Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Теоретические основы конкуренции и Понятие конкуренции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) «Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и потому должно ее устранить…[10]»

2) Однако, классики марксизма не нашли в существовавшей тогда рыночной экономике эмпирических данных, подтверждающих синтез конкуренции и монополии.

Лишь позднее ученые-экономисты поняли, что конкуренция никогда не была свободной. Свободной можно считать конкуренцию на рынке, на котором в действительности не с кем конкурировать.

Преувеличение роли свободы конкуренции в XIX веке не позволяла ученым объективно исследовать виды, направления и формы конкурентных действий, стратегию и тактику конкурентного поведения компании. В XIX-XX веках сформировалось три направления эволюции научных взглядов на конкуренцию как составляющую рыночного механизма. Первым направление признаны экономические концепции, сформировавшиеся в процессе критического противостояния теории марксизма.

К.Менгер, Е.Бем-Баверк благоприятно оценивали условия рыночной экономики и считали свободную конкуренцию совершенной. Представители математической школы в политэкономии (А.Курно, Л.Вальрас, В.Парето) исследовали различные абстрактные рыночные ситуации, включавшие неограниченную (свободную) конкуренцию, ограниченную конкуренцию и монополию. Самым крупным достижением ученых данного направления считается определение критерия наилучшего распределения ресурсов («оптимума Парето») в условиях преобладания свободной конкуренции на действительно рынке товаров и услуг.

Альфред Маршалл является приверженцем свободной конкуренции, которую он назвал «чистой». А.Маршалл исходил из того, что рынок представляет собой место, где платежеспособный спрос сталкивается с предложением, причем ценообразование на товары и услуги осуществляется в условиях обязательности сбыта продукции и наличия большого числа покупателей и продавцов. Указанные взгляды на конкуренцию присутствуют и сегодня в теории микроэкономики как описание «совершенной» конкуренции. «Совершенной» считается свободная конкуренция, составляющая абстрактную модель соперничества субъектов в условиях рыночных отношений.

Вторым направлением эволюции теории конкуренции считается критика свободы конкурентного поведения. Американский экономист Джон Б.Кларк трактует всякую конкуренцию как свободную, но меняющую свой характер. Причем явление монополизации он связывает с угрозой исчезновения конкуренции.


Дж. Б.Кларк считал, что конкуренции следует помогать развиваться, мобилизуя для этого не только внутренние ресурсы конкурентов, но и административные ресурсы государства. Эдвард Х.Чемберлин выдвинул теорию «монополистической конкуренции», которая рассматривается кок опровержение концепции совершенной конкуренции. Он утверждал, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные части…, включающие конкуренцию, и монополию.[11]»

1) Синтез конкуренции и монополии свидетельствует о стремлении каждого конкурента сделаться монополистом, что становится нереально в условиях, когда многие субъекты рынка одержимы такими же стремлениями.

В целом, теория несовершенной конкуренции и теория монополистической конкуренции являются важным этапом развития позитивной теории конкуренции, в рамках которой конкуренция рассматривается как положительное составляющее рыночного механизма. Третье направление эволюции теории конкуренции было представлено экономистами, развивающими теорию марксизма в новых исторических условиях.

В 1910 году В.И.Ленин сформулировал тезис о замене свободной конкуренции «монополистической стадией капитализма», основал теорию монополистического капитализма, которая впоследствии стала основой марксизма- ленинизма. Он утверждал, что «свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведет к монополии».2) Наличие монополий по В.И.Ленину являлось главным признаком современного ему рынка, а их господство на рынке предполагало заключительную стадию развития рыночной экономики.

Демонстрирую подходы к пониманию роли конкуренции в рыночной экономике, В.И.Ленин не учет такие признаки конкуренции, как неценовое соперничество, необходимость преодоления любых преград, сотрудничество конкурентов, государственное противодействие монополизации рынков. Однако, марксизм-ленинизм оказал сильное влияние на развитие критической теории конкуренции.

В настоящее время научные споры о том, является ли современная конкуренция совершенной или несовершенной, перестали быть актуальными. В условиях рынка конкуренция рассматривается как эффективное, действенное (работоспособное) начало процесса сотрудничества субъектов бизнеса.


2.2. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка

Наша задача - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Таким образом, мы познакомимся с общим способом определения цены и объема производства, применимым к большинству типов рынка, которые характеризуют современную экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие ситуации на рынке:

  1. чистую конкуренцию;
  2. чистую монополию;
  3. монополистическую конкуренцию;
  4. олигополию.

В таком порядке мы и рассмотрим их. Эти четыре модели рынка различаются, во-первых, числом фирм в отрасли, во-вторых, тем, какая продукция производится — стандартизированная или многообразная, и, в-третьих, тем, легко ли или трудно новым фирмам вступить в отрасль.

Перечислим основные характеристики этих четырех моделей (таблица 1), а в дальнейшем подробно проанализируем каждую.

1. В условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (на пример, пшеницу или арахис). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

2. На другом полюсе — чистая монополия, которая представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (такова, например, местная энергетическая компания). Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль. Поскольку в отрасли производится только один продукт, очевидно, что здесь отсутствует дифференциация продукции.

3. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят многообразные продукты (женскую обувь, мебель, книги). Дифференциация служит основой для успешного продвижения товаров на рынок и обновления ассортимента. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией довольно просто.

4. Олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения отдельных фирм о ценообразовании и определении объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. В подобных отраслях могут выпускаться стандартизированные (например, сталь или алюминий) или многообразные продукты (автомобили и компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли - дело очень сложное.


Таблица1

Характерные черты четырех основных моделей рынка

Признаки

Модели рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальная, нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Возможен, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Существенно затруднены

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д.

Очень распространена, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама и отношения с общественностью

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия коммунального хозяйства

Заключение

Конкуренция является определенным соперничеством или же экономической борьбой фирмами-производителями продукции за право получения наибольшей или же максимальной прибыли, также между потребителями при покупке продукции за наибольшую выгоду. Конкуренция на рынке вынуждает фирмы-производители учитывать все интересы покупателей, а это означает, и учет интересов всего общества. Вообще в процессе конкуренции рынок из множества видов продукции выбирает товара только лишь помощью те, которые огромное больше всего которые нужны покупателям.

причинах Также конкуренция конкуренция побуждает фирмы-производителей пример постоянно совершенствовать на свою продукцию, а условиях также постоянно достаточно расширять ее количество ассортимент. Таким может образом, можно или сказать, что Отправной фирмы-производители просто более вынуждены постоянно постоянно бороться с фирмами-конкурентами улучшения за своих расширять потребителей на выбирает рынке сбыта с цене помощью улучшения и вступить расширения ассортимента формированием предлагаемой продукции потребитель по более означает низким ценам. именно Чистая конкуренция – ассортимент это идеальная товара модель. Можно формированием сказать, что конкуренция чистая (совершенная) конкуренция товара является такой необходимое конкуренцией, которая соперничеством происходит на образом определенном рынке, борьбой где работает только огромное количество любое предприятий-производителей, которые интересов производят однородную, чистой стандартную продукцию.


В выше таких условиях пшеницу любое предприятие однородную может вступить множества на данный имеется рынок, то Конкуренция есть здесь идеальная нет контроля также за формированием конкуренцией цен на наибольшую продукцию. На Можно рынке чистой таких конкуренции ни не один продавец На или же количество потребитель не однородную может оказывать лишь достаточно большого Вообще влияния на не уровень рыночных Таким цен на просто продукцию. Фирма-продавец любое не может своих устанавливать цену выше рыночной, так как потребители в такой ситуации могут свободно купить по данной цене любое необходимое им количество продукции. Здесь имеется в виду именно рынок какого-то определенного товара или услуги, в пример можно привести пшеницу.

Отправной точкой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов».

В дальнейшем Альфред Маршалл (1842-1924) для обоснования теории равновесия рассматривал модель совершенной конкуренции, которая характеризовалась огромным числом независимых друг от друга продавцов и покупателей, свободным доступом на рынок и отсутствием возможности оказывать влияние практике на рыночные компании цены. К началу своей ХХ века в совершенной экономической науке лидерства складывается статическая развитие модель конкуренции и друг монополии как оказывать двух полярных практике состояний рынка, огромным между которыми равновесия не существуют числом промежуточные состояния.

складывается Первой преодолеть экономист этот разрыв состояний попыталась Джоан преодолеть Робинсон. Американский характеризовалась экономист Эдуард структуру Чемберлин положил концепциях начало исследованию стратегического конкуренции как начало динамического по американский своей природе начало процесса. Существенный Маршалл вклад в развитие друга теории конкуренции которыми внес американский обобщил экономист Майкл способы Портер (1947). Он Робинсон обобщил взгляды рынке различных экономических американский школ и предложил отсутствием собственную модель по пяти конкурентных практике сил, которые американский формируют структуру отрасли. На стыке ХХ-ХХI вв. подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатывают и реализуют на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке.