Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические особенности изучения менеджмента в организации
1.1.Понятие и признаки организации
1.2.Сущность менеджмента и основные подходы в управлении организацией
Глава 2. Функции и основные школы менеджмента
2.2.Основные школы менеджмента
Введение
Актуальность работы. Вопросы, связанные с изучением функций менеджмента в современных организациях являются предметом множества исследований современных ученых. По данной тематике написано достаточно большое количество статей и монографий и именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.
Управление организацией представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса.
Управление организацией существовало еще на заре цивилизации, но современный менеджмент родился с появлением социальной экономики. Социальная экономическая наука анализирует возникновение потребностей, состав и структуру потребительских запросов и потребления, исследует рациональные потребности людей и их групп, регионов и общества в целом. Один из принципов современного корпоративного управления заключается в том, что человек работает не только ради удовлетворения своих финансовых потребностей, но и с целью личностного развития, всестороннего проявления своих способностей.
В современных условиях нефинансовые показатели стали наиболее важным фактором, определяющим направленность трудовой деятельности. Современные теории корпоративного управления возникли после 1950-х годов. Начиная с 1960-х годов, теория управления стала сосредоточиться на человеческих отношениях, особенно на существующие взаимосвязи между моральным духом и производительностью труда. Теории управления фокусируются на всех факторах, влияющих на мотивацию работников и реализацию личностных и общественных интересов.
В основе современного менеджмента организаций лежит определенный спектр основных функций менеджмента. К основополагающим функциям менеджмента относят: мотивацию, координацию, планирование и др. Каждая из этих функций является неотъемлемой частью управления организацией.
Объект исследования – менеджмент в организациях. Предмет исследования – изучение особенностей менеджмента. Целью работы является исследование функций менеджмента в современных организациях.
Задачи работы:
1.Изучить понятие и признаки организации
2.Исследовать сущность менеджмента и основные подходы в управлении организацией
3.Рассмотреть цели и задачи менеджмента
4.Выяснить функции менеджмента
5.Исследовать основные школы менеджмента
6.Рассмотреть модели менеджмента и их сравнительный анализ
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Виханский О.С., Наумов А.И. и тд.
Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения и библиографического списка.
Глава 1.Теоретические особенности изучения менеджмента в организации
1.1.Понятие и признаки организации
Ученые в области менеджмента, зачастую занимались и продолжают изучать природу и специфику организаций. По мнению большинства ученых, любая организация вне зависимости от направления финансово-хозяйственной деятельности представляет собой взаимосвязанный механизм функционирующих между собой элементов. [1,c.57]
Важнейшим звеном в данном механизме выступает человеческий ресурс, т.е.люди. Именно от их деятельности зависит конечный результат всего финансово-хозяйственного процесса внутри организации.
Организация представляет собой группу людей, которые выполняя определенный перечень функций достигают конечной цели. Все цели в деятельности организации условно подразделяют на две группы, которые в общем виде отображены на рисунке 1.
Цели организации
Рисунок 1. Цели организации
Как можно заметить из данных рисунка 1., все цели в организации подразделяют на две большие группы:
1.По отношению к самой организации выделяют:
А)Внешние
Б) Внутренние
По глобальности и срокам действия:
А) Стратегические
Б0.Тактические
В) Оперативные
Помимо целей, принято выделять и характерные признаки организации, которые графически отображены в таблице 1
Таблица 1 Признаки организации
Признак |
Характеристика |
Обособленность |
1.Замкнутость внутренних процессов 2.Наличие границ |
Внутренний центр |
Координация деятельности участников |
Саморегулирование деятельности |
1.Принятие самостоятельных решений 2.Творческое преломление внешних команд |
Цель |
Объединение участников |
Организационная культура |
Совокупность норм, традиций определяющих поведение |
.
Как можно заметить из таблицы 1., организация характеризуется наличием следующих основных признаков:
1.Обособленность
2.Внутренний центр
3.Саморегулирование деятельности
4.Цель
5.Организационная культура
Как уже говорилось раннее, важнейшим элементом в деятельности любой организации составляет кадровый состав организации. От того, насколько он грамотно подобран, слаженно действует зависит эффективность деятельности всей организации.[2,c.63]
1.2.Сущность менеджмента и основные подходы в управлении организацией
На сегодняшний день, многие ученые под менеджментом понимают совокупный механизм управленческой деятельности. При этом все действия в этом управлении систематизированы и направлены на достижение определенных конкретных целей.
Многие ученые в современной теории управления выделяют три основных подхода, которые отображены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные подходы к менеджменту
Как можно заметить из рисунка 2., принято выделять три основных подхода к управлению организацией:
1.Системный
2.Ситуационный
3.Процессный
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Количественный подход является научным методом, который подчеркивает необходимость использования статистических моделей и математических методов в решении сложных проблем управления. Главной особенностью этой школы является использование смешанных групп ученых по нескольким дисциплинам. [3,c.41]
Математическая школа применяет научные методы для обеспечения количественной базы с целью принятия управленческих решений. Эта школа рассматривает корпоративное управление как систему логических процессов. Различные математические и количественные методы или инструменты, такие как линейное программирование и моделирование, все чаще используются практически во всех областях управления для изучения широкого круга проблем. Представители этой школы считают, что все фазы управления могут быть выражены в количественных показателях для анализа. Тем не менее, следует отметить, что математические модели действительно помогают в систематическом анализе проблем, но модели не могут заменить здравое суждение.
Системный подход был разработан в конце 1960-ых годов. Отцом системной теории считается Герберт Саймон. Система определяется как набор регулярно взаимодействующих или зависимых друг от друга компонентов, которые выступают как единое целое. Системный подход позволяет нам увидеть важные ограничения и взаимосвязь связанных и зависимых элементов. Системный подход рассматривает организацию как органическую и открытую систему, которая состоит из взаимодействующих и взаимозависимых частей, называемых подсистемами.
Системный подход основан на факте, что все подсистемы взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют единое целое. Одной из наиболее важных характеристик системного подхода является то, что система состоит из иерархии подсистем. Например, мировая экономика может считаться системой, в которой различные национальные экономики являются подсистемами. В свою очередь, каждая национальная экономика состоит из различных отраслей, каждая отрасль состоит из организаций, и, конечно, организация может считаться системой, состоящей из подсистем, таких как производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет и так далее.
Рисунок 3. Особенности системного подхода в менеджменте
Системный подход имеет огромные возможности. Он объединяет различные теории управления, такие как количественный и поведенческий подходы. Теория систем способствует управлению, поскольку он направлен на достижение целей и рассматривает организацию как открытую систему. Согласно ей, руководство организации должно учитывать равновесие между конфликтующими силами и событиями. Системный подход помогает в изучении функций сложных организаций и был использован в качестве основы для появления новых видов компаний, таких как управляющие организации. Этот подход имеет преимущество над другими подходами, поскольку он ближе к реальности.[4,c.86]
Ситуационный подход или подход непредвиденных обстоятельств Подход непредвиденных обстоятельств является наиболее новым. Он был разработан в 1970-х. В 1980-х годах ситуационный подход позиционировал в качестве ключа к эффективному корпоративному управлению. Этот подход учитывает динамику и сложности структуры организации. Организация зависит от его окружающей среды, а окружающая среда состоит из физических ресурсов, климатических условий, людей, культур, экономических и рыночных условий. Ситуационный подход утверждает, что нет ни одного универсального набора правил, по которым можно управлять организацией. Согласно ему, проблемы управления отличаются в различных ситуациях и требуют решения в соответствии с требованием ситуации. Общий подход к управлению может применяться в случае повторяющихся проблем, но не для управления организацией. Теория непредвиденных обстоятельств нацелена на интеграцию теории с практикой в рамках системы.
Согласно ситуационному подходу, поведение организации зависит от сил окружающей среды. Следовательно, ситуационный подход считает, что поведение одного подразделения зависит от его окружающей среды и взаимоотношений с другими подразделениями, которые имеют влияние на него. Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи между подсистемами, а также между организацией и ее окружающей средой и определить закономерности отношений между переменными, с целью предложения наиболее подходящих решений для конкретных ситуаций. Особенности ситуационного подхода.
Во-первых, ситуационный подход не принимает универсальность теории управления. Он подчеркивает, что нет ни одного универсального способа управления. Менеджеры должны определять цели, стратегию, политику и планы в соответствии с преобладающими обстоятельствами.
Во-вторых, политика управления должна приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, чтобы быть эффективной. [5,c.20]
В- третьих, руководство должно развивать свои аналитические навыки для того, чтобы предвидеть и подготовиться к изменениям окружающей среды.
1.3.Цели и задачи менеджмента
Как уже было выяснено раннее, менеджмент представляет собой совокупный механизм управления организацией. Основу менеджмента составляют цели и задачи его деятельности.
Организация изначально создается ради конкретной миссии, к которой она стремится на протяжении всей финансово-хозяйственной деятельности. На основе миссии организации строятся основные цели менеджмента в организации, которые графически отображены на рисунке 4.
Рисунок 4. Цели менеджмента в организации
Как можно заметить из рисунка 4., все цели менеджмента организации условно объединены в финансово-экономические и условно представлены следующими группами: [6,c.64]
1.Маркетинговые
2.Инновационные
3.Инвеестиционные и производственные
4.Организационные
Помимо целей, в менеджменте организации важную роль играют и задачи менеджмента. Схематично, все задачи менеджмента можно отобразить графически на рисунке 5.
Рисунок 5. Задачи менеджмента
Как можно заметить из рисунка 5., к задачам менеджмента относят:
1.Разработка и реализация стратегии развития предприятия
2.Поиск и освоение новых рынков