Файл: Управление запасов на предприятиях гостиничного комплекса (Материальные запасы: понятие и классификация).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Для работы предприятия огромное значение имеют проблемы снабжения запасами, которые являются предметом изучения данной курсовой работы.
Кроме того, в основе финансовой деятельности любого коммерческого предприятия лежит кругооборот денежных потоков.
В настоящее время товарно-материальные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов доходят до 90% и более в себестоимости продукции.
Также товарно-материальные запасы (сырье, материалы, топливо и другие), являются предметами труда, обеспечивают производственный процесс предприятия, в котором используются однократно и многократно.
Состояние производственных запасов, является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.
Инфляция и кризис вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов, приобретают все большую значимость.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность МПЗ;
- изучить классификацию материальных запасов;
- дать оценку материальным запасам;
- раскрыть основные системы управления запасами на предприятии;
- проанализировать процесс управления запасами предприятия ОАО «Русские апартаменты»;
- внести предложения по совершенствованию управления запасами на предприятии.
Предмет исследования данной работы - это факторы, влияющие на управление производственными запасами, и методы управления ими.
Методологической основой для управления запасами послужили труды отечественных и зарубежных авторов: Гаджинского А.М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е.С., и др.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии в области экономики предприятия, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Материальные запасы: понятие и классификация
Материально-производственные запасы – это составная часть оборотных активов предприятия.
Гаджинский А.М. дает следующее понятие: «Материальные запасы – это продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления»[1].
Материально-производственные запасы классифицируются по трем видам:
1) Производственные запасы: запасы сырья и материалов, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции различного вида, топливо, тара и упаковка, материалы, отходы, запчасти.
2) Незавершенное производство;
3) Готовая продукция.
Для производственного процесса могут быть выделены следующие виды исходных материалов:
а) Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта.
К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.
Например: продукты растениеводства, животноводства, рыболовства.
б) Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта.
Например: болты, гайки, гвозди, проволока.
в) Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования.
Например: смазочные материалы, жидкость для снятия лака, моющие средства, и т.д.
г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки.
Например: пересортировка, маркировка.
Различные виды материалов представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация материалов.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные виды материальных запасов.
Производственные запасы – это запасы, которые находятся на предприятии и предназначены для потребления.
Цель производственных запасов состоит в обеспечении бесперебойного производственного процесса.
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю.
Товарные запасы имеют два вида: средства производства и предметы
потребления.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.
Текущие запасы – часть производственных и товарных запасов. Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.
Страховые (гарантийные) запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
- возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
- непредвиденного возрастания спроса.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
Например: сельскохозяйственная продукция.
Так же по функциональному назначению, помимо перечисленных, выделяют запасы продвижения, переходящие, спекулятивные запасы и неликвиды.
Запасы продвижения готовой продукции формируются для быстрты продвижения товара на рынок. Они сопровождаются рекламой в средствах массовой информации. Данные запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.
Переходящие запасы – это остатки товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода. Они предназначены для равномерной работы предприятия в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
Спекулятивные запасы – создаются предприятием для материальных ресурсов в целях защиты от повышения цен.
Неликвиды или устаревшие запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения.
Причины создания запасов:
- возможность повышения спроса на товар;
- скидки на покупку крупной партии.
Основная проблема финансово-хозяйственной деятельности – это проблема роста цен. Значительное повышение цены на материальные ресурсы плохо сказывается на развитии предприятия. Это ведет к остановки производственного процесса.
Таким образом, вложение денежных средств в производственные запасы является одним из возможных способов снижения переменных издержек.
С другой стороны, предприятие, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.
Процесс оформления каждого заказа на поставку материалов сопровождается рядом издержек, таких как поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.. Снизить затраты можно, сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия.
Отметим, что в связи предприятие, ориентирующееся на основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.
Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на предприятии.
Главная причина для создания ТМЗ на предприятии: - это стремление субъекта производительной деятельности к экономической безопасности.
В данном случае следует отметить, что стоимость запасов не способствует возрастанию значимости резервной сети «безопасности» в глазах руководства предприятия, поскольку объективно противоречит повышению эффективности производства.
1.2 Система контроля за состоянием запасов
Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.
Контроль за состоянием запасов и формирование заказа может осуществляться периодически, по одной из представленных систем:
Система оперативного управления -- через определенный промежуток времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара.
Система равномерной поставки -- через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара.
Система пополнения запаса до максимального уровня -- через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т.е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа.
На практике применяются различные методы контроля, которые могут осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся системы контроля состояния запасов:
Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас на момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать».
Период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется. Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и доказывает их до заранее определенной максимальной нормы. Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса
и фактического запаса на момент проверки. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер закупаемой партии определяется по следующей формуле:
Р = Змакс - (Зф - Звз),
где Змакс -- предусмотренный нормой максимальный запас,
Зф -- фактический запас на момент проверки,
Звз -- запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.
Естественно, применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать партии, различные по величине. Например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара, эта система неприемлема.
Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии не существенности транспортно -- заготовительных расходов, связанных с выполнением заказа.
На практике по данной системе можно заказывать: