Файл: Основные функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Вопросы, связанные с изучением функций менеджмента в современных организациях являются предметом множества исследований современных ученых. По данной тематике написано достаточно большое количество статей и монографий и именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.

Управление организацией представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса.

Управление организацией существовало еще на заре цивилизации, но современный менеджмент родился с появлением социальной экономики. Социальная экономическая наука анализирует возникновение потребностей, состав и структуру потребительских запросов и потребления, исследует рациональные потребности людей и их групп, регионов и общества в целом. Один из принципов современного корпоративного управления заключается в том, что человек работает не только ради удовлетворения своих финансовых потребностей, но и с целью личностного развития, всестороннего проявления своих способностей.

В современных условиях нефинансовые показатели стали наиболее важным фактором, определяющим направленность трудовой деятельности. Современные теории корпоративного управления возникли после 1950-х годов. Начиная с 1960-х годов, теория управления стала сосредоточиться на человеческих отношениях, особенно на существующие взаимосвязи между моральным духом и производительностью труда. Теории управления фокусируются на всех факторах, влияющих на мотивацию работников и реализацию личностных и общественных интересов.

В основе современного менеджмента организаций лежит определенный спектр основных функций менеджмента. К основополагающим функциям менеджмента относят: мотивацию, координацию, планирование и др. Каждая из этих функций является неотъемлемой частью управления организацией.

Объект исследования – менеджмент в организациях. Предмет исследования – изучение особенностей менеджмента. Целью работы является исследование функций менеджмента в современных организациях.

Задачи работы:

1.Изучить понятие и признаки организации

2.Исследовать сущность менеджмента и основные подходы в управлении организацией

3.Рассмотреть цели и задачи менеджмента

4.Выяснить функции менеджмента

5.Исследовать основные школы менеджмента


6.Рассмотреть модели менеджмента и их сравнительный анализ

В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Виханский О.С., Наумов А.И. и тд.

Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения и библиографического списка.

Глава 1.Теоретические особенности изучения менеджмента в организации

1.1.Понятие и признаки организации

Ученые в области менеджмента, зачастую занимались и продолжают изучать природу и специфику организаций. По мнению большинства ученых, любая организация вне зависимости от направления финансово-хозяйственной деятельности представляет собой взаимосвязанный механизм функционирующих между собой элементов. [1,c.57]

Важнейшим звеном в данном механизме выступает человеческий ресурс, т.е.люди. Именно от их деятельности зависит конечный результат всего финансово-хозяйственного процесса внутри организации.

Организация представляет собой группу людей, которые выполняя определенный перечень функций достигают конечной цели. Все цели в деятельности организации условно подразделяют на две группы, которые в общем виде отображены на рисунке 1.

Цели организации

Рисунок 1. Цели организации

Как можно заметить из данных рисунка 1., все цели в организации подразделяют на две большие группы:

1.По отношению к самой организации выделяют:

А)Внешние

Б) Внутренние

По глобальности и срокам действия:

А) Стратегические

Б0.Тактические

В) Оперативные

Помимо целей, принято выделять и характерные признаки организации, которые графически отображены в таблице 1

Таблица 1 Признаки организации

Признак

Характеристика

Обособленность

1.Замкнутость внутренних процессов

2.Наличие границ

Внутренний центр

Координация деятельности участников

Саморегулирование деятельности

1.Принятие самостоятельных решений

2.Творческое преломление внешних команд

Цель

Объединение участников

Организационная культура

Совокупность норм, традиций определяющих поведение


.

Как можно заметить из таблицы 1., организация характеризуется наличием следующих основных признаков:

1.Обособленность

2.Внутренний центр

3.Саморегулирование деятельности

4.Цель

5.Организационная культура

Как уже говорилось раннее, важнейшим элементом в деятельности любой организации составляет кадровый состав организации. От того, насколько он грамотно подобран, слаженно действует зависит эффективность деятельности всей организации.[2,c.63]

1.2.Сущность менеджмента и основные подходы в управлении организацией

На сегодняшний день, многие ученые под менеджментом понимают совокупный механизм управленческой деятельности. При этом все действия в этом управлении систематизированы и направлены на достижение определенных конкретных целей.

Многие ученые в современной теории управления выделяют три основных подхода, которые отображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные подходы к менеджменту

Как можно заметить из рисунка 2., принято выделять три основных подхода к управлению организацией:

1.Системный

2.Ситуационный

3.Процессный

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Количественный подход является научным методом, который подчеркивает необходимость использования статистических моделей и математических методов в решении сложных проблем управления. Главной особенностью этой школы является использование смешанных групп ученых по нескольким дисциплинам. [3,c.41]

Математическая школа применяет научные методы для обеспечения количественной базы с целью принятия управленческих решений. Эта школа рассматривает корпоративное управление как систему логических процессов. Различные математические и количественные методы или инструменты, такие как линейное программирование и моделирование, все чаще используются практически во всех областях управления для изучения широкого круга проблем. Представители этой школы считают, что все фазы управления могут быть выражены в количественных показателях для анализа. Тем не менее, следует отметить, что математические модели действительно помогают в систематическом анализе проблем, но модели не могут заменить здравое суждение.


Системный подход был разработан в конце 1960-ых годов. Отцом системной теории считается Герберт Саймон. Система определяется как набор регулярно взаимодействующих или зависимых друг от друга компонентов, которые выступают как единое целое. Системный подход позволяет нам увидеть важные ограничения и взаимосвязь связанных и зависимых элементов. Системный подход рассматривает организацию как органическую и открытую систему, которая состоит из взаимодействующих и взаимозависимых частей, называемых подсистемами.

Системный подход основан на факте, что все подсистемы взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют единое целое. Одной из наиболее важных характеристик системного подхода является то, что система состоит из иерархии подсистем. Например, мировая экономика может считаться системой, в которой различные национальные экономики являются подсистемами. В свою очередь, каждая национальная экономика состоит из различных отраслей, каждая отрасль состоит из организаций, и, конечно, организация может считаться системой, состоящей из подсистем, таких как производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет и так далее.

Рисунок 3. Особенности системного подхода в менеджменте

Системный подход имеет огромные возможности. Он объединяет различные теории управления, такие как количественный и поведенческий подходы. Теория систем способствует управлению, поскольку он направлен на достижение целей и рассматривает организацию как открытую систему. Согласно ей, руководство организации должно учитывать равновесие между конфликтующими силами и событиями. Системный подход помогает в изучении функций сложных организаций и был использован в качестве основы для появления новых видов компаний, таких как управляющие организации. Этот подход имеет преимущество над другими подходами, поскольку он ближе к реальности.[4,c.86]

Ситуационный подход или подход непредвиденных обстоятельств Подход непредвиденных обстоятельств является наиболее новым. Он был разработан в 1970-х. В 1980-х годах ситуационный подход позиционировал в качестве ключа к эффективному корпоративному управлению. Этот подход учитывает динамику и сложности структуры организации. Организация зависит от его окружающей среды, а окружающая среда состоит из физических ресурсов, климатических условий, людей, культур, экономических и рыночных условий. Ситуационный подход утверждает, что нет ни одного универсального набора правил, по которым можно управлять организацией. Согласно ему, проблемы управления отличаются в различных ситуациях и требуют решения в соответствии с требованием ситуации. Общий подход к управлению может применяться в случае повторяющихся проблем, но не для управления организацией. Теория непредвиденных обстоятельств нацелена на интеграцию теории с практикой в рамках системы.


Согласно ситуационному подходу, поведение организации зависит от сил окружающей среды. Следовательно, ситуационный подход считает, что поведение одного подразделения зависит от его окружающей среды и взаимоотношений с другими подразделениями, которые имеют влияние на него. Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи между подсистемами, а также между организацией и ее окружающей средой и определить закономерности отношений между переменными, с целью предложения наиболее подходящих решений для конкретных ситуаций. Особенности ситуационного подхода.

Во-первых, ситуационный подход не принимает универсальность теории управления. Он подчеркивает, что нет ни одного универсального способа управления. Менеджеры должны определять цели, стратегию, политику и планы в соответствии с преобладающими обстоятельствами.

Во-вторых, политика управления должна приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, чтобы быть эффективной. [5,c.20]

В- третьих, руководство должно развивать свои аналитические навыки для того, чтобы предвидеть и подготовиться к изменениям окружающей среды.

1.3.Цели и задачи менеджмента

Как уже было выяснено раннее, менеджмент представляет собой совокупный механизм управления организацией. Основу менеджмента составляют цели и задачи его деятельности.

Организация изначально создается ради конкретной миссии, к которой она стремится на протяжении всей финансово-хозяйственной деятельности. На основе миссии организации строятся основные цели менеджмента в организации, которые графически отображены на рисунке 4.

Рисунок 4. Цели менеджмента в организации

Как можно заметить из рисунка 4., все цели менеджмента организации условно объединены в финансово-экономические и условно представлены следующими группами: [6,c.64]

1.Маркетинговые

2.Инновационные

3.Инвеестиционные и производственные

4.Организационные

Помимо целей, в менеджменте организации важную роль играют и задачи менеджмента. Схематично, все задачи менеджмента можно отобразить графически на рисунке 5.

Рисунок 5. Задачи менеджмента

Как можно заметить из рисунка 5., к задачам менеджмента относят:

1.Разработка и реализация стратегии развития предприятия

2.Поиск и освоение новых рынков