Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Теоретические основы конкуренции и Понятие конкуренции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, экономической прежде всего, развития конкуренцию и развивающиеся так на ее количество основе конкурентные спрос отношения. До фоне тех пор, система пока в экономической свою системе воспроизводятся начал условия конкуренции и различной соответствующие ей всего конкурентные отношения, прежде рыночная система количества продолжает функционировать и состоит динамично развиваться. С активно исчезновением конкурентных существовать начал, перестает конкуренцию существовать и целостная Центральным рыночная экономика.

финансовых Рыночная экономика рынке на сегодняшний широкой день является Данное очень сложным устанавливаются организмом, который основе состоит из есть большого количества из коммерческих, производственных, основе информационных, а также странами финансовых структур. результате Они в свою организованной очередь активно количества взаимодействуют между основе собой на отношений фоне широкой Они системы различных которое норм бизнеса. конкурентной Все они ними объединяются одним начал понятием рынка. структур Рынок является есть организованной структурой, в Рыночная которой совместно странами работают как При производители, так и каждому покупатели. В результате Данное их взаимодействия, При то есть количество спроса покупателей, участвуют также предложения различных производителей на экономике рынке, устанавливаются день определенные цены, а организации также объемы образования продаж различной рынке продукции. При следует более подробном основе изучении организации, а основе также рынка, важное значение имеет именно количество производителей и количество покупателей, которые участвуют в непрерывном процессе обмена денег на различную продукцию. Данное количество производителей и покупателей, а также структура и характер и взаимоотношений между ними и определяют взаимодействие таких величин, как предложение и спрос на рынке. Центральным понятием, которое выражает всю сущность рыночных отношений, является именно такое понятие, как конкуренция. Конкуренцию можно определить, как так называемый центр тяжести всего рынка. То есть это особый тип взаимоотношений между фирмами-производителями на рынке по поводу объемов предложения продукции, а также цен на нее.


Аналогично можно определить и конкуренция между покупателями, то есть это такие взаимоотношения по поводу определения объема спроса, а также цен на рынке. Главным стимулом, который побуждает индивида к конкурентной борьбе, является именно стремление быть лучшим или же превзойти других. Конкурентная борьба на рынке является динамической, то есть, она активно ускоряет все процессы. Именно конкурентная борьба и служит наилучшему обеспечению рынка различной продукцией. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции. Информационной базой курсовой работы явились научные труды современных ученых и исследователей, материалы периодической печати, информация сети интернет. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Гукасьян Г.М., Маршалл А., Николаева И.П., Портер М., Смит А., Юданов А.Ю. и некоторых других.

Целью курсовой работы является изучение и сравнение основных теорий конкуренции.

Задачами курсовой работы являются:

- определить понятие конкуренции;

- рассмотреть роль конкуренции в развитии рыночных отношений;

- изучить эволюцию теории конкуренции;

-выделить основные теории конкуренции.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы конкуренции. Во второй главе происходит рассмотрение теорий конкуренции. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

1. Теоретические основы конкуренции

1.1 Понятие конкуренции

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается одним определением. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию от латинского слова «concurrentia», что значит «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.

«Конкуренция - означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.»[1]


Раскрытие понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий.

Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он выделял такое поведение продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

Наряду с поведенческим подходом начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать еще одна стадия, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия»[2].

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание - есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей. продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг- продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

1.2. Виды и особенности конкуренции


Различают конкуренцию:

- функциональную (это конкуренция определенного товара);

- видовую (по цене и качеству);

- межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

-внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом;

- совершенную и несовершенную.

Совершенная или как ее часто называют чистая конкуренция- это такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют много мелких продавцов и покупателей одинакового товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара, здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Если на рынке существует огромное количество покупателей и продавцов это означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который он не может, потому что рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Это позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

-большое количество мелких продавцов и покупателей;

-продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

-невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

-полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

Обозначения. P -- цена, Q -- количества товара, E -- точка равновесия.

Рисунок 1 Основные характеристики рынка, совершенной конкуренции

«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов[3].


Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

На «совершенно конкурентном» рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого, покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы увеличить свою прибыль, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Однако на «несовершенно конкурентных» рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.

Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков:

- монополистической конкуренции;

- олигополии;

- монополии.

Они имеют наиболее важное значение на практике. Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция. Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.

Рынок несовершенной конкуренции, наоборот, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:

- научно-техническое соперничество;

- промышленно-производственное соперничество;

- торговое соперничество.

Монополия

Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других.

Монополия (греч. Mono-один, poleo-продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара[4].