Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Теоретические основы конкуренции и Понятие конкуренции ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Монополия - это отдельное мощнейшее предприятие или объединение нескольких предприятий, которое изготавливает преобладающее количество определенной продукции, вследствие чего влияет на процесс ценообразования и присваивает высокие прибыли.
Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля за ценой или объемом производства на рынке. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
Выделяют также «естественную монополию», которая является экономически целесообразной. Она образовывается в сфере энергообеспечения, связи, трубопроводного транспорта и т.п. Эти отрасли, преимущественно, сосредотачивает в своих руках государство.
Отрицательной чертой монополизации экономики являются, прежде всего, практика установления монопольных цен, создание искусственного дефицита. Покупатели вынуждены покупать товары по высшим ценам, поскольку большие компании изготавливают преобладающую массу продукции.
Монополия тормозит научно - технически прогресс. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта, дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс.
В погоне за прибылями большие компании вкладывают средства в проекты, которые дают отдачу, изымая или существенным образом уменьшая при этом инвестиции в важнейшие, с точки зрения широких слоев населения, производства.
Монополии подавляют конкуренцию - важную движущую силу экономического прогресса. Поэтому П. Самуэльсон называет монополию экономическим бедствием. В объединении положительных и отрицательных сторон монополии состоит одна из важнейших сущностных ее сторон как экономической категории[5].
Монополистическая конкуренция
Монополистическую конкуренцию можно представить в виде конкуренции нескольких торговцев, продающих очень похожие товары. Обычно это бывает группа товаров специального назначения. Продукты дифференцируются. Дифференциация означает, что продукты отличаются один от другого, но что они близки по назначению. Конкурент-монополист всегда стремиться сделать свой продукт несколько иным, чтобы он пошел на рынке по более высокой цене. Дифференциация обычно происходит не по основному назначению продукта, а через различные попытки конкурирующего монополиста создать в сознании потребителя представление, что его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий. Полезность, которую несет дифференцированный продукт, является частично психологической по своей природе. Очень часто в монополистической конкурирующей промышленности есть резервные мощности для производства. Поэтому производителям приходится всегда видеть перед собой линию спроса, устремленную вниз, где им придется продавать по более низкой цене. Благодаря этим резервным мощностям, они часто понижают цену, чтобы повысить спрос.
Монополисты являются промышленной группой, больше всех уделяющей внимание рекламе на Западе. Причина усиленного регламентирования состоит в том, что таким путем они пытаются убедить покупателя в наибольшей полезности, заложенной именно в их продукте. Названия марок, знамениты люди, выступающие в роли распространителей рекламы, рассказы о характере тех людей, которые пользуются рекламируемым продуктом,- все используется для того, чтобы увеличить торговый оборот. Конкурент монополиста обычно имеет очеь эластичную линию спроса, поэтому, если он сможет снизить цену совсем на немного, у него значительно увеличится товарооборот. Естественно, он предпочитает получать значительную выгоду при том же уровне цен путем увеличения количества продукции.
Монополистическая конкуренция на западе охвачена розничная торговля, особенно большие фирменные магазины. А также фирмы одежды с названиями, широко известными повсюду, магазины пищевой промышленности и других продуктов.
Можно сказать, что конкурент-монополист все время сражается за то, чтобы создать своему продукту дифференциацию в сознании покупателей, и делает это через рекламу. Обычно продукты взаимозаменяемы и часто их добавочная полезность носит чисто психологический характер. Поэтому та группа продуктов, которую продают монополисты-конкуренты, очень легко может быть заменена другой группой.
Олигополия
Олигополия - это тип рынка, на котором присутствует несколько крупных товаропроизводителей.
Когда рынок поделен между двумя фирмами, это частный случай олигополии -дуополия
Особенности олигополии:
- конкуренция между фирмами носит преимущественно не ценовой характер (качество обслуживания, сервис и т.п.)
- причиной возникновения олигополии, является минимальный масштаб предприятия, начинающий приносить прибыль, а именно спрос на продукцию, смогут удовлетворить, лишь несколько крупных фирм совместно (сотовая связь)
- фирмы-олигополисты являются не столько конкурентами, сколько партнерами
-барьеры на фирме олигополии:
- поведенческие;
- контроль над ресурсами;
- патенты и лицензии.
На рынке олигополии может быть два равновесия[6]:
1. По Нэшу - когда фирмы не договариваются, не имеют возможности, обе назначают низкие цены.
2. Равновесие по Парето - вступили в договор, назначают высокие цены.
Существует несколько моделей ценообразования на рынке олигополии:
1) Ломанная кривая спроса- данная модель рассматривает поведение олигополиста в ответ на поведение конкурента.
a) При изменении цен фирмы, другие фирмы оставят это без внимания, в этом случае фирме выгодно понижать цены, так как она столкнется с высокоэластичным спросом;
b) При изменении цен фирмы, другие фирмы будут изменять цены в туже сторону. В этом случае фирме выгодно повышать цены, поскольку она столкнется с не эластичным спросом.
Однако, на самом деле, можно с уверенностью предположить, что в случае повышения цены фирмой, другие не последуют за ней, а в случае снижения последуют. Получаем следующий график:
2) Модель картеля- наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объемов продукции. Сговор дает возможность усилить власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором ее получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картельным. Особенность существования картелий является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит, картель распадается.
3) Модель лидерство в ценах. Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связанно, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.
Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Она завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия накапливаются в виде экономического цикла, который включает в себя следующие последовательные воспроизводственные процессы:
- формирование материально - вещественных элементов производства и трудового коллектива;
- организация производства, снабжение его сырьем, полуфабрикатами, а так же взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
- создание конкурентоспособной продукции;
- сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
- создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
- уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства.
Он делится на четыре фазы:
- внедрение, освоение новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
- роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
- зрелости, когда объем производства продукции, достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
- старение - заключительная. На этой фаза спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную или свободную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки свободной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем конкурентным считается рынок.
Таким образом, конкуренция- двигатель экономического прогресса.
2. Теории конкуренции и их характеристика
2.1. Эволюция теории конкуренции
Системные представления о конкуренции как составляющей рыночного механизма впервые стали формироваться в работах английских, французских и немецких меркантилистов в XV-XVII веках1). Так, в работах Т.Мэна конкуренция трактовалась как важный инструмент достижения внешнеторгового баланса.
И.И.Бехер отмечал, что конкуренция, охватывая многих производителей однотипных благ, способствует уменьшению уровней цен на рынке. Благодаря результатам исследований меркантилистов в экономической теории утвердилось понимание места и роль конкуренции в системе рыночных отношений. Однако меркантилисты рассматривали рынок как сферу обмена товарами, не учитывали сферу производства товаров, поэтому научных подход к изучению конкуренции не был сформирован, хотя и было преодолено упрощенное толкование конкуренции[7].
Развернутая теория конкуренции впервые была сформулирована классиком политической экономии Адамом Смитом в XVIII веке. Он впервые обратил внимание на то, что каждый предприниматель, преследуя собственные деловые интересы, одновременно реализует и интересы общества. Причем, конкурирующие предприниматели делают это более эффективно. В результате личная выгода, поощряемая и направляемая «невидимой рукой», в конечном итоге способствует более полному удовлетворению потребностей общества.
Иногда считается, что теория «невидимой руки» - это и есть теория конкуренции в рыночной экономике. А.Смит трактовал конкуренцию как категорию, отражающую процессы уравновешивания частных и общественных интересов в условиях борьбы за наиболее выгодную продажу товаров. Последователи учения А.Смита Давид Риккардо отмечал, что конкуренция продавцов устанавливает цену товара на уровне естественной[8].
Д.Рикардо заложил основы теории ценовых конкурентных преимуществ компаний во внешней торговле. А.Смит и Д.Рикардо считаются основателями теории свободной конкуренции, так как она осуществлялась свободными от экономической зависимости людьми и в условиях свободы от выполнения каких-либо общественных обязательств. К.Маркс и Ф.Энгельс признаны последовательными критиками рыночной экономики времен свободной конкуренции. К.Маркс впервые в теории выделил два направления конкурентных действий: отраслевую и межотраслевую конкуренцию.
По своей сути, свободная конкуренция отражала свободу взаимного противостояния различных социальных групп и существенно ограничивала возможность развития экономики как единого целого. Свободная конкуренция была не в состоянии обеспечить субъектам экономики действительных гарантий делового суверенитета и соблюдения возможностей реализации права на конкуренцию. Подлинная свобода конкуренции несовместима с неограниченной свободой монополизации рынков.
Разрушительные последствия неограниченной свободы конкуренции были урегулированы государствами в гражданских кодексах и законах. Эволюция теории конкуренции отставала от практики антимонопольного регулирования рынков. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез… Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию… Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу.[9]»