Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления туристическим регионом
1.1. Сущность и основные направления управления туристическим регионом
1.2. Туристический бизнес как фактор экономического развития региона
Глава 2. Анализ развития туризма в Башкортостане
2.1. Туризм в Республике Башкортостан
2.2. Современное состояние и перспективы развития внутреннего и въездного туризма РБ
Глава 3. Направления развития туризма в республике Башкортостан
Глава 3. Направления развития туризма в республике Башкортостан
Рассмотрим перспективные направления развития туристической отрасли в республике Башкортостан с учетом потенциала региона.
На наш взгляд, перспективным является развитие лечебно-оздоровительного туризма. Санаторно-курортные учреждения Башкирии обслуживают в год до 250 тыс. человек; включают 31 санаторий и профилакторий, 170 учреждений рекреационного характера. Наиболее известны – курорты «Янган-Тау», «Красноусольск», обладающие развитой инженерной и медицинской инфраструктурой[41]. Санаторно-курортная система Башкортостана играет определяющую роль в развитии туризма в регионе. В 90-е гг. руководством республики были приняты меры по развитию и модернизации материально-технической базы санаторно-курортного комплекса. За счет бюджетного финансирования была создана современная инфраструктура санаторной системы Башкортостана. Дополнительный импульс ее активности дала Программа развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002–2010 годы.
В санаторно-курортной сфере системы здравоохранения региона функционируют 10 республиканских государственных унитарных предприятий (ГУП) – 9 санаториев для оздоровления взрослого населения («Ассы», «Зеленая роща», «Карагай», «Красноусольск», «Юматово», «Танып», «Талкас», «Янган-Тау», «Якты-Куль») и один санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия для детей («Салют»)[42].
Однако, в санаторно-курортной системе Башкортостана в настоящее время сложилась противоречивая ситуация. Уровень цен санаторно-курортного комплекса Республики Башкортостан сравним с ценами зарубежных санаториев с учетом транспортных расходов. Так как спрос на санаторно-оздоровительные услуги в Башкирии превышает предложение, в настоящее время цены не несут больших угроз для санаторных учреждений. Но в долговременной перспективе это создаст условия для формирования переориентации спроса населения на санаторные услуги за пределами республики.
Республиканские санаторно-курортные организации развиваются за счет административного ресурса, без формирования инфраструктуры востребованной рынком. Развитие производится по советской системе управления санаториями, где не уделяется должного внимания развитию досуговых объектов, причем, с запретом деятельности на территории санаториев других организаций. Инвестиции – только государственные, иные источники финансирования возможны были исключительно при условии безвозмездной передачи возведенных объектов в республиканскую собственность. Организационно-правовая форма санаториев – ГУП также не стимулирует привлечение частных инвестиций в развитие санаторных учреждений. С учетом того, что ни один из санаториев не обладает возможностями по самостоятельной реализации инвестиционных проектов.
Главная проблема развития – это отсутствие стратегии развития отрасли и, как следствие, нет точно определенных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом. Минздрав проводит анализ деятельности принадлежащих республике здравниц, фиксирует тенденции развития. Но, к сожалению, Правительство Республики Башкортостан не предпринимает действий по повышению эффективности санаторно-курортной системы. Основной документ по развитию туристической индустрии – Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» также не регулирует развитие лечебно-оздоровительного туризма в регионе.
Ситуация требует кардинального изменения. Следует отметить, что развитие лечебно-оздоровительного туризма Башкортостана сдерживается не тем, что к нам не хотят ехать, а тем, что нам негде размещать туристов. В то же время республиканские санатории не обладают возможностями самостоятельной реализации инвестиционных проектов, расширяющих их возможности.
Особенностью современности является то, что санаторно-курортные комплексы все больше становятся оздоровительными центрами и в меньшей мере – местом лечения. Поэтому необходим переход от минздравовского учреждения закрытого типа, когда используется монопольное положение санатория по оказанию услуг отдыхающим, к форме «Курортный кластер». Этого можно достигнуть, используя механизмы аутсорсинга и государственно-частного партнерства. С учетом определяющего значения санаторно-курортной системы для развития туризма в Башкортостане целесообразно создание кластера «Санатории и курорты Башкортостана», для чего необходимо внесение изменений в программу развития внутреннего и въездного туризма с определением конкретных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом, с указанием четких механизмов их реализации и планом мероприятий по развитию кластера.
Следует отметить, что в курортных зонах Башкортостана не осуществляется комплексная застройка территорий. И это является основным сдерживающим фактором развития туриндустрии региона. В тоже время комплексное развитие прилегающих к санаториям территорий с формированием единой инженерно-коммунальной инфраструктуры должно стать главным вектором развития отрасли. Указанную задачу можно решить путем государственно-частного партнерства по созданию инженерно-коммунальной инфраструктуры, проведению других подготовительных работ создаваемой курортной зоны.
Кроме того, создание региональных особых экономических зон позволит создать дополнительные стимулы для инвесторов. Целесообразно создание региональных туристско-рекреационных особых экономических зон. Можно использовать опыт Липецкой области, где создано 10 региональных особых экономических зон. Активное участие инвесторов связано с получаемыми в соответствии с Законом Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня» следующими преференциями:
1. Освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет.
2. Освобождение от уплаты транспортного налога организации в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.
3. Снижение налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории особой экономической зоны в течение 5 лет.
4. Ставка арендной платы устанавливается на период строительства в размере 0,1% от кадастровой стоимости участка.
5. Освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории, сроком от 3 до 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок[43].
Использование механизмов региональных особых экономических зон требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, внесения изменений в действующее законодательство, решения многочисленных организационных вопросов. Но все это окупается повышением активности инвесторов, так как позволяет значительно увеличить эффективность проекта, влияя на сроки окупаемости и снижая риски.
Выводы.
Перспективным направлением в республике Башкортостан является развитие лечебно-оздоровительного туризма. С учетом определяющего значения санаторно-курортной системы для развития туризма в Башкортостане целесообразно создание кластера «Санатории и курорты Башкортостана», для чего необходимо внесение изменений в программу развития внутреннего и въездного туризма с определением конкретных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом, с указанием четких механизмов их реализации и планом мероприятий по развитию кластера.
Государственно-частное партнерство решает главную задачу реформирования санаторно-курортного комплекса – привлечение инвестиций в тех объемах, которые обеспечат реальное повышение эффективности санаторно-курортного комплекса Башкортостана, позволяя в короткие сроки возвести объекты для проживания, создать востребованную рынком досуговую инфраструктуру санаториев, создать конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень обслуживания отдыхающих.
Заключение
Управление туристической индустрией на региональном уровне управление предполагает проведение региональной политики. Акцент на региональную политику обусловлен существенными различиями регионов в области развития туризма, а также тем, что не у всех регионов есть необходимость в повышенном внимании к туристической сфере.
В рамках туристической индустрии управленческое влияние охватывает такие составляющие: туристический поток; туристские ресурсы; туристский продукт; деятельность туроператоров и турагентов; туристическая инфраструктура; специальные технологические и социальные компетенции в сфере туризма.
Во многих регионах России в настоящее время имеется достаточно обширный перечень привлекательных для российских и зарубежных туристов объектов и комплексов для различного вида отдыха: активного, экскурсионного и спокойного отдыха на пляже. Наиболее привлекательными направлениями для туризма являются такие места отдыха, как Байкал, Камчатка, Сахалин, Краснодарский край, Горный Алтай, Кольский полуостров, Урал, Саяны, Крым и Кавказ.
Развитию туризма в Башкортостане способствуют наличие уникальных природных объектов, памятников истории, культуры и искусства, развитая инфраструктура.
Башкирский край имеет богатейшие туристские ресурсы: 600 рек, 800 озер (особую популярность для отдыха и туризма снискали озера Асылыкуль, Белое, Кандрыкуль), около 300 карстовых пещер, множество горных хребтов.
Республика имеет значительный рекреационный потенциал, основу которого составляют природные, историко-культурные и хозяйственные рекреационные объекты. Неравномерность в размещении различных видов рекреационных объектов может послужить основой для определения приоритетных территорий развития тех или иных видов рекреационной деятельности в республики.
Экологически-спортивный туризм выгоден республике, причем сразу с нескольких сторон. Во-первых, сохраняется первозданная природа. Туризм поспособствует экономическому развитию, даст работу местному населению. Наконец, внесет новые и яркие краски в образ республики, в конечном итоге, благоприятнее станет инвестиционный климат.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации № 132 – ФЗ от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Российская газета. – 1996. –№ 231. 3 декабря.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р) [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму // URL: http://www.russiatourism.ru.
3. Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан»: постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 г. № 185 // Официальный сайт Агентства по туризму Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.openrepublic.ru.
4. Бенько Е. В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе / Е. В. Бенько // Экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 218–222.
5. Воронин А. Н. Теоретические и методические аспекты совершенствования государственного регулирования туризма в регионах / А. Н. Воронин, К. Э. Сухенко // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 3(23). – С. 380–383.
6. Зиядин С.Т., Молдажанов М.Б. Совершенствование управления туристского кластера региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (125). С. 185-191.
7. Ибатуллова Ю.Т. Трансформация туристического комплекса региона в современных условиях // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 3 (5). С. 85-87.
8. Катанский А. А. Управление развитием туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Ростовской области) : дис. … канд. экон. наук : спец. 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством / А. А. Катанский ; Сев.- Кавказ. акад. гос. службы. – Ростов-на-Дону, 2010. – С. 54.
9. Курченков В.В., Фетисова О.В., Тютюшева А.Г., Матина Е.С. Приоритеты диверсификации структуры регионального туристического комплекса // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 2 (12). С. 57-64.
10. Маймула Г.В. Основы управления туристическими кластерами в России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 618-622.
11. Слесарев В. Развитие туризма в регионах Российской Федерации (проблемы взаимодействия бизнес-сектора, органов государственной власти и некоммерческих организаций) / В. Слесарев // Власть. – 2009. – № 9. – С. 53–55.
12. Сусикова Т.С. Региональные особенности развития сферы туристских услуг // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 22. С. 86-87.
13. Сухенко К. Э. Основные направления совершенствования государственного регулирования сферы туризма субъекта Федерации: на примере Санкт-Петербурга : дис. … канд. экон. наук : спец. 08.00.05 / К. Э. Сухенко ; Балт. академия туризма и предпринимательства. – СПб., 2007. – 197 с.