Файл: Методы управления инновационным проектом (Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретическая часть исследования
2. Практическая часть исследования
2.1. Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия
2.2 Планирование инноваций, инновационные стратегии
2.4. Организация инновационной деятельности
2.5. Управление персоналом при осуществлении инновационной деятельности
Введение
В условиях рыночной экономики, в которых в настоящее время функционирует большая часть российских производственных компаний, процесс принятия инновационных решений достаточно сложен. Он требует серьезного обоснования целесообразности инноваций и эффективности в будущем.
Алгоритм такого обоснования или формальное доказательство эффективности использования ресурсов, активов, капитальных затрат включается в понятие инновационного проектирования. Реальные инновации оформляются в виде так называемого инновационного проекта.
Цель курсовой работы - проведение всестороннего анализа инновационной деятельности предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования - ООО «Альянс», компания, осуществляющая реализацию крупной медицинской техники (массажные кресла, тренажеры, измерительной техники и проч.) собственного производства и ведущих мировых производителей.
Предмет исследования – инновационная деятельности ООО «Альянс».
Инновационный проект представляет собой обоснование целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную, в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
1.Теоретическая часть исследования
Система управления инновационным проектом (ИП) предусматривает использование в управлении научными исследованиями, разработками и производством инновационного продукта в органическом единстве следующих основных методов: организационно-распорядительных, организационно-плановых, экономических, правовых и социально-психологических.
Организационно-распорядительные методы управления ИП основаны на использовании объективных экономических законов и тенденций[14]. Сущность их заключается в том, что управление всеми звеньями научно-технического прогресса в их единстве и на всех уровнях хозяйственной иерархии (народное хозяйство – отрасль, ИП – исполнитель) должно осуществляется на основе тщательно разработанной системы планов. Планирование в современном мире охватывает все стороны научно-технической деятельности научных и проектных организаций, а также сферу промышленности. В теории и практике управления развитием науки и техники разработан и находит широкое применение целый арсенал методов подготовки и принятия плановых решений: технико-экономическое обоснование тематических планов, нормативные расчеты затрат на разработки, обоснование планов подготовки производства новых продуктов, технологического развития предприятий и др. Наряду с установлением конкретных тематических заданий но научным исследованиям и разработкам, плановый метод предусматривает регулирование деятельности всех хозяйственных звеньев с помощью системы показателей, характеризующих конкретные социально-экономические задачи и цели развития, полученные результаты, необходимые ресурсы и уровень их использования[11].
Организационно-плановые методы управления ИП включают также создание организационных форм проведения научных исследований и внедрения их результатов в производство, которые бы в максимальной степени соответствовали особенностям объектов управления. Они предусматривают разнообразные формы организационного воздействия на процессы создания и освоения новой техники, включая разработку конкретных норм и правил научной организации труда работников в инновационной сфере, использование прогрессивных методов информационного обеспечения процессов, формирование научно обоснованных методов построения органов управления и т.п[9]. В практике управления научными исследованиями и разработками используется богатый арсенал организационно-плановых методов управления, основанных на применении экономико-математических моделей, принципов научной экспертизы, технико-экономического обоснования и т.п. Прогрессивным направлением совершенствования организационно-плановых методов управления ИП в современных условиях является развитие и применение программно-целевого подхода к управлению ИП.
Экономические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения производства новой техники, а также между ними и государством[7]. Задача их применения заключается в создании таких условий деятельности, которые способствовали бы эффективной работе с точки зрения экономической заинтересованности, т.е. в создании и внедрении высокоэффективного инновационного продукта в кратчайшие сроки и с минимально возможными затратами. Экономические методы управления ИП представляют собой экономический механизм регулирования процессов инновационной деятельности. Он включает в себя использование таких экономических рычагов, как ценообразование на объекты инновационного продукта, порядок и источники финансирования, оплату труда научных и инженерно-технических работников, экономическое стимулирование научно-технических достижений и др.
Правовые методы управления ИП основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда. Использование данных методов с помощью законодательных и нормативно-правовых документов позволяет закрепить права на результаты интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, становящимися собственниками объектов интеллектуальной собственности[18]. Разделение имущественных прав на научно-технические фонды, правовая охрана интеллектуальной собственности – все эти вопросы регулируются с помощью правовых методов управления.
Социально-психологические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов. Развитие их связано с повышением роли исследовательских групп в рамках одного предприятия в мобилизации внутренних резервов повышения эффективности и качества выполняемых исследований и разработок. Роль социально-психологических методов в управлении научными исследованиями и разработками неизмеримо выше, чем в сфере производства, так как в самом научном процессе персонифицированный фактор выражен значительно сильнее. Создание комфортного психологического климата, нормальных социально-производственных отношений в рамках отдельно взятого предприятия является важным источником и необходимым условием его эффективной деятельности[19]. Социально-психологические методы управления в научных коллективах предусматривают тщательный подбор кадров, определение перспектив роста каждого из членов коллектива, проведение социологических исследований в коллективе, создание комфортного психологического климата, планирование социального развития коллектива, регулирование производственных отношений между членами коллектива, а также коллективом и руководителем и пр.
Главной особенностью управления инновационным процессом в организации является процесс оптимизации выбора инновационного проекта из существующих альтернатив, который будет отвечать не только стратегическим целям модернизации, по и учитывать весь ресурсный потенциал, позволяющий реализовать инновации на потребительском рынке.
2. Практическая часть исследования
2.1. Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия
Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому при изучении инновационного потенциала необходим анализ внутренней среды организации, которая построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему: продуктовый (проектный), функциональный, ресурсный, организационный, блок управления. Оценка инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации. Выделим группы показателей для оценки инновационного потенциала ООО «Альянс» (табл. 1).
Таблица 1
Показатели оценки инновационного потенциала ООО «Альянс»
Группа показателей |
Наименование показателя |
Значение эталонного показателя |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Продуктовая |
1.1. Доля (удельный вес) продукции на стадии роста/внедрения на рынок |
менее 20% |
от 20 до 49% |
50% и выше |
1.2. Доля (удельный вес) продукции, имеющей патентную защиту |
менее 5% |
от 5 до 14% |
15% и выше |
|
1.3. Доля (удельный вес) продукции, соответствующей мировым стандартам |
менее 10 % |
от 10 до 34% |
35% и выше |
|
1.4. Доля (удельный вес) конкурентоспособной продукции |
менее 50% |
от 50 до 84% |
85% и выше |
|
2. Функциональная |
2.1. Доля (удельный вес) затрат на НИОКР в объеме продаж |
отсутствуют |
менее 5% |
5% и выше |
2.2. Доля (удельный вес) затрат на приобретение патентов, лицензий, ноу-хау в общем объеме затрат |
отсутствуют |
менее 2% |
2% и выше |
|
2.3. Показатель инновационности ТАТ – период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок в больших количествах |
18 мес. и выше |
12-17 мес. |
18 мес. и менее |
|
2.4. Доля (удельный вес) разработок, выполняемых на основе маркетинговых исследований |
менее 80% |
от 80 до 99% |
100% |
|
2.5. Динамика обновления продукции (доля продукции, выпускаемой от 2 до 10 лет в общем объеме) |
более 70% |
от 30 до 70% |
не более 30% |
|
2.6. Коэффициент обновления оборудования |
0,8 |
от 0,3 до 0,7 |
0,2 и выше |
|
3. Ресурсная |
3.1. Удельный вес материальных ресурсов, используемых для исследований и разработок в общем объеме материальных ресурсов |
менее 20% |
от 20 до 50% |
51% и выше |
3.2. Удельный вес высококвалифицированных специалистов в общей численности работников |
менее 20% |
от 20 до 50% |
51% и выше |
|
3.3 Наличие доступа к информационным ресурсам (базам данных необходимой информации, информации о госзаказах, публикациях) |
отсутствие |
- |
наличие |
|
3.4. Удельный вес финансовых средств, используемых для приобретения инноваций, инновационных разработок в общем объеме расходов |
до 10% |
от 11 до 50% |
51% и выше |
|
4. Организационно-управленческая |
4.1. Наличие научно-технического подразделения |
отсутствие |
- |
наличие |
4.2. Удельный вес исследовательских единиц в общей численности работников |
до 10% |
от 11 до 50% |
51% и выше |
|
4.3. Удельный вес исследовательских единиц, имеющих соответствующую квалификацию в общем числе исследовательских единиц |
до 10% |
от 11 до 50% |
51% и выше |
Данные табл. 1 были использованы в качестве бланка, формализованного интервью, на основании заполнения которого были получены экспертные оценки показателей для реальной ситуации на исследуемом предприятии.
Таблица 2
Результаты оценки инновационного потенциала ООО «Альянс»
Группа показателей |
Наименование показателя |
Средний балл показателя, полученного в результате проведения интервью |
Максимально возможное значение |
||
низкий |
средний |
высокий |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Продуктовая |
1.1. Доля (удельный вес) продукции на стадии роста/внедрения на рынок |
3,5 |
|||
1.2. Доля (удельный вес) продукции, имеющей патентную защиту |
2,38 |
||||
1.3. Доля (удельный вес) продукции, соответствующей мировым стандартам |
4,12 |
||||
1.4. Доля (удельный вес) конкурентоспособной продукции |
4,48 |
||||
Значение агрегированного показателя 1 |
14,48 |
20 |
|||
2. Функциональная |
2.1. Доля (удельный вес) затрат на НИОКР в объеме продаж |
3,65 |
|||
2.2. Доля (удельный вес) затрат на приобретение патентов, лицензий, ноу-хау в общем объеме затрат |
3,98 |
||||
2.3. Показатель инновационности ТАТ – период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок в больших количествах |
3,55 |
||||
2.4. Доля (удельный вес) разработок, выполняемых на основе маркетинговых исследований |
4,9 |
||||
2.5. Динамика обновления продукции (доля продукции, выпускаемой от 2 до 10 лет в общем объеме) |
4,87 |
||||
2.6. Коэффициент обновления оборудования |
4,16 |
||||
Значение агрегированного показателя 2 |
25,11 |
30 |
|||
3. Ресурсная |
3.1. Удельный вес материальных ресурсов, используемых для исследований и разработок в общем объеме материальных ресурсов |
2,38 |
|||
3.2. Удельный вес высококвалифицированных специалистов в общей численности работников |
4,78 |
||||
3.3 Наличие доступа к информационным ресурсам (базам данных необходимой информации, информации о госзаказах, публикациях) |
5 |
||||
3.4. Удельный вес финансовых средств, используемых для приобретения инноваций, инновационных разработок в общем объеме расходов |
2,02 |
||||
Значение агрегированного показателя 3 |
14,18 |
20 |
|||
4. Организационно-управленческая |
4.1. Наличие научно-технического подразделения |
5 |
|||
4.2. Удельный вес исследовательских единиц в общей численности работников |
4,23 |
||||
4.3. Удельный вес исследовательских единиц, имеющих соответствующую квалификацию в общем числе исследовательских единиц |
4,67 |
||||
Значение агрегированного показателя 4 |
13,9 |
15 |