Файл: Особенности учета и анализа товаров на предприятиях оптовой торговли.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АНАЛИЗА на предприятиях общественного питания
1.1. Задачи и основы организации учета и анализа на предприятиях общественного питания
1.2 Особенности учёта реализации продукции общественного питания
2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО КАФЕ «НИНА»
2.1. Краткая историческая справка и технико-экономическая характеристика предприятия
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И АНАЛИЗА НА ИССЛЕДУЕМОМ ПРЕДПРИЯТИИ
- способы оценки основных средств и нематериальных активов;
- способы начисления износа основных средств,
- способы начисления амортизации нематериальных активов;
- принятые сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов; способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- способы признания прибыли от продажи продукции, работ, услуг;
- виды и способы начисления резервов, расходов будущих периодов;
- другие способы, без знания о применении которых пользователи бухгалтерской информации не будут иметь возможности достоверно оценить имущественное, финансовое состояние и результаты деятельности организации.
Перечисленные пункты подлежат обоснованию дважды:
- для целей бухгалтерского учета;
- для целей налогообложения.
Помимо этого организации общественного питания, соответствующие критериям гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, могут выбрать систему налогообложения между общеустановленной и упрощенной системами налогообложения, или же им может быть предложена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат этого выбора также требует отражения в учетной политике организации для целей налогообложения.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета (с ведением журнала хозяйственных операций) в соответствии с Положением о бухгалтерском учете, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, нормативными актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета в организациях. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
В соответствии с ПБУ 6/01 к основным средствам ООО кафе «Нина» (Приложение) относится имущество стоимостью более 40 000 руб. со сроком службы более 12 месяцев. Основные средства со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью до 40 000 руб. подлежат списанию одновременно с вводом их в эксплуатацию. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств начисляется линейным методом ежемесячно.
Ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.
К нематериальным активам относятся права, указанные в ПБУ 14/2007. Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Амортизация объектов НМА отражается ежемесячно начиная со следующего месяца после месяца введения их в эксплуатацию. Амортизация начисляется линейным способом.
Согласно учетной политике ООО кафе «Нина» Товары, приобретаемые для продажи, учитываются по покупной стоимости, а в производство материальные ресурсы списываются по средневзвешенной себестоимости материальных ценностей.
Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется «по мере отгрузки» товаров потребителям, а для исчисления налога на прибыль по методу начисления. Выручка от продажи продукции (товаров, услуг), произведенных в результате осуществления уставной деятельности, отражается на счете 90 «Продажи».
Общехозяйственные расходы организации списываются на основное производство.
Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций с валютными ценностями, ведется на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Проценты по заемным средствам отражаются на конец отчетного периода с учетом причитающихся процентов.
Расходы будущих периодов учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются на расходы равными частями в течение срока их потребления.
Продукты из кладовых предприятий общественного питания могут быть отпущены в мелкорозничную сеть, в буфеты, а также на производство и т. д., при этом в производство продукты отпускаются ежедневно в пределах потребности для изготовления намеченных к выпуску кулинарных изделий и блюд с учетом имеющихся в наличии остатков продуктов.
Отпуск продуктов на производство осуществляется на основании требований и оформляется накладными, которые подписываются заведующим производством и утверждаются руководителем предприятия.
В накладной указываются: полное наименование, сорт продуктов и товаров, масса или количество, учетные цены кладовой и цена реализации с добавлением единой наценки, а также должна быть отметка о номере сертификата соответствия (или заверенная копия сертификата). Специи и соль отпускаются на производство в той же оценке, как и продукты, так как включаются в себестоимость согласно «Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий...».
Накладные составляются в двух экземплярах: один вместе с продуктами передается заведующему производством, второй экземпляр кладовщик вместе с товарным отчетом (Приложение 4) сдает в бухгалтерию.
В накладных на отпуск в буфеты какао, чая, натурального кофе, сахара указываются учетные цены кладовой, а также цены, начисленные исходя из скалькулированной цены стакана чая, какао и норм закладки.
Синтетический учет наличия и движения продуктов и товаров в организации общественного питания ведут на материальном активном счете 41 «Товары». Для учета товаров в кладовой используют счет 41 -1« Товары на складах ».
По дебету счета 41 «Товары» отражают поступление товаров, а по кредиту ~- их выбытие (отпуск в производство или буфеты, списание товарных потерь и т. п.). Дебетовое сальдо счета 41 «Товары» показывает остатки продуктов и товаров в кладовых. Если на предприятии нет кладовых, то товары приходуют непосредственно на счет 20 «Основное производство».
Товары в организации общественного питания могут поступать из различных источников: от поставщиков, через подотчетных лиц, от населения. В зависимости от источника поступления для учета расчетов за поступившие товары будет использоваться счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (поступления от поставщиков), счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (поступления через подотчетных лиц), счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (закупки у населения).
Запись 1 делается на покупную стоимость фактически поступивших товаров, которая определяется как разность между стоимостью товаров, указанной в сопроводительных документах, и недостачей, выявленной при их приемке.
Запись 4а возникает в случае, когда условиями франкировки предусматривается оплата определенной части транспортных расходов за счет покупателя, но предварительно их оплачивает поставщик (на станции или в порту отправления оплата транспортного тарифа за перевозку). При этом сумму указанных расходов поставщик включает в счет на оплату товаров, а покупатель списывает их на издержки обращения.
Порядок отражения в учете недостач илч потерь от порчи товаров, выявленных при приемке, зависит от многих факторов (виновников, условий договора поставки, времени оплаты и т. п.). Если виновником недостачи или порчи является поставщик и условиями договора поставки предусмотрен в этом случае отказ от оплаты недостающих (испорченных) товаров, и счет поставщика не оплачен до поступления товаров, то запись 5а не делается, а сумма платежа уменьшается на стоимость недостающих товаров. Проводка 5а составляется, когда счет поставщика оплачен-до поступления товаров, при этом договором поставки не предусмотрен отказ от оплаты недостающих товаров и виновником недостачи является транспортная организация.
Проводка 5б делается в случаях, когда причинами недостачи являются естественная убыль, хищения в пути; халатность материально ответственных лиц при приемке за пределами организации (на складе поставщика) и др.
Особенностью поступления товаров в общественном питании является то, что суммы НДС, уплаченные поставщикам, включаются в стоимость товаров (продуктов) и учитываются на счетах учета поступивших товаров.
При поступлении товаров от поставщиков для проверки правильности записей по учету поступления товаров следует подсчитать кредитовый оборот по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», за исключением случаев, когда договором поставки предусмотрен отказ от оплаты недостающих товаров, кредитовый оборот по счету 60 должен быть равен сумме «К оплате» в расчетном документе поставщика. Если это соблюдается, то учетные записи сделаны верно.
Рассмотрим на примере порядок отражения в учете поступления товаров от поставщика. В кафе «НИНА» поступили товары от поставщика. В счете-фактуре указаны:
а) стоимость товаров по отпускным ценам — 2500 руб.;
б) НДС (10%) - 250 руб.;
К оплате — 2750 руб..
При приемке выявлена недостача товаров по отпускной цене на 230 руб., в том числе:
а) в пределах норм естественной убыли при перевозках — 20 руб.;
б) по вине поставщика — 210 руб..
На недостачу товаров по вине поставщика составлен акт и поставщику предъявлена претензия, поскольку деньги за товары перечислены. Сведем расчеты в табл. 2.3:
Таблица 2.3
Расчет покупной стоимости фактически поступивших и недостающих товаров
Показатель |
По счету-фактуре, руб. |
По недостающим товарам |
По фактически поступившим товарам,руб. |
|
В пределах норм естественной убыли при перевозках, руб. |
По вине поставщика, руб |
|||
Стоимость товаров по отпускным ценам |
2500 |
20 |
210 |
2270 |
НДС |
250 |
2 |
21 |
227 |
Покупная стоимость товаров |
2750 |
22 |
231 |
2497 |
В ООО «НИНА» учет товаров осуществляют по стоимости приобретения Тогда учет поступления товаров осуществляют в следующем порядке:
1. Оприходованные товары, полученные от поставщика: дебет счета 41-1 «Товары на складах» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»— 2497 руб.
2. Отражается в учете недостача товаров, выявленная при приемке:
а) вследствие естественной убыли при перевозке: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 60 — 22 руб.;
б) по вине Поставщика:
дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям» кредит счета 60 — 231 руб. :
В результате записей, выполненных в учете, кредитовый оборот счета 60 в сумме 2750 руб. соответствует показателю «К оплате» счета-фактуры поставщика. Это позволяет сделать вывод о правильности составления проводок на поступление товаров.
Закупка продуктов у физических лиц
Покупка продуктов у предпринимателей без образования юридического лица осуществляется предприятиями общественного питания на основании договоров купли-продажи при наличии патента и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. При этом рекомендуется к договору приложить копии вышеуказанных документов..
Если товар покупается на рынке или у населения, составляется закупочный акт (Приложение), в котором приводят подробное изложение хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества и цены, а также паспортных данных продавца товара.
При закупке товаров у физических лиц, не являющихся предпринимателями без образования юридического лица, не следует забывать об обложении налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) причитающихся продавцу выплат свыше тысячекратного установленного законом минимума месячной оплаты труда, которые проводятся согласно Инструкции ГНИ РФ от 29.06.95 № 35.
При этом налогом не облагаются доходы физических лиц от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, полученной от разведения диких животных или птиц, выращенной в хозяйстве продукции растениевод ства в натуральном или переработанном виде, а также от реализации лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов, плодов, грибов.
2.3. Организация процесса производства в общественном питании и калькулирование себестоимости продукции.
Для целей анализа производственной программы необходимо, на наш взгляд, дать характеристику организации производства кулинарной продукции.
Форма организации производства в кафе «НИНА» – с полным циклом производства. Так, предприятия с полным циклом производства – это предприятия, имеющие в своем составе как заготовочные, так и доготовочные цеха, использующие разнообразное сырье для производства кулинарной продукции, изделий, напитков в широком ассортименте и нередко сложного изготовления. В кафе «НИНА» установлена бесцеховая структура производства. Все процессы производства кулинарной продукции осуществляются в различных цехах.