Файл: Бухгалтерский учет и анализ ( Основные формы в системе бухгалтерской отчетности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Амортизация нематериальных активов производится линейным способом. Срок службы определяется, исходя из времени их использования, установленного в первичных документах, при их отсутствии срок устанавливается в размере 5 лет.
По нематериальным активам, стоимость которых не превышает одной базовой величины, износ начисляется в момент оприходования в размере 100% стоимости.
Ведётся раздельное использование амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов.
Учёт доходов и расходов, связанных с основной и торговой деятельностью, ведётся раздельно.
Производственные запасы оцениваются по цене приобретения с отражением по субсчёту 10.1. Их переоценка производится в порядке и сроки, предусмотренные соответствующим решением правительства.
Включение в состав себестоимости сырья, материалов и других материальных ресурсов (за исключением ГСМ) производится по учётным ценам. Ведутся унифицированные формы учёта.
Списание ГСМ производится по средневзвешенным ценам. Ведутся путевые листы для грузовых и легковых (специальных) автомобилей, карточки учёта расхода топлива.
Отражение расходов производится по статьям и в разрезе элементов затрат по основным циклам производства и реализации.
Резерв на ремонт основных средств не создается. Затраты на ремонт включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере выполнения ремонтных работ.
Общепроизводственные расходы по фабрике ведутся на счёте 25.
Учёт товаров осуществляется:
- на участке общественного питания - в суммарном выражении по продажным ценам на субсчетах 41.1, 41.2, 41.3, 41,4;
- в магазине «Ритуальные услуги» - в количественном и суммарном выражении по продажным ценам на субсчетах 41.5.
Учёт затрат и калькулирование фактической себестоимости продукции и услуг ведется по структурным подразделениям в разряд видов деятельности.
Для отражения реальных объёмов реализации услуг правильности дальнейшего формирования тарифов на услуги сторонним организациям, реализация услуг участка теплоснабжения и саночистки внутри организации другим структурным подразделениям производится записями по К 90 в корреспонденции с дебетом 20, 26, 23, 25 по утвержденным тарифам.
Автоуслуги, оказываемые друг другу структурными подразделениями, по плановой цене согласно стоимости 1 часа эксплуатации и 1 км пробега для ГУП ЖКХ, а также услуги друг другу по фактической себестоимости списываются в дебет 20, 26, 23, 25 того подразделения, кому оказаны с кредита 20, 23 счёта которого оказало услуги.
Производить индексацию неоплаченных услуг по теплоснабжению, исходя из разницы тарифа на момент оплаты, приходящейся на дату начисления второго месяца после начисления.
Расходы, подлежащие возмещению из бюджета, по ПОКиТС рассчитываются в зависимости от статьи затрат:
- сверхлимитное потребление газа, - исходя из месячного перерасхода и пропорционально отпущенным Гкал населению данного месяца;
- перерасход электроэнергии по удельным нормам, - исходя из квартального перерасхода, пропорционально отпущенным Гкал населению данного квартала;
- расходы, приходящиеся на сверхлимитные потери, - исходя из потерь за квартал и установленного тарифа на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, утвержденного постановлением СМ РБ, пропорционально отпущенным населению Гкал с начала года.
Перерасход по теплоэнергии, газу и потерям в сетях рассчитывается на основании справок, предоставленных главным энергетиком в бухгалтерию:
- сумма расходов по легковому транспорту, износу не эксплуатируемых основных средств, и т.п., не возмещаемых бюджетом, рассчитывается исходя из отпущенных населению Гкал с начала года.
Операционные доходы и расходы признаются по мере начисления. В их состав включаются: реализация имущества предприятия; аренда по факту начисления; операции с тарой; расходы, не давшие доходов (расходы по несостоявшимся тендерам, незаключенные сделки, расходы по кредитам, взятым на приобретение основных средств, износ основных средств, не используемых в предпринимательской деятельности и т.п.
Внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек, а также иных убытков, отражаются в учёте по мере получения их от должника или уплаты.
Для учёта внереализационных доходов и расходов открыт счёт 92 с двумя субсчетами:
92.1 - учёт доходов и расходов организации, непосредственно не связанных с производственной деятельностью, а также расходов, связанных с производственной деятельностью, но неучитывемых при налогообложении; отчислений на содержание вышестоящей организации и отчислений на унитарный сбор;
92.2 - для отражения расходов предприятия, возникших при оказании работникам спортивно-оздоровительных, медицинских, культурно-просветительных и т.п. услуг, выплат социального характера, согласно коллективному договору, оказание услуг сторонним организациям и физическим лицам на безвозмездной основе, содержание соцсферы и т.п.
В случае убыточности предприятия и наличия неиспользованной прибыли на начало года, расходы со счетов 92.1 92.2 относятся на счёт 84.2.
Отражение социальных выплат, возмещаемых бюджетом, производится на 84.1 счёте. По кредиту 84.1 и дебету 86. «Целевое финансирование» фиксируется фактически полученная субсидия на эти цели по предприятию отопительных котельных. При этом распределение расходов, выплаченных работникам ПОКа осуществляется пропорционально отпущенным Гкал на население с начала года. Расходы, носящие общий характер (социальные выплаты работникам аппарата управления, поздравления в газету и т.п.) относятся в дебит 84.1 счёта в размере 30% их стоимости. Также в дебет 84.1 счёта относится налог на недвижимость по основным фондам ПОКиТС в доле, приходящейся на население на возмещение расходов, связанных:
- с операциями по отчуждению имущества, постановкой на учёт, выявленной бесхозной собственности по Слонимскому району.
В конце года остаток 84.1 счёта, образованный за счёт бюджета, направлять на выплату материальной помощи всему предприятию.
Резерв по сомнительным долгам, как и резервы предстоящих расходов и платежей, не создаются. Расходы будущих периодов (за исключением отпусков), отраженных на 97 счёте, включаются в затраты, исходя из полезного срока 5 лет.
Резервный фонд, фонд накопления и потребления не формируются. Списание курсовых и суммовых разниц:
- курсовые и суммовые разницы, учтённые на счёте 98,списываются по кредиторской задолженности ежемесячно в размере не более 10% от фактической себестоимости отгруженной продукции с отражением по дебету (кредиту) по счёту 92;
- курсовые и суммовые разницы рассчитываются по мере совершения хозяйственной операции и по окончанию отчётного периода (месяца);
- курсовые и суммовые разницы по кредитам, взятым на приобретение основных средств, образовавшиеся после ввода объекта в эксплуатацию отражаются проводкой 08 – 98, 60.4, списание накопленных расходов на увеличение стоимости основных средств в конце каждого года.
Закрытие 99 счёта производится по окончании отчётного года заключительными записями декабря.
Входной НДС, образовавшийся при передаче товаров (работ, услуг) одним структурным подразделением другому, отражаемой через счета реализации, подлежит отражению в книге покупок на основании счетов-фактур (ранее на основании счетов по НДС). При этом такая реализация подлежит обложению НДС в установленном порядке.
Исчисление налога за использование природных ресурсов (экологический налог), платы за размещение отходов и хранение отходов, налога на землю производится из фактических данных с ежемесячным отражением на счетах затрат. Также ежемесячно начисляется налог на услуги с отражением по дебету счёта 90.3.
Формирование цен (тарифов) на продукцию, услуги производится на основании плановых калькуляций с учётом плановых размеров цеховых и общеэксплуатационных расходов. Согласно действующих нормативных документов по ценообразованию, цены согласовываются в соответствии с установленным порядком УЖКХ Гродненского облисполкома или Управлением ценовой политики Гродненского облисполкома.
При формировании цен (тарифов) на продукцию и услуги, расходы на сырье и материалы включаются по цене последнего приобретения (за исключением цен на ритуальную продукцию, где калькуляция рассчитывается, исходя из фактической учётной стоимости материалов и полуфабрикатов).
Цеховые, общеэксплуатационные и иные вспомогательные расходы распределяются в плановой калькуляции себестоимости продукции и услуг пропорционально сумме заработной платы основных производственных рабочих в процентах, рассчитанных в плановых сметах этих расходов на текущий год. При расчётах цен (тарифов) на услуги для структурных подразделений предприятия, автоуслуги, заготовки пескосоляной смеси, песка, щебня, древесины, дров, электротехнических работ и др., применяются фактически сложившиеся за предыдущий месяц проценты цеховых и общеэксплуатационных расходов.
Включаются в состав себестоимости проценты по кредитам банка, кроме процентов по кредитам, взятым на приобретение основных средств, проценты по которым после ввода основных средств отражаются на счёте 91.
Осуществляется ведение книги покупок.
Синтетический учёт операций на расчётном счёте бухгалтерия Слонимского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства осуществляет в соответствии с рабочим планом счетов на активном счёте 51 «Расчетный счёт».
Дебет счёта 51 «Расчетный счёт» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счёта.
Так как в Слонимском городском унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства бухгалтерский учёт автоматизирован, то журнал-ордер № 2 «Расчетный счёт», отражающий обороты по кредиту счёта за месяц и ведомость №2, отражающая обороты по кредиту данного счёта, не ведутся. Бухгалтер в конце месяца составляет Группировочную ведомость по счёту 51 в разрезе корреспондирующих счетов, субсчетов и дату совершения операций. Все записи в данной ведомости ведутся на основании выписок из банка с расчётного счёта и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства.
Все приложенные к выписке документы гасятся штампом с указанием даты проведения данного документа (т.е. дата совершения операции по платежному документу). Бухгалтер проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк.
Итоговые обороты и сальдо по Оборотной ведомости переносятся в конце месяца в Главную книгу на счёт 51 «Расчётный счёт».
Поступление и выбытие денежных средств на расчётный счёт и с расчётного счёта отражается бухгалтерскими проводками.
Организация, помимо хранения денежных средств в кассе, на расчётных и валютных счетах, могут хранить их на других счетах в банках, которые используются для целевого назначения. Для учёта этих денежных средств в Плане счетов бухгалтерского учёта предусмотрен главный счёт 55 «Специальные счета в банках», который по отношению к балансу является активным, размещаясь в промежуточных и заключительном баланса во 2 разделе актива по статье.
Для учёта денежных сумм, находящихся в пути, на предприятии используется счёт 57 «Переводы в пути». Этот счёт предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в пути, т.е. денежных сумм, внесенных в кассы банка для перечисления на расчётный, валютный или иные счета организации, но ещё не поступивших и не зачисленных по назначению.
Этот счёт по отношению к балансу является активным и размещается во втором разделе актива баланса по статье «Прочие денежные средства». По дебетовой стороне счёта учитываются сальдо и поступление, а по кредитовой – списание денежных средств при зачислении их по назначению на соответствующий счет в банке.
Однако на предприятии имеется в наличии расчётные и валютные счета поэтому было предусмотрено использование два субсчёта:
57-1 «Переводы в пути в отечественной валюте», 57-2 «Переводы в пути в иностранной валюте». Синтетический учёт ведётся в Главной книге в обобщённом виде. Аналитический учёт в журнально-ордерной форме – в журнале-ордере №3 и ведомости №25.
Для хранения наличных денежных средств и выполнения расчётов ими на каждом предприятии, в организации или учреждении создается касса.
Предприятию разрешено иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита, установленного в ОАО «Белагропромбанк», в котором открыт их расчётный счёт на год по согласованию с руководителем предприятия.
На основании обработанного счёта кассира в бухгалтерии ведётся учёт кассовых операций в журнале-ордере 1 по кредиту счёта 50 «Касса» и в ведомости 1 по дебету счёта 50 (для контроля).