Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (Особенности мотивации персонала в условиях кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация персонала во время кризиса предполагает изменения в системе материального и нематериального стимулирования. В период кризиса внутренняя мотивация работников должна поддаваться изменениям. Начинает доминировать мотивация избегания неудач, страх увольнения или уменьшения доходов. В таком случае материальная мотивация работников должна осуществляться по следующим принципам:

1. При уменьшении установленной части дохода, предоставлять возможность заработать за счет переменного дохода при выполнении важных для компании задач[18].

2. Объяснение работникам, как теперь формируются их доходы и за что, они теперь будут получать вознаграждения Работники должны четко понимать за выполнение, каких задач они могут получить премию, и как она рассчитывается.

3. Постоянный контроль выполнения работником установленных задач в виде отчета или общих сведений[19].

Система мотивации работников не может быть эффективной, если она базируется только на материальном стимулировании и не включает нематериальные мотивы. В период кризиса из-за финансовых проблем для многих предприятий повышение материальной базы для поощрения работников становится невозможным. Поэтому, адекватное применение нематериальной мотивации предоставляет возможность повысить лояльность сотрудников к фирме, уменьшить депрессивные настроения в коллективе.

Сегодня существует множество методов нематериальной мотивации, такие как доска почета, всевозможные конкурсы и кубки, рейтинги, устные поощрения, ротация и различные корпоративные мероприятия. Известны психологические правила нематериальной мотивации персонала, искренняя похвала, уважение, возможность роста, поощрение работы в группах, дифференцированный подход[20].

Во время кризиса важным рычагом нематериальной мотивации работников становится корпоративная культура. Создание и поддержание руководителем боевого духа команды во время кризиса является ключевым условием для реализации успешного антикризисного управления. Оптимизм, вера и консолидация, энергия борьбы за бизнес – это важнейший фактор успеха. Встанет ли персонал рядом со своим руководителем, проявят ли преданность и лояльность бизнесу – во многом зависит от того, какой стиль управления будет выбран руководящей командой.

В условиях кризиса руководителям компании не стоит отказываться от корпоративных мероприятий. Просто необходимо снизить затраты на их проведение[21].


Во время кризиса сотрудники как никогда нуждаются в уверенности в том, что руководство имеет четкий план действий. Важно объяснить работникам текущую ситуацию, показать, какие антикризисные меры планируется предпринять, важно перечислить, что руководство ожидает от работников в сложившейся ситуации. Плохая осведомленность сотрудников о том, что происходит в компании, дальнейшие пути решение важных проблем, не только ухудшает психологический климат в коллективе, но и снижает уровень доверия к руководству. Помимо информирования, необходимо привлечение персонала к принятию решений, особенно тех, которые касаются их.

Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы.

Мотивация трудовой деятельности — двухаспектный процесс, основанный, во-первых, на личной мотивации работника к труду, во-вторых,— на совокупности управленческих воздействий, формирующих мотивацию работников к труду.

Обеспечение мотивации труда персонала, как средства организации эффективной деятельности предприятия, обусловливает необходимость формирования мотивационной политики и эффективных технологий мотивации в управлении персоналом. Эти меры, во-первых, будут отражать высокую социальную ценность и престижность труда работников, гарантировать стабильность их материального положения и, во-вторых, позволят установить зависимость между результативностью профессиональной деятельности работника и величиной его вознаграждения за труд.

Определенную специфику имеет мотивация персонала в период кризиса. Казалось бы – в период кризиса сотрудник как никогда заинтересован в работе. Однако нужно помнить о том, что во время кризиса у всех достаточно поводов для депрессии, а она мешает продуктивно работать. Нужно мотивировать сотрудников к преодолению трудностей. Ценные кадры необходимо стимулировать как в период кризиса, так и в более спокойное время, иначе лучшие сотрудники могут найти альтернативное место работы. С точки зрения управления персоналом кризисная ситуация опасна ещё и тем, что сотрудники теряют уверенность в своем будущем. Из-за отсутствия достоверной информации о реальной ситуации на предприятии и перспективах ее развития, персонал оказывается вовлечен в обсуждение слухов и разнообразных интерпретаций происходящего, что отражается на его работе.


Глава 2. Анализ системы мотивации персонала ООО ТД «Миндаль»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Сеть магазинов «Миндаль. Тольятти» - это один из наиболее узнаваемых областных потребительских брендов. Высокий уровень качества продукции и обслуживания в магазинах, сделали компанию одним из лидеров городского розничного рынка.

История торговой сети «Миндаль. Тольятти» началась в 1998 г. с открытия первого магазина «Миндаль» на улице Мира, 62. С тех пор, сеть активно развивается и на сегодняшний день количество магазинов достигло 10, а рабочий персонал составляет более 1 200 сотрудников.

Цель ООО ТД «Миндаль» - обеспечение потребителям возможности покупать качественные товары самого широкого ассортимента по доступным ценам в комфортных условиях. ООО ТД «Миндаль» видит свою задачу в развитии современных форм розничной торговли, в защите интересов покупателей при работе с поставщиками и производителями продовольственных и непродовольственных товаров, включая собственную систему контроля качества продукции.

Магазины торговой сети «Миндаль» - магазины самообслуживания. Вне сомнений, что магазин самообслуживания обеспечивает значительно больший оборот и рентабельность по сравнению с аналогичным по площади магазином, работающим через прилавок. Причин здесь несколько, но главная - в отсутствии очередей, свойственных торговле через прилавок и в большей доступности - просто протянуть руку и взять с полки понравившийся товар. Кроме того, в магазинах самообслуживания практически вся площадь торгового зала используется для выкладки товаров, это позволяет при одинаковых площадях предлагать более широкий ассортимент, что, несомненно, привлекает покупателя и увеличивает объемы продаж. В функции супермаркета входят: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке.

Объектом исследования является супермаркет «Миндаль», расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, 56.

Организационная структура управления супермаркета «Миндаль» представлена на рисунке 6 (на уровне супермаркета).

Директор ООО «Миндаль»


Управляющий магазином

Главный бухгалтер

Товароведы

Заведующий складом

Заведующие секциями

Рисунок 3 - Организационная структура управления супермаркета «Миндаль»

Представленная структура построена по линейно-функциональному признаку и вполне характера для торговых предприятий.

В табл. 2 представлены основные технико-экономические показатели деятельности исследуемого супермаркета «Миндаль» за три года.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель

Год

Темп роста, %

2013

2014

2015

2015/

2013

2015/

2014

1

2

3

4

5

6

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах, тыс.руб.

643000

666000

651000

104,35

97,75

Валовый доход (без НДС), тыс.руб.

174400

183200

177900

102,01

97,11

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Валовый доход в процентах к товарообороту %

27,50

27,50

27,33

-

-

Издержки обращения, тыс.руб.

126800

133200

137500

108,44

103,23

Издержки обращения к процентах к товарообороту %

20,00

20,00

21,12

-

-

Прибыль от торговой деятельности, тыс.руб.

47600

50000

40400

84,87

80,80

Прибыль в процентах к товарообороту %

7,51

7,51

6,21

-

-

Численность работников, чел.

В том числе торгово-оперативный персонал, чел.

В том числе продавцов, чел.

100

70

58

90

60

51

90

60

51

90,00

85,71

87,93

100,00

100,00

100,00

Производительность труда одного работника, тыс.руб.

Одного торгово-оперативного работника, тыс.руб.

Продавца, тыс.руб.

6340,00

9185,00

11086,20

7400,00

11100,00

13058,80

7233,33

10850,00

12764,71

114,09

118,13

115,14

97,75

97,75

97,75


По итогам 2015 г. выручка супермаркета составила 651 000 тыс. руб., что на 4,35 % выше показателя 2013 г., однако, 2,25 % ниже, чем в 2014 г. Уровень валового дохода сократился на 0,17 п.п. по сравнению с показателями 2013-2014 гг. Прибыль от продаж ниже показателя 2013 г. на 15,13 %, а показателя 2014 г. – на 19,20 %. Рентабельность продаж в 2015 г. составила лишь 6,21 %, что на 1,30 п.п. ниже показателей 2013-2014 гг.

Таким образом, финансовые результаты супермаркета «Миндаль» в 2015 г. имеют негативную динамику. Это обусловлено экономическим кризисом в стране, но, в первую очередь, сложной ситуацией в г.о. Тольятти. Покупательная способность жителей города в 2015 г. упала на 40%.

Отметим, что кризис и снижение покупательной способности повлияли на расстановку сил на тольяттинском рынке ритейла: закрылась местная сеть магазинов «Посадский», убыточную «Покупочку» приобрел Х5 Retail Group, город покинула компания «Мираторг».

Одной из первых жертв экономического кризиса в России стала компания «Мираторг», которая в 2015 г. закрыла два своих супермаркета в Тольятти, проработавших менее года. При этом продукция «Мираторга» не ушла с тольяттинского рынка – ее довольно успешно продает ЗАО «Тандер».

Весной 2015 г. закрылись все магазины торговой сети «Посадский», принадлежащей ООО «ШЭД» (сеть управляла 60 магазинами в Тольятти и семью в Самаре). Причина закрытия сети – многочисленные многомиллионные долги компании перед поставщиками, а также отказ в возобновлении кредитной линии, открытой местным банком. В настоящее время площади «Посадского» занимают магазины сети «Пеликан» (ООО «Неотрейд»).

Убыточную «Покупочку» приобрел Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), она трансформирована в «Пятерочку». В результате этой сделки количество магазинов Х5 в Самарской области увеличилось до 273 точек, общая площадь составила 80 тыс. кв. м.

Однако, отметим, что далеко не все продуктовые розничные сети ухудшили свои финансовые результаты в 2015 г. Так, Х5 Retail Group в Тольятти увеличил розничную выручку по сравнению с 2014 г. на 26,5%. Конечно, это, главным образом, обусловлено приобретением сети «Покупочка». Однако, валовая маржа сети увеличилась на 5,4 п.п. и достигла 24,6%. Рентабельность по EBITDA выросла на 4,0 п.п., до 7,2%.

ЗАО «Тандер» в 2015 г. открыл в городе более десяти новых «Магнитов». Выручка компании за 2015 г. увеличилась на 35,33%.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о снижении эффективности деятельности ООО «Миндаль» в 2015 г. Очевидно, что падение спроса товары предприятия обусловлено сложной ситуацией в стране и в г.о. Тольятти. Однако, показатели ряда других розничных торговых сетей в городе («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит») свидетельствуют о возможностях успешного развития и в условиях кризиса.