Файл: Построение организационных структур (Суть организационной структуры управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними и сотрудниками организации. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Данное обстоятельство повлияло на выбор темы курсовой работы и определило ее актуальность.

Степень разработанности. К сожалению, на протяжении многих лет собственниками и управленцами предприятий вопросу правильного построения организационной структуры уделялось недостаточно внимания. Выходные факторы формирования структур управления рассматривались очень узко: численность персонала вместо целей организации; постоянный набор органов управления вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях; устаревшие схемы и структуры штатов как усредненные показатели существующих организаций без анализа их недостатков и степени пригодности, все это указывает на недостаточную разработанность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – анализ формирования организационной структуры управления предприятием.

Задачи курсовой работы:

  • определить суть организационной структуры управления;
  • изучить требования, предъявляемые к формированию организационной структуры управления;
  • выявить способы совершенствования организационной структуры предприятия;
  • определить сущность целевого подхода в управлении;
  • дать определение централизации и децентрализации в управлении;
  • рассмотреть виды организационных структур управления и закономерности их развития;
  • дать характеристику бюрократическим и адаптивным структурам.

Объект исследования – предприятие как специализированная единица народнохозяйственного комплекса.

Предмет исследования – организационная структура управления предприятием.

Теоретическая основа исследования. При написании курсовой работы были проанализированы учебные материалы таких авторов как О. С. Виханский, А. И. Наумов, В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова, М. Переверзев, Л. Алехина, Т. Анурина и других.

Гипотеза курсовой работы. Структура управления является упорядоченной совокупностью связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Любая организационная структура строится на распределении полномочий, ответственности и подотчетности. Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи, уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы либо органы аппарата управления.


При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как: аналогия; экспертно-аналитический метод; структуризация целей; организационное моделирование.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования можно использовать как при изучении основ управления предприятием, так и при написании дипломной работы по данной теме.

Структура курсовой работы: Введение, основная часть, которая состоит из двух глав включающих в себя семь параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

Глава 1 Организационные структуры управления

1.1 Суть организационной структуры управления

Организационная структура представляет собой внутрисистемный порядок, форму организационных отношений и элементов. Она создается субъектом управления для оптимизации связей и отношений.

Организационная структура всегда формальная и закреплена правовыми нормами. В них отражаются все ее основные характеристики и элементы, а именно:

  • разделение труда по должностям;
  • группировки должностей по подразделениям;
  • состав должностей и подразделений;
  • компетенция и иерархия должностей;
  • порядок связей между должностями, подразделениями.[6, с. 184]

Создается организационная структура всегда сознательно, исходя из целей и функций системы, условий деятельности производства. Она используется как средство приведения системы в соответствие с целями и условиями деятельности. Организационная структура управления зависит прежде от производственной структуры, которая, в свою очередь, обусловлена специализацией и масштабами производства, уровнем используемой техники и технологии, формами организации труда и степенью развития коммерческих отношений. Она определяется также целями развития предприятия, внешними условиями его существования.

Организационная структура управления, по сути, является одним из элементов механизма хозяйствования; она отражает прежде процессы производственно-экономического характера и должна отвечать интересам развития производства. Общая структура управления предприятием имеет несколько уровней управления, которые отражают иерархию субъекта управления.


Ранее считалось, что структура будет идеальной, если четко распределить права и обязанности на всех уровнях управления, детально регламентировать задачи структурных подразделений и задачи конкретных работников, если реализация управленческой деятельности осуществляется согласно с формальными правилами и инструкциями, а работники организации - высококвалифицированные специалисты, которые руководствуются в своей работе интересами дела.

Жизнь свидетельствует о недостаточности этих условий, потому что нельзя пренебрегать влиянием на предприятие внешней среды. На практике возникают различные производственно-хозяйственные ситуации, которые невозможно предсказать, а значит, регламентировать и формализовать. В условиях формирования развитых рыночных отношений организационная структура управления должна быть направлена на стимулирование рабочих, трудового коллектива, создание благоприятных условий для достижения конечных целей.

Она должна также учитывать возможные изменения производственно-хозяйственной ситуации. К числу ситуационных факторов относятся: изменение технологии и объема производства, ориентация на нововведения, характер и важность решаемых задач, система организации производства и его обеспечения.

Между существующим типом технологии производства и типом организационной структуры управления существует устойчивая зависимость. При переходе от единичного к массовому типу технологии производства существенно меняются роль и место отдельных функций управления, статус структурных подразделений, диапазон управления руководителей, его стиль и методы.

Важным ситуационным фактором является нововведение. Чем стабильнее условия хозяйствования и меньшая потребность в новаторстве, тем больше преимуществ имеют линейно-функциональные структуры.

К ситуационным факторам относятся также внешние условия хозяйствования. Мировая практика подтверждает прогрессивность и эффективность индивидуального подхода к построению и совершенствованию организационных структур управления. Наиболее распространенным является системный подход к формированию организационных структур, который рассматривает предприятие как целостный организм во взаимодействии с окружающей средой.

Отличительной особенностью системного подхода является ориентация на изучение связей и взаимоотношений между элементами организационных структур и функционирования системы в целом. Системный подход отрицает четко формализованные структуры управления и требует учета конкретных особенностей хозяйственных ситуаций и реальных возможностей руководителей и специалистов принимать управленческие, решения. [11, с. 117]


Применение того или иного варианта структуры управления в каждом отдельном случае определяется конкретными условиями деятельности управляемого объекта.

Перераспределение обязанностей между органами линейно-функциональной структуры направлено на выполнение конкретной программы, упорядочивает и резко сокращает длину горизонтальных связей в процессе управления, сводит к минимуму негативные последствия многоуровневой линейной подчиненности, ускоряет принятие решений и способствует повышению ответственности за их содержание и результаты реализации.

Поскольку чаще формирования программно-целевых структур управления не требует создания новых управленческих подразделений, эти структуры динамичны, легко перестраиваются, облегчают работу с кадрами. Но для того, чтобы полностью оказались положительные качества программно-целевой структуры, необходимо тщательно отработать весь механизм функционирования структуры управления. Это касается, прежде всего, взаимодействия органов управления в соответствии с задачами, которые они выполняют, предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей. Кроме того, общие свойства спроектированной организационной структуры управления должны обеспечивать и регламентировать:

  • полную ответственность каждого управленческого органа за выполнение поставленной перед ним задачи;
  • сбалансирование задач всех звеньев соответствующего уровня управления по целям высшего уровня;
  • комплексность, взаимосвязанность всех функций управления, которые касаются выполнения каждой поставленной задачи как по вертикали, так и по горизонтали;
  • эффективное разделение и кооперация труда между звеньями и уровнями аппарата управления с учетом выполняемых функций;
  • концентрацию прав и обязанностей при выполнении каждого конкретного управленческой задачи за счет рационального перераспределения полномочий на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали вниз. [1, с. 251]

Для того, чтобы удовлетворить все перечисленные требования, необходимо сформировать комбинированную структуру, исходя из условий функционирования конкретного объекта.

1.2 Требования к формированию организационной структуры управления


Эффективность организационной структуры управления, которая в конечном итоге оказывается в успешном функционировании предприятия, может быть достигнута при условии, что при ее формировании придерживаются следующих требований:

  • четко формулируется цель предприятия;
  • достигается максимальная простота структуры. Чем проще и четче построенная структура, тем легче персоналу понять свое место в ней, приспособиться к данной формы правления: и активно участвовать в реализации целей предприятия;
  • обеспечивается четкая передача информации и соответствующая обратная связь;
  • устанавливается единая подчиненность. Получение приказа или распоряжения только от одного начальника- необходимое условие единства действий, координации сил, объединение усилий. Двойное командование не только лишнее, но и вредно;
  • ограничивается количество подчиненных. Норма управления определяется диапазоном контроля, который зависит от; типа производства, его сложности;
  • ограничивается количество звеньев управления: чем их больше, тем дольше идет информация снизу вверх и распоряжения сверху вниз, чем больше возможностей искажения их в процессе передачи;
  • четко различаются и координируются функции линейного руководства и функциональных служб;
  • высшим руководством координируется ответственность служб.

Для обеспечения координации ответственности на предприятии необходимо регулярно анализировать следующие факторы:

  • взаимосвязи основных элементов действующих систем управления, планирования, коммерческий расчет и стимулирования;
  • изменение кооперационных связей, включения и выделения производственных звеньев;
  • условия сбыта и ресурсное обеспечение;
  • функции управления объединением;
  • структуру изделий и производства, учитывая вспомогательное производство;
  • технологию производства;
  • управления процессом обновления производства.

На основе результатов анализа этих факторов пересматриваются структура, функции управления и создаются предпосылки для непосредственной перестройки организационной структуры управления.

В процессе совершенствования организационной структуры управления важное значение приобретает своевременное реагирование на качественные изменения процесса производства. Это требует проведения систематического анализа и принятия на основе его результатов соответствующих решений. Все организационные решения предназначены обеспечить гибкость форм управления и, естественно, производства. [12, с. 153]