планировании потребности в подкреплении касс учреждений Банка России. Приходно-расходные операции выполняются кассовым подразделением КБ, в состав которого могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег и кассы пересчета денежной наличности.
Из изложенного следует, что совокупность кассовой работы коммерческих банков обеспечивает решение важной макроэкономической задачи, связанной с осуществлением денежно-кредитной политики государства. Кассовая работа имеет большое значение для решения внутренних проблем самого коммерческого банка, а именно, контроля и поддержания финансового положения банка, обеспечения его ликвидности. Коммерческий банк внутренним распорядительным документом определяет сумму минимального остатка хранения наличных денег и направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью коммерческого банка (или учреждение Банка России, которое осуществляет кассовое обслуживание коммерческого банка), письменное уведомление об установленной сумме минимального остатка хранения наличных денег на конец дня.
Именно в процессе выполнения кассовых операций формируется информация об остатках денежной наличности в самом банке, которые имеют прямое отношение к важнейшему показателю финансового состояния банка, каким является показатель ликвидности.
Служба инкассации в РФ осуществляет только перевозку денег, не проводя ее обработку. Методическое обеспечение управления потоками денежной наличности и кассовой работой также находится на низком уровне. Этим и многим другим проблемам организации кассовой работы и денежного обращения коммерческих банков была посвящена Вторая Международная конференция «Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции», проведенная в Москве летом 2008 года.
По мнению ведущих специалистов [32],[33] организация кассовой работы и налично-денежного обращения в современных условиях должны рассматриваться как самостоятельная отрасль экономики - денежная индустрия, которая должна объединять центральные и коммерческие банки, эмитентов денежных средств, организации инкассации, производителей и поставщиков оборудования, разработчиков операционных технологий.
Эффективность работы кредитных организаций во многом определяется качеством обработки наличных денег. Кассовая работа должна рассматриваться с позиций присущих ей роли и функций по направлениям деятельности банка, определяющих ее цели, задачи, формы и методы организации, особенности и организационную структуру, а также форму взаимодействия с внутренними структурными подразделениями (ВОТ), которые обуславливают необходимость ее дальнейшего развития и совершенствования.
Заметим, что практически во всех коммерческих банках анализ, сбор статистических данных и работа в подразделениях, обслуживающих налично-денежный оборот, является заурядной, малопрестижной работой, и, как правило, сотрудники, занимающиеся этим направлением, считают себя ущемленными, рассматривая свою работу как «незначительное действо», поэтому их главные усилия сосредотачиваются на сборе статистики вместо того, чтобы акцентировать усилия на улучшение управления наличностью, что и является самым главным в вопросах обеспечения налично-денежного оборота.
Подходы к определению понятия кассовых операций и кассовой работы коммерческих банков, существующие на сегодняшний день, степень раскрытия их содержания и сущности не являются полными и достаточными для изучения проблем кассовой работы коммерческих банков.
Исходя из определения, данного в [74] кассовые операции банка являются деятельностью, связанной с инкассацией, хранением и выдачей наличных денег, иностранной валюты и других ценностей. Банки, осуществляющие кассовые операции, обязаны составлять статистическую отчетность о кассовых оборотах по установленным формам и предоставлять их в соответствующие территориальные управления Банка России.
Аналогичные определения даются и в работах других авторов. Жуков В.Ф. [3] дает определение кассовым операциям, как операциям, связанным с получением, хранением и перевозкой кассовой наличности. Вместе с тем, он делит операции коммерческого банка на активные, пассивные и комиссионно-посреднические. В основе деления банковских операций на пассивные и активные лежит их роль в формировании и размещении ресурсов банка.
Ресурсами банка является сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и может быть использована для активных операций. Однако, для того чтобы у банка появились ресурсы, превышающие собственные средства банка, должны быть выполнены операции по привлечению денежных средств, определяемые с точки зрения бухгалтерского учета как пассивные. «В результате проведения пассивных операций увеличиваются остатки денежных средств на пассивных счетах баланса банка» [3]. И большая часть таких операций является, по существу, кассовыми операциями. В результате их выполнения образуется кассовая наличность — банкноты, монета и другие ценности, хранящиеся в кассах (хранилищах) банка и обеспечивающие повседневную потребность для наличных выплат, работы филиалов, внутренних структурных подразделений, сети банкоматов и обменных пунктов.
Активные операции увеличивают средства на активных счетах баланса, включая, в том числе, денежную наличность. Размер и структура активных операций, обеспечивающих получение дохода КБ, во многом определяются имеющимися у банка ресурсами. Исходя из этого можно считать, что пассивные операции являются первичными, по отношению к активным. Так как часть денежных ресурсов составляют активы банков, то можно считать, что кассовые операции являются по сути активно-пассивными. Это существенно расширяет сущностные характеристики, как кассовых операций, так и кассовой работы в целом [46].
Такое определение сущности кассовой работы в чем-то перекликается с определением содержания кассовых операций, которое рассматривается в работах [16, 66].
Исходя из вышесказанного, практически все операции коммерческого банка, включая привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, включая банки-корреспонденты по их банковским счетам; инкассацию денежных средств, ценностей и кассовое обслуживание счетов физических и юридических лиц; куплю-продажу иностранной валюты; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов — так или иначе связаны с обработкой наличности: приемом, пересчетом и выдачей наличных денежных средств и ценностей, составляющих активы и пассивы банка.
Подкрепление банков наличными денежными средствами, при возникновении дополнительной потребности, и сдача излишков денежных средств осуществляется через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России, что тоже связано с операциями обработки наличных денежных средств в коммерческом банке. Все операции с наличными деньгами выполняются банками через свои кассовые подразделения (департаменты, управления, отделы кассовых операций, кассы, подразделения инкассации и т.п.).
Движение и объемы наличных денег, поступающих в кассовые подразделения КБ и расходуемые из них, составляют кассовые обороты банков. Таким образом, можно заметить, что эффективность работы банка в целом связана с эффективной организацией его кассовой работы, которая обеспечивает управление ресурсами коммерческого банка, что предопределяет необходимость использования ресурсного подхода как при организации кассовой работы, так и контроле, учете и анализе.
Определив сущность и содержание кассовой работы коммерческого банка с позиции экономики банка, можно сформулировать ее цели и задачи по этому направлению банковской деятельности.
При проведении активных операций, отслеживая сроки выплат по обязательствам вкладчиков и клиентов, банки должны контролировать состояние пассивов, и определять направленность пассивных банковских операций. Своевременное пополнение ресурсов исключает необходимость отказываться от выгодных предложений или продажи высокодоходных активов. Кроме того, осуществляя координацию пассивных и активных операций в процессе кассовой работы, банк решает проблему ликвидности, не допуская иммобилизации на длительный срок краткосрочных ресурсов, поддерживая стабильный резерв денежной наличности, необходимый и достаточный для очередных выплат. Вместе с тем, координация позволяет исключить создание избыточных ресурсов и таким образом увеличить полноту использования денежных ресурсов банка и как следствие его эффективность [20].
Стабильность ресурсов банка является одним из главных факторов его надежности. Это определяет необходимость в процессе кассовой работы разрабатывать стратегические планы управления наличностью.
С позиций экономики банка кассовые операции являются с одной стороны затратными, а с другой - доходными, т.е. по сущности своей комиссионными, что определяет такие цели кассовой работы, как снижение затрат на проведение кассовых операций и повышение их доходности за счет увеличения объема и расширения состава комиссионных кассовых операций.
Организация работы кассового подразделения коммерческого банка представлена на рис. 1.
Рис. 1. Организация работы кассового узла коммерческого банка
Приходно-расходные операции КБ выполняются операционной кассой, в состав которой могут входить: приходные кассы, расходные кассы, разменные кассы, кассы пересчета денежной наличности. Основными источниками налично-денежных поступлений в банки являются торговые сети, транспортные предприятия, предприятия связи, коммерческие фирмы.
Ежедневно инкассируемая выручка лишь одного предприятия может составлять несколько десятков миллионов рублей, что составляет 50-70 тыс. банкнот [32].
Развитие потребительского и авто кредитования, прием коммунальных и других видов платежей, существенно увеличили входящий поток денежной наличности и трудоемкость ее обработки. К тому же налично-денежные средства поступают и от структурных подразделений банка - филиалов, внутренних структурных подразделений (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, кассы вне кассового узла, обменные пункты).
Работа с наличной иностранной валютой, в том числе покупка/продажа иностранной валюты, делает входящий (исходящий) денежный поток неоднородным, требующим в ряде случаев дифференцированного подхода к обработке национальной и иностранной валюты. Следуя особенностям оформления сопроводительной документации при совершении операций с наличной иностранной валютой, увеличивается объем и трудоемкость кассовой работы.
Организация равномерной кассовой работы подразделений банка также затруднена из-за наличия большого числа клиентов, которые совершают взносные операции с денежной наличностью и ценностями, из-за их неоднородности по составу и времени обращения в банк, а это приводит к появлению очередей, создающих дискомфорт для обслуживаемых клиентов, замедлению обработки наличности и снижению ее оборачиваемости.