Файл: Бухгалтерский учет и анализ ( Основные формы в системе бухгалтерской отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Бухгалтерский баланс: понятие, структура. Связь со счетами бухгалтерского учета

Балансовое обобщение как прием и способ ведения бухгалтерского учета характеризуется двойственностью формирования и отражения учетных объектов. Принципиальная схема балансового обобщения в виде соотношения равной совокупности учетных объектов может быть представлена как поступление и выбытие одного и того же имущества, возникновение и погашение одного и того же обязательства в стоимостном и (или) натуральном измерении. Практическая реализация балансового обобщения как элемента метода бухгалтерского учета осуществляется при периодическом (на первое число каждого месяца) формировании информационной совокупности о стоимости имущества и обязательств организации в процессе кругооборота капитала путем составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс представляет собой сводную ведомость, отражающую в денежном выражении состояние средств предприятия (организации, учреждения) как по их составу и размещению (актив), так и по их источникам, целевому назначению и срокам возврата (пассив)[29].

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в левой части которой показываются средства предприятия (организации, учреждения) по составу и размещению - это называется актив баланса (от латинского activus - деятельный, действующий), а в правой части показываются источники формирования этого имущества (собственные и привлеченные) с указанием целевого назначения (если имеется) и сроков возврата. Правая часть бухгалтерского баланса называется пассивом. Термин "пассив" образовался от латинского passivus - страдательный, недеятельный. Пассив предполагает возможный в будущем отток активов вследствие удовлетворения требований собственников и кредиторов. Пассив может быть изменен путем погашения или увеличения обязательств, уменьшения или увеличения величины собственного капитала.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. В левой части показываются хозяйственные средства организации по составу и размещению, а в правой – отражаются источники формирования этих средств с указанием целевого назначения (если имеется) и сроков возврата.

В пассиве показываются источники формирования имущества. Эти источники могут быть собственными и привлеченными.

Типовая форма баланса представлена не в виде двусторонней таблицы, содержащей в буквальном понимании левую и правую стороны, а в виде двух расположенных друг за другом частей: в первой части отражается актив баланса, а во второй - пассив баланса.


В актив баланса включены два раздела: - раздел I "Внеоборотные активы"; - раздел II "Оборотные активы".

В пассив баланса включены три раздела: раздел III "Капитал и резервы"; раздел IV "Долгосрочные обязательства"; раздел V "Краткосрочные обязательства".

Каждый из разделов баланса, в свою очередь, состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

Величину итогов актива и пассива баланса принято называть валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы. Бухгалтерский баланс, по своей сути, есть свод сальдо всех счетов бухгалтерского учета. В активе баланса отражаются сальдо активных счетов, в пассиве баланса - сальдо пассивных счетов.

Сальдо активно-пассивных счетов отражается в балансе следующим образом: дебетовые сальдо - в активе баланса, кредитовые сальдо – в пассиве баланса. Для формирования показателей бухгалтерского баланса[2] данные об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец отчетного периода, берутся из Главной книги. Следует отметить, что некоторые статьи бухгалтерского баланса заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов (50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и др.).

Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов (например, сальдо счета 10 и 15 отражаются общей суммой по статье баланса «Производственные запасы»). Сальдо некоторых счетов, например 68, 76 и др., показываются по нескольким статьям баланса в определенной сумме.

Глава 2. Бухгалтерский баланс, его анализ и использование для оценки финансового состояния на примере Слонимского ГУП ЖКХ (по данным бухгалтерского учета на 01.01.2016г.)


2.1 Организация бухгалтерского учёта на Слонимском ГУП ЖКХ

В городе Слониме Гродненской области жилищно-коммунальное обслуживание официально появилось с 1944 года с создания предприятия жилищного хозяйства под названием горжилуправление. В состав, которого входили 6 домоуправлений.

Решением Слонимского райисполкома № 96 от 09.02.2005 г. «О совершенствовании структуры предприятий жилищно-коммунального хозяйства» жилищно-эксплуатационные службы №№ 1, 2, 3, которые работали в составе ГУП ЖКХ на самостоятельных балансах, были реорганизованы в коммунальное унитарное предприятие «Слонимское жилищное ремонтно-эксплуатационное объединение».

Сейчас Слонимское городское унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (ГУП ЖКХ) работает в существующем структурном составе.

Предприятие многоотраслевое, оказывает услуги по теплоснабжению, по сбору и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов, банному, гостиничному, ритуальному обслуживанию населения, выполняет работы по строительству и ремонту объектов благоустройства в пределах выделенных на эти цели средств, производит столярные изделия, мебель, содержание внешнего благоустройства в городе.

В состав предприятия входят подразделения: предприятие отопительных котельных и тепловых сетей; дорожно-эксплуатационное предприятие; гостиница «Щара»; кафе «Щара», бар «Для тебя»; баня; фабрика «Гостиничная мебель».

Деятельность предприятия ориентирована на обеспечение устойчивого функционирования всех подразделений, наращивание объёмов и повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, выполнение условий договора с исполкомом, неотъемлемой частью которого является снижение себестоимости продукции, работ, услуг, экономия топливно-энергетических ресурсов.

Производственные мощности и имеющиеся трудовые ресурсы обеспечивают решение задач, поставленных перед предприятием.

Стоимость основных производственных фондов по состоянию на 01.01.2016 года составляет 38270,7 млн. руб., основных фондов объектов благоустройства – 46621,6 млн. руб.

Бухгалтерский учёт в Слонимском ГУП ЖКХ организуется по централизованной форме.

Первичные учётные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утверждённым Графиком документооборота.


Первичные учётные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, осуществляется по формам документов, разработанным организацией в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Все документы, служащие для приёма и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, изменяющие кредитные, финансовые и расчётные обязательства предприятия, а также бухгалтерские балансы и финансовая отчётность подписываются директором и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Без подписи указанных лиц перечисленные документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Организацией применяется сокращенная журнально-ордерная форма ведения бухучёта, с ведением оборотных ведомостей. На участке учёта основных средств, материалов и предметов, зарплаты, расчётов с поставщиками и подрядчиком (сч. 60.4, 76.1, 76.2 и расчётов с покупателями (сч. 62.1, 62.2, 62.4, 62.3), участок финансово-расчётных операций (51, 55.6), книга покупок по материалам, приобретённым структурными подразделениями, применяется автоматизированная форма ведения учёта на базе программы «Галактика» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней, на остальных участках используется комбинированная форма ведения учёта.

Бухгалтерский учёт ведётся с применением двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённого постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50[6].

Структура рабочего плана счетов разработана исходя из:

  • отраслевых особенностей и применяемой системы учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • структуры выручки от реализации (по продукции основного производства и вспомогательных производств и хозяйств, дополнительных платных услуг и т.п.);

- особенностей налогообложения различных видов деятельности.

Управленческий и финансовый учёт ведётся в рамках единой системы счетов. Формирование внутренних отчётов и анализ затрат производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию УЖКХ Гродненского облисполкома, Слонимского райисполкома, директора ГУП ЖКХ.

Бухгалтерские документы временного хранения согласно номенклатуре дел хранятся в архиве бухгалтерии, а по истечению сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке. Текущие документы (до трех месяцев) могут находиться на рабочем месте бухгалтера.


Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию.

В состав предметов включаются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, либо предметы, служащие более одного года, стоимостью в пределах 30 базовых величин. При учёте основных средств ведутся унифицированные формы учёта.

Списание предметов на затраты производится в следующем порядке: в размере 50 процентов стоимости предметов при передаче их со склада в эксплуатацию и оставшиеся 50 процентов - при выбытии их за непригодностью.

В случае приобретения предметов за счёт средств целевого финансирования в момент их передачи со склада в эксплуатацию списание стоимости производится в размере 100% в дебет счёта целевого финансирования.

Предметы стоимостью до 2 базовых величин списываются в расход по мере передачи их в эксплуатацию. Материально-ответственными лицами учёт указанных предметов осуществляется в количественном выражении.

Для учёта начисленного износа к счёту 10 «Материалы» открывается субсчет «Износ предметов». Погашение стоимости предметов производится путём начисления износа с отражением по дебету затратных счетов и кредиту субсчёта «Износ предметов». Предметы учитываются на субсчетах 10.92 «Предметы в эксплуатации», 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» по первоначальной стоимости.

Начисление амортизации осуществляется линейным способом, исходя из нормативного срока службы. Индексация амортизационных отчислений не производится.

Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств производится комиссией по проведению амортизационной политики в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки.

При определении норм амортизации машин и оборудования учитывается сезонный характер работ, без пересмотра нормативных сроков службы. Например, годовая норма амортизации по оборудованию ПОКиТС, обеспечивающему выработку и подачу теплоэнергии для отопления, разложена на 6 месяцев (с января по март и с октября по декабрь).

Учитывая, что объект внешнего благоустройства населенных пунктов не является активной частью основных фондов, восстановление которых осуществляется за счёт средств бюджета, потеря (уменьшение) их первоначальной стоимости отражается на забалансовом счёте 014. Их движение отражается по счёту 83.