Файл: Туристический регион как объект управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Современный туризм, несомненно, представляет собой один из интереснейших экономических и социальных феноменов. Под влиянием ряда объективных факторов в мировой экономике наблюдается устойчивый рост туризма и наращивание масштабов соответствующего сектора. Для многих стран и национальных регионов туристическая индустрия стала базовой для построения хозяйства.

Важность туристической индустрии с экономической и социальной точек зрения является общепризнанной. В экономическом аспекте рост туризма привел к повышению уровней занятости, доходов населения и предпринимательской активности, а также увеличению объема налоговых поступлений. При этом при благоприятных условиях рост туристической индустрии может быть достаточно быстрым и требовать меньшего объема инвестиций, что критически важно для периферийных регионов. В социальном аспекте значение туризма проявляется в психофизиологическом восстановлении трудовых ресурсов, повышении уровня знаний людей, а также содействии охране окружающей среды.

Возрастающее значение туристической индустрии ставит перед государством задачи обеспечения ее сбалансированного развития и повышения социально-экономической результативности в сфере туризма. Как свидетельствует мировой опыт, это требует расширения роли государства и повышения качества управления туристической индустрией. Особенно это важно для стран, которые только включаются в мировой рынок туризма при его современном уровне развития.

В настоящее время деятельность по осуществлению государственного управления все больше переносится в регионы. Целесообразность этого подтверждена временем и мировым опытом. В ряде сфер (в том числе в сфере туризма) смещение управления на региональный уровень обусловлено целым рядом обстоятельств. В связи с вышеизложенным, важным научно-практическим заданием является совершенствование парадигмы в сфере управления туристической индустрией, что сопровождается разработкой предложений по совершенствованию используемых в этой сфере подходов. Особую актуальность обозначенное задание получает в условиях глобализации, которая оказывает определяющее влияние на развитие туризма, обостряет конкуренцию и меняет всю модель мирового рынка туристических услуг.

В последние годы отмечается постоянное увеличение внимания к проблемам развития туристической индустрии, особенно в отдельных странах и регионах. Хотелось бы обратить внимание на работы: П. Хенриксена и Х. Халкиера[1], Д. Дреджа и Дж. Дженсинса[2], Л. Чавеса[3]. Данные авторы обосновывают необходимость и целесообразность проведения активной региональной политики в сфере туризма. Это позволяет обеспечить устойчивое развитие туристической индустрии, представленность региона на рынке туристических услуг, повысить его привлекательность для туристов. Вопросы развития туризма в регионах Российской Федерации рассмотрены в работах В. Слюсарева[4] и А. Катанского[5]. Исследование показывает большие возможности эффективного управления туристической индустрией на региональном уровне. Направления и методы государственного регулирования туристскорекреационной сферы в регионах освещены в работе Е. Бенько[6], А. Воронин и К. Сухенко посвятили свои исследования совершенствованию государственного регулирования туризма в регионах[7]. Вместе с тем, несмотря на большое внимание, ряд важных вопросов остается недостаточно исследованным.


Цель работы - оценить состояние развития туризма в республике Башкортостан и определить пути повышения эффективности управления в этой отрасли.

Задачи для достижения цели поставлены следующие:

1) исследовать сущность и основные направления управления туристическим регионом;

2) исследовать туристический бизнес как фактор экономического развития региона;

3) оценить туристический потенциал республики Башкортостан;

4) проанализировать современное состояние и перспективы развития внутреннего и въездного туризма РБ;

5) определить пути развития туризма в республике Башкортостан.

Объектом исследования является туристическая отрасль республики Башкортостан.

Предмет исследования: туристический потенциал региона и управление его развитием.

Научно-методическая основа работы: законодательные и нормативные акты, регулирующие туристскую отрасль в Российской Федерации, учебные пособия, публикации по исследуемой теме.

Информационная основа работы: данные государственных и региональных статистических служб.

Методы исследования: сбор и обработка информации, анализ, синтез, обобщение.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты управления туристическим регионом

1.1. Сущность и основные направления управления туристическим регионом

В настоящее время туристический бизнес развивается в условиях жесткой конкуренции. Глобализация кардинально меняет условия развития туризма за счет мгновенного распространения информации и формирования целых глобальных систем обслуживания туристов. Кроме этого, глобализация ведет к разрушению традиционных государственных административных систем, ослаблению государственного регулирования в пользу экспансии глобальных рыночных сил[8].


Структурно туристическая индустрия охватывает не только туристическую деятельность, но и смежные, тесно связанные виды деятельности (обеспечивающие и вспомогательные) [9].

Управление туристической индустрией в стране осуществляется на различных уровнях. На национальном (макро) уровне это управление осуществляется в рамках государственной политики в сфере туризма, которая во многих странах приобрела самостоятельное значение, включает горизонтальные и отраслевые меры. На региональном (мезо) уровне управление предполагает проведение региональной политики, что дает дополнительные возможности и преимущества[10]. Такая политика может включать широкий набор регулирующих мер и инструментов поддержки, адаптированных к условиям конкретного региона. Акцент на региональную политику (в рамках национальных мер регулирующего и стимулирующего характера) обусловлен существенными различиями регионов в области развития туризма, а также тем, что не у всех регионов есть необходимость в повышенном внимании к туристической сфере[11]. Регионы, где сосредоточены определенные туристические ресурсы, должны иметь возможность самостоятельно моделировать развитие туристической индустрии и проводить необходимые мероприятия по ее развитию. И национальная, и региональная политика включают управление на микроуровне, которое связано с решением проблем предприятий туризма[12].

Отдельно следует выделить вопросы правового обеспечения. В Российской Федерации принят федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в котором определены основные положения, основы государственного регулирования туристской деятельности, права и обязанности туриста; особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, нормы относительно объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов; положения относительно туристических ресурсов РФ; нормы по обеспечению безопасности туризма; вопросы финансового обеспечения и развития международного сотрудничества. Этот закон создает основы правового регулирования туризма для достижения поставленных государством целей.

Помимо этого, в правовом плане урегулированы смежные вопросы, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, сохранения культурного и исторического наследия[13].


Вместе с тем вопросы управления туристической индустрией должны быть определены и на региональном уровне. Они должны быть подкреплены отраслевыми законодательными актами на уровне субъектов Федерации, которые детализируются в конкретных концепциях и программах[14].

В рамках туристической индустрии управленческое влияние охватывает такие составляющие: 1) туристический поток; 2) туристские ресурсы (рекреационные ресурсы, культурно-исторические ресурсы, природно-рекреационные ресурсы, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы); 3) туристский продукт (в том числе тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, сопутствующие товары); 4) деятельность туроператоров и турагентов; 5) туристическая инфраструктура (рассматривается вместе с ресурсами); 6) специальные технологические и социальные компетенции в сфере туризма. Управление туристической индустрией включает и регулирование рынка туризма (взаимодействие продавцов и потребителей), включая доступ на рынок, качество услуг на основе стандартизации (здесь влияние власти может быть как прямым, так и косвенным)[15].

Управление туристической индустрией в регионе основано на специальной методологии, создаваемой, в том числе локально, с учетом местной специфики. Такое управление обеспечивает комплекс функций, проявляется в ряде форм и охватывает широкий спектр направлений, определяемых по задачам (рис. 1).

Рис. 1. Функции, формы реализации и основные направления управления туристической индустрией региона[16]

Представленный перечень позволяет определить и задействовать широкий спектр методов и инструментов, которые допускает современная система государственного регулирования и предоставляет мировой опыт[17]. Отдельные регионы должны определять для себя приоритеты развития туристической сферы, учитывая свои цели и проблемы[18].

В мировой практике сложилось множество национальных моделей управления индустрией туризма и еще больше моделей региональных. Принципиальным моментом моделей управления являются наличие или отсутствие специального органа и особенности проводимой политики: первая модель – специальный орган управления отсутствует; целенаправленные меры по развитию туристической индустрии не проводятся, процесс происходит естественным путем; могут действовать различные ассоциации; вторая модель – создан специальный орган управления (подчиненный соответствующему национальному органу при наличии такового), который занимается реализацией развития туризма и туристической индустрии; круг задач может быть достаточно широким, степень управленческого воздействия – различной; третья модель – действует многоотраслевой орган, деятельность которого охватывает и индустрию туризма (может выделяться специальное подразделение). При этом каждый регион должен сформировать для себя эффективную модель в рамках государственного подхода, исходя из своих условий и задач[19].


Отдельно следует сказать, что в условиях глобализации на региональном уровне должны расширяться функции, связанные с международным аспектом, в том числе стимулирование притока зарубежных туристов (включает целый комплекс мер); взаимодействие с международными организациями и ассоциациями; содействие включению в глобальные туристические сети; обеспечение международной представленности региона на мировом рынке[20].

Исходя из императивов модернизации и повышения международной конкурентоспособности, значимость которых в условиях глобализации многократно возрастает, на уровне региона должен быть разработан стратегический пакет – долгосрочная программа комплексного развития туристической индустрии. Такая программа является основой стратегического управления, включая следующие вопросы[21]:

1. формулирование целей, согласование стратегических и тактических мер;

2. определение концепции модернизации, направленной на раскрытие специфических преимуществ региона;

3. разработка целостной стратегии управления, включая инвестиционную, инновационную, социальную, маркетинговую, правовую, инфраструктурную, образовательную и другие составляющие;

4. закрепление новых принципов и постулатов, их видения на уровне региона, в том числе касательно минимизации ущерба природным и культурным ресурсам;

5. адаптация к условиям глобализации и использование новых возможностей[22].

За счет стратегического пакета должно быть локально рассмотрено решение всех задач, включая вопросы инвестирования и государственно-частного партнерства. При этом на уровне региона должно быть предусмотрено более тесное взаимодействие с обществом.

Современная парадигма управления туристической индустрией в условиях глобализации должна быть ориентирована на повышение уровня динамизма, диверсификации (насыщенности), устойчивости этой сферы. Исходя из этого, данная парадигма должна предполагать переход к новым, более прогрессивным подходам[23].

1.2. Туристический бизнес как фактор экономического развития региона