Файл: Построение организационных структур (Суть организационной структуры управления).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Организационные структуры управления
1.1 Суть организационной структуры управления
1.2 Требования к формированию организационной структуры управления
1.3 Совершенствование организационной структуры предприятия
Глава 2 Виды структур управления
2.1 Целевой подход в управлении
2.2 Централизация и децентрализация в управлении
2.3 Виды организационных структур управления и закономерности их развития
Матричный тип организационной структуры управления образуется путем совмещения структур двух типов - линейной и программно-целевой. По-вертикали, строится управление профессионально специализированными видами деятельности: производство, сбыт, снабжение. По горизонтали создается управление программами, проектами, темами. Такие структуры приемлемые для крупных технопарков, проектных институтов и др. [5, с. 224]
Конгломератный тип организационной структуры управления предполагает решение конкретной ситуации и поэтому в одном отделении фирмы может быть применена структура продуктового типа, а в другом - функциональная, а в еще одном - матричная. Конгломератная структура приемлема для наукоемких отраслей, где нужно быстро переходить на новые виды продукции и быстро прекращать выпускать устаревшую.
Немалую роль в достижении успехов на совместном предприятии сыграла организационная структура управления, которая имеет линейную форму и дает четкость взаимоотношений, однозначность команд, оперативность подготовки и реализации управленческих решений, а также надежный контроль.
Современный этап развития экономики ставит новые требования к построению организационных структур управления предприятиями. Так, обеспечение широких возможностей для предпринимательства обусловливает необходимость последующих изменений в организационной структуре:
- усиление функций, связанных с маркетингом;
- роли стратегического планирования на высших уровнях управления, осуществление системной оценки руководящих кадров с учетом комплексных результатов их труда, а также мотивации;
- тесное взаимодействие между торгово-сбытовыми подразделениями, отделами, которые занимаются техническим развитием и руководством предприятия.
Заключение
Организационная структура управления - это форма разделения труда, закрепляет определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления. В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам предприятия, а также внутренним и внешним факторам, влияющих на нее. Наилучшая структура - это та, которая наилучшим образом позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
В современных условиях хозяйствования организационные структуры управления должны предусматривать функции, связанные с оценкой эффективности предприятия по сравнению с мировым уровнем: систематическое сравнение уровня развития предприятия с уровнем, достигнутым фирмами-конкурентами; сравнение технико-экономического уровня продукции данного предприятия с мировыми стандартами; системный анализ и оценки эффективности собственного производства, внедрение прогрессивных принципов управления в отдельных целях; средне-и краткосрочное планирование с акцентом на финансовом плане, который приобретает первостепенное значение по сравнению с другими формами планирования.
Специфическими чертами управления предприятием является необходимость быстро реагировать на изменения, разнообразие осуществляемой деятельности, разнообразие получаемой информации. Указанные особенности реализуются и учитываются в процессе обособления управленческого труда. Последнее - необходимое условие развития общественного производства. Управленческая деятельность зависит также от характера и содержания самой работы: ее целевой направленности, предмета, результатов, применяемых средств.
Решение вопроса о виде структуры управления предприятием, ее построение или модификация - это процесс ее адаптации к внешним условиям и внутренних факторов развития организации.
Общую управленческую структуру предприятия создает совокупность всех производственных, непроизводственных и его управленческих подразделений.
Организационная структура управления строится в соответствии с целью и стратегии развития предприятия, разработка и утверждение которых начальный этап внесения изменений в организации управления.
Процессный подход к построению структур управления предусматривает ориентацию на структуры органического типа, характеризующиеся такими чертами, как ориентация на проблемы, снижение до минимума иерархии, полицентризма и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем, временное.
Методы управления на предприятии - это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, необходимые для достижения целей предприятия. Поскольку методы управления направлены на людей, то в основу классификации этих методов является внутреннее содержание мотивов, которыми руководствуется человек в процессе производственной деятельности. По содержанию эти мотивы делятся на экономические, социальные и принудительные. Соответственно различают экономические, социально-психологические и административно-правовые (организационные) методы управления.
Управление предприятием отражает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроля, обеспечивающих формирование и достижение целей предприятия.
Список использованных источников
- Алехина, Л., Анурина, Т. Основы менеджмента. - М.: КноРус, 2010. – 496с.
- Барбэрошие, Е. Менеджмент малого бизнеса. – К.: ААП, 2007. – 186 с.
- Боровская, М. Экономика, организация и управление на предприятии. – СПб: Феникс, 2013. - 480 c.
- Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М. ИНФРА-М. - 2015. – 346 с.
- Герчикова, И. Менеджмент. Учебник. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2015. – 480 с.
- Дойль, П. Маркетинг. Менеджмент: Стратегия и тактика. - СПб.: ПитерКом, 2014. - 414 с.
- Игнатов, В. Г. Теория управления: учеб. Пособие. - Москва; Ростов-на-Дону :МарТ, 2012. - 463 с.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом. Энцикл. Словарь. - М.: Инфра-М, 2009. – 452 с.
- Латфуллин, Г. Р. Теория менеджмента : учеб. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 464 с.
- Макаров, В. Менеджмент : учеб. пособие . - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 256 с.
- Михеева, Н. А. Менеджмент. - СПб. : И зд. Михайлова В. А., 2014. - 168 с.
- Переверзев, М. Менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2012. – 291 с.
Приложение 1
Таблица 1 - Процесс управления по целям
Этапы процесса |
Шаги по каждому этапу |
Определение цели |
1.1. Формирование долгосрочных целей организации. 1.2. Разработка конкретных общеорганизационных целей. 1.3. Определение целей для подразделений (звеньев). 1.4. Определение целей и задач для каждого работника |
Планирование мероприятий |
2.1. Определение плановых заданий (мероприятий) для достижения целей. 2.2. Установление взаимосвязей между этими мерами. 2.3. Делегирование полномочий и определение обязанностей (ответственности) за выполнение плановых заданий. 2.4. Определение ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий |
Самоконтроль |
3.1. Системное отслеживание и оценка хода достижения целей (путем выполнения плановых заданий) самими работниками без внешнего вмешательства. 3.2. Внедрение корректирующих мероприятий, инициированных самими исполнителями в пределах полномочий |
Периодическая отчетность |
4.1. Оценка руководителем степени достижения целей. 4.2. Оценка достижений общей цели. 4.3. Оценка исполнителей с целью усиления мотивации при помощи: - Обучения и самосовершенствования менеджеров; - Вознаграждения различных типов; - Планирования должностного роста и т.д. |