Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Сущность и способы коммуникации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
Итак, поддерживать порядок в организации, получать информацию, перерабатывать ее и принимать решения, то есть управлять, можно только с помощью коммуникаций.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Рисунок 1. Основные элементы коммуникации
Взаимосвязанные этапы:
- Зарождение идеи
Зарождение идеи - очень важный, так как часты случаи, когда процесс обмена информацией прерывается именно на этом этапе (в основном это из-за того что, отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи). Начало обмена информацией - выбор информации и формулирование идеи. Отправитель выбирает нужную информацию, он должен сделать свою идею интересной и притягательной для получателя.
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, отправитель должен принять в расчет множество факторов[14].
- Кодирование и выбор канала
При кодировании и выборе канала идея превращается в обращение, которое готово к передаче. Прежде чем закодировать обращение, необходимо выбрать систему кодирования. Не стоит забывать о том, что она должна быть известна получателю. Кодовыми знаками могут служить системы письма, видеосистемы, речевые системы (в основе с устной речью), знаки телодвижений, язык жестов и прочие. Результат кодирования - сообщение, которое является идеей, принадлежащей отправителю. Сообщение должно восприниматься получателем адекватно заложенному в него смыслу.
- Передача
На третьем этапе - отправитель посылает информацию с помощью канала передачи сообщения. Зачастую многие путают этап передачи информации с самим процессом коммуникации. Но ведь передача является лишь одним из этапов коммуникации. А чтобы процесс коммуникации был эффективен, необходимо пройти все этапы коммуникации.
- Декодирование
Декодирование - последний этап происходит декодирование информации получателем. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Разные получатели могут раскодировать информацию по-разному, зависит это от их опыта и представлений. Процесс коммуникации будет более эффективным, если информация будет тщательно раскодирована.
Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности[15].
1.2 Виды коммуникаций
Коммуникации классифицируют по:
- По субъекту и средствам коммуникации:
- Межличностные;
- Организационные;
Организационные коммуникации делятся на:
- Внешние;
- Внутренние;
- По каналам общения:
- Формальные;
- Неформальные;
- По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
- Вертикальные;
- Горизонтальные;
- По направленности общения:
- Нисходящие;
- Восходящие коммуникации[16].
Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют большую значимость для изучения организационного поведения.
Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах. Это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами[17].
Организационные коммуникации подразделяются на две большие группы:
- Внешние коммуникации - коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой: средства массовой информации, органы государственного регулирования, поставщики и потребители, ближайшие соседи и т.п. Средства коммуникации со средой многообразны: деятельность руководителя по организации рекламы, создание и поддержание имиджа компании, проведение маркетинговой политики на внешнем рынке, подготовка регулярных отчетов для вышестоящих организаций, и пр. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
- Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями[18].
Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:
- коммуникации «руководитель - подчиненный». Связаны c прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;
- коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы[19].
Формальные коммуникации - это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Неформальные коммуникации - это те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем пo каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами»[20].
Вертикальные коммуникации - это обмен информацией между иерархическими уровнями организации. Вертикальная коммуникационная связь, в свою очередь, по направленности общения подразделяется на нисходящие (сообщение подчиненным уровням o принятом управленческом решении) и на восходящие (отчёты, предложения, объяснительные записки).
Нисходящий поток используется руководителем постановки задач, работ, информирования процедурах с , чтобы выделить , требующие внимание, варианты обратной по результатам . При этом, больше уровней информация, тем вероятность того, она не искажена. Наиболее примером является начальника со подчиненными[21].
Восходящие представляют собой каналов движения « вверх», другими , восходящая информация организациях перемещается более низкого более высокому . Она используется обратной связи с руководством целью информирования результатах работы текущих проблемах, средством доведения сведения руководителя работников. Руководители на данную при анализе , как улучшить дел в .
Горизонтальные коммуникации - коммуникации между отделами. Организация из множества , поэтому обмен между ними для координации и действий. должно добиваться, подразделения работали , продвигая организацию нужном направлении. повышению эффективности всех видов организации. Данный необходим, так позволяет сэкономить и обеспечить действий. В случаях такое является формальным обязательным, в - происходит спонтанно[22].
и горизонтальные играют определяющую в функционировании . Обычно принято , что вертикальное коммуникаций более , поскольку оно основной принцип организации - иерархический. другой стороны, всегда синтезирован координационным принципом, с горизонтальной коммуникаций. Через этих двух и собственно обеспечивается коммуникативная организации в . Данное сочетание своего рода «» всей коммуникативной организации[23].
Коммуникация - обусловленный процесс и восприятия в условиях и массового по различным с помощью коммуникативных средств.
людей осуществляется помощью вербальных невербальных коммуникаций.
в организации - сложная, многоуровневая , охватывающая как организацию и элементы, так ее внешнее .
Коммуникации в выполняют ряд функций: информационная; ; контрольная; экспрессивная; .
Коммуникационный процесс - процесс обмена между двумя более людьми. цель - обеспечить и понимание , являющейся предметом . Если взаимного не достигается, коммуникация не , из чего , что обе играют в активную роль.
обмене информацией и получатель несколько взаимосвязанных . Их задача - сообщение и канал для передачи таким , чтобы обе поняли и исходную идею.
образом, коммуникации как определяющее для формирования и ее .
Коммуникации классифицируют : по субъекту средствам коммуникации, каналам общения, организационному признаку ( пространственному расположению ), по направленности .
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 структурных коммуникаций
четко действующих в организациях решению многих организационных проблем, частности координации отдельных структурных в организации общей цели, устойчивых отношений внешней средой, подразделениям организации рабочей информации целевых указаний др.
Однако коммуникационных сетей, устойчивых коммуникационных сопряжены с трудностей, вызванных дефектами в информации, так дефектным кодирование декодированием получаемых [24].
Проблемы, связанные созданием эффективно коммуникаций, можно на две группы[25]:
- Проблемы коммуникаций
- Проблемы, в ходе общения.
Основная между элементами структуры обусловлена во взаимоотношениях отдельными структурными организации. При распоряжения и руководящего органа могут не ситуации, не подчиненными, дублироваться, сообщение может ранее посланным. того, в неопределенности ситуации связи между подразделениями или организации становятся , информация к поступает хаотично, вызывает информационный или, наоборот, противоречивой информации.
коммуникации - помехи, осуществлению контактов взаимодействию между и реципиентом. препятствуют адекватному , пониманию и сообщений в осуществления коммуникативных . Барьеры возникают в технической , так и механизме общения[26].
условиях неопределенности усиливаться следующие виды барьеров коммуникационных процессах:
- сообщений - явление, котором в единицы организации информация, не реальной ситуации. в коммуникационных приводят к замедлению темпов в организации. решения и реализация должны одновременно: понять, следует выполнять , не мене , чем принять о том, следует делать. искажение информации позволяет приступать немедленной реализации , поскольку оно на неверных . В связи этим приходиться к данной , повторять сообщения. того, искажения приводят к постановке целей, немедленно сказывается остальных компонентах .
Все искажения организационных коммуникациях на три :
- непреднамеренные искажения, возникают в недостатка информации, ситуации или в межличностных ;
- сознательные искажения, представляют большую при принятии в организации постановке целей: данном случае звено в цепочке несогласно содержанием сообщения (, несогласно с вышестоящего органа ) и стремится характер его ;
- фильтрация информации сообщении, когда ненужная в момент информация, только суть. операция в процессе может к потере , вредным упрощениям, препятствуют принятию управленческих решений. эффект фильтрации , когда высших пытаются снабжать информацией положительного , не доводя их сведения острые проблемы; существует страх наказанием, ощущается информации из- ее неправильной [27].
- Информационные перегрузки в тех , когда члены не в эффективно реагировать всю необходимую информацию и определенную ее , по их , наименее важную. возможна ситуация, именно эта информации будет необходима для нормального функционирования или ее . Особенно часто перегрузка наблюдается руководителей, замыкающих себе решение (даже самых ) вопросов, связанных управлением деятельностью организации. Отсутствие фильтров и организации, выступающих роли «сторожей», позволяет руководителю использовать самую часть поступающей нему информации.
- в структуре оказывают существенное влияние на коммуникационных сетей. распространенным из недостатков следует неудачную конфигурацию - большого количества управления, когда при прохождении уровня к теряется или . Это особенно для восходящих потоков (снизу , от подчиненных руководителям).