Файл: Построение организационных структур (Суть организационной структуры управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Совершенствование организационной структуры предприятия

В настоящее время многие компании нуждаются в изменении организационной структуры. Главными причинами проведения подобных преобразований является следующие:

  • желание приобрести новые активы или бизнес;
  • стремление выделить и продать непрофильные активы;
  • необходимость адекватно реагировать на конкуренцию, которая постоянно обостряется;
  • потребность в повышении управляемости большим количеством бизнес-единиц и подразделений. [4, с. 176]

Поскольку одной из главных задач менеджмента является проектирование организации как эффективной системы, то организационная структура управления определяет те рамки движения информации и принятия управленческого решения, в которых протекает управленческий процесс любой либо организации.

Организационная структура - это фундамент организации. Без правильно построенной структуры невозможно полноценное развитие как самой организации, так и ее подразделений. Сегодня при создании организационных структур применяется системный подход, который на практике приводит к более эффективному использованию всех ресурсов организации, что создает экономические преимущества деятельности организации, что в современных условиях является главным фактором успеха.

Большое значение приобретает выявление и анализ возникающих проблем построения и развития организации. Данный подход предусматривает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру, задачи и содержание функций аппарата управления.

Целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления:

  • его производительность при переработке информации;
  • оперативность принятия управленческих решений;
  • надежность аппарата управления, выражающаяся как выполнение решений в рамках установленных сроков и ресурсов;
  • адаптивность и гибкость, характеризующиеся способностью своевременного выявления организационных проблем и соответствующей перестройкой работы. [9, с. 191]

Содержание процесса формирования организационной структуры должен быть в значительной мере универсальным. Он должен включать формулирование целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих форм, методов, процессов, которые осуществляются в организационной системе управления.


Этот процесс можно разделить на три стадии:

  • формирование общей структурной схемы аппарата управления;
  • разработка состава основных подразделений и связей между ними;
  • регламентация организационной структуры.

На первой стадии определяются главные характеристики организации и направления, по которым должно быть осуществлено подробнее проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы.

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления состоит в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным подразделениям аппарата управления, распределением конкретных задач между ними и построением внутриорганизационных связей.

Третья стадия предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:

  • определение состава внутренних элементов базовых подразделений;
  • определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;
  • распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
  • установление ответственности за их выполнение;
  • разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях в том числе на основе автоматизированной обработки информации;
  • разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
  • расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

Показатели, используемые при оценке эффективности аппарата управления и его организационной структуры могут быть разбиты на три взаимосвязанные группы:

  • группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление;
  • группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда;
  • группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться как нормативные при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.

На основании сказанного можно сделать вывод, что организационная структура управления для каждой организации разная. Она может состоять из различных элементов, функций, характерных для определенной организации согласно ее целями деятельности.

Построение организационной структуры управления является неотъемлемой составляющей в организации, как на этапе создания организации, так и при изменении существующей структуры. Эффективность организационной структуры определяется разным набором критериев. Для оценки эффективности управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.

Эффективность организационной структуры должна выражается в:

  • сбалансированности состава функций и целей управления;
  • полноте и целостности процессов управления;
  • соответствии численности и состава работников объему и сложности работ;
  • полноте обеспечения производственно-технологических процессов необходимой информацией;
  • обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры. [5, с. 206]

Глава 2 Виды структур управления

2.1 Целевой подход в управлении

Целевой подход в управлении требует и позволяет тщательно разобраться в сложной иерархии целей, определить главную цель и такие, которые «работают» на нее, подцели как способы достижения цели, сформировать систему приоритетов очередности выполнения целей, то есть обеспечить управляемость процессом разработки и достижения целей в организации.

Целевой подход применяется в различных сферах деятельности: в научных исследованиях, в процессе производства при построении систем различного назначения, а также при выполнении плановой функции, для изучения характеристик реально существующих систем и т.п..

Основным вопросом применения целевого подхода в управление является признание роли цели, в качестве исходного элемента любого действия. Это, в свою очередь, вызывает:

  • повышение требований к обоснованию и выбору целей на любом уровне управления;
  • определение методов взаимосвязи и балансировка целей различных уровней, отдельных звеньев, заинтересованных групп и лиц;
  • осуществление перехода от целей к конкретным мерам по их реализации.

Таким образом, целевой подход с самого начала ориентирован на координацию всего спектра целей организации, за счет чего и создаются предпосылки их достижения. В современных условиях с повышением сложности объектов управления и их связей с внешней средой целевой подход набирает все большую актуальность, требует применения всего арсенала методов становления целей и их реализации.

Целевой подход - это такой подход к управлению, который заставляет менеджеров определять:

  • что именно должно быть сделано, в условиях анализа, почему это надо делать;
  • каким образом это должно быть сделано - формирование приоритетов, мероприятий по достижению целей, определение формы закрепления последовательности действий, т.е. разработка планов, проектов, программ;
  • когда это будет сделано - достижение конкретных результатов и оценка отдельных шагов в выполнении целей;
  • сколько это может стоить - определение потребностей в объемах финансирования и оценки возможностей привлечения средств из различных источников;
  • параметры полученного результата следует считать удовлетворительными;
  • кем и когда должны быть внедрены корректирующие действия - определение форм и механизмов контроля, обеспечения обратной связи. [10, с. 131]

Целевое управление требует ясного и четкого определения целей или желаемых результатов работы, формирование реальных программ их достижения и четкого оценивания параметров работы измерением конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей.

Последовательная реализация целевого управления требует, с одной стороны, новых методических обоснований по разработке и осуществлению программ достижения целей организации, а с другой - наличие специалистов определенного типа, способных четко формулировать цели, определять пути и способы их достижения.

Сейчас на практике чаще всего применяются такие варианты проявления целевого подхода в управлении, как «целевое управление», «управление по целям», «управление по результатам», «программно-целевой метод управления» и др.

Практическая реализация целевого подхода вызвала необходимость доведения его принципов к каждому конкретному исполнителя. Эту проблему чаще решают с помощью «управления по целям». (Приложение А)

Сущность управления по целям может быть определена через следующие характеристики:

  • одновременный учет и обеспечение достижения всех целей в организации;
  • каждый менеджер должен руководствоваться четкими целями в пределах своих обязанностей;
  • согласование целей и задач менеджеров различных уровней является предпосылкой обеспечения их выполнения;
  • менеджеры, исполнители и соисполнители совместно формируют действия, достигают их выполнения с использованием различных консультационных и кооперационных мероприятий.

Наибольшее олицетворение целевой подход получил в программно-целевом управлении, которое имеет следующие специфические характеристики:

  • определение управления как «программного» подчеркивает такой важный инструмент, как целевая комплексная программа, применяемая для решения взаимосвязанных масштабных проблем;
  • определение его как «целевого» характеризует четкую направленность на достижение установленных целей, подчеркивает структурную и функциональную подчиненность им остальных элементов управления.

Программно-целевое управление - способ разработки и реализации управленческих решений, которые находят воплощение в комплексе взаимосвязанных мероприятий, включая обоснование исходной потребности в решении, как правило, комплексной проблемы, общих целей и подцелей, работ и ресурсов, объединенных в целевую комплексную программу, необходимых и достаточных для решения комплексной проблемы.

Программно-целевое управление - комплексный метод, который изначально рассматривался как дополнительный к существующим методам управления, не заменяет их, а позволяет объединить на основе определенного использования в его рамках системного подхода.

Общими чертами целевого подхода к управлению являются:

  • четкая ориентация на установленные цели;
  • балансировка целей различного типа;
  • определение соответствующего инструментария достижения целей;
  • разработка систем пошаговой оценки достижения целей;
  • ориентация на цель как критерий достижения результатов. [1, с. 273]

Анализ практики применения «управление по целям», «управление по результатам», «программно-целевое управление» и т.д. позволяет определить их применение в деятельности организаций различных типов, разрабатывать мероприятия по развитию их положительных черт и устранение недостатков.

2.2 Централизация и децентрализация в управлении

В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй – как децентрализация.

Степень централизации и децентрализации управленческих полномочий определяется следующими факторами: