Файл: Процесс построения модели управленческого решения (ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений

1.1.Управленческое решение как процесс. Классификация управленческих решений

1.2.Построение модели управленческого решения как процесс

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

2.1. Общая характеристика ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования процесса построения модели принятия управленческого решения в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

3.1. Описание принимаемого решения

3.2. Обоснование приятия решения с использованием модели экономического анализа

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1. Существующая организационная структура управления ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж»

Приложение 2. Данные по документообороту ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж» для расчета численности сотрудников службы ДОУ

Приложение 3. Схема новой организационной структуры ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж»

Как видно из данных табл. 1.2, выручка от всех видов деятельности предприятия за исследуемый период уменьшилась на 19915 тыс. руб. и составила 162545 тыс. руб.

На уменьшение общего объема выручки предприятия оказало существенное влияние снижение объемов выполнения строительно- монтажных работ на 20649 тыс. руб. в 2015 г.

Необходимым условием успешной работы предприятия является наличие собственных оборотных средств (СОС), которые могут быть использованы для приобретения МПЗ, поддержания незавершенного производства, осуществление краткосрочных финансовых вложений в ценные бумаги и на другие цели обеспечения производственно- хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На основании бухгалтерской отчетности на 31.12.2015 г. проведем анализ финансового состояния предприятия:

    1. СОС= СК - ВА= 25 245-11 880=13 365 тыс. руб.
    2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив >0,1)

СОС/ОА= СОС/ОА=13 365/68 500=0,2

    1. Коэффициент постоянного актива (норматив<1)

ВА/ СК= ВА/СК=11 880/25 245=0, 47

    1. Коэффициент финансовой устойчивости (норматив 0,8- 0,9)

СК+ ДО/Ф= СК+ДО/А=25 245+13 /68 500=0,36

    1. Коэффициент финансовой зависимости (норматив <0,5)

ЗК/А=20 395/68 500=0,29.

В приложении 1 представлена организационная структура ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж». Как видно, в ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж» линейно-функциональная структура управления.

Линейно-функциональная - структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации между производственными управленческими элементами системы.

Особенностями линейно-функциональной структуры являются: устойчивая работа структуры; удовлетворительная работа в условиях устойчивого производства; ориентирование на ценовую конкуренцию

Недостатками линейно-функциональной структуры управления являются: различие целей у структурных единиц; слабая увязка и ответственность при решении комплекса задач для достижения целей фирмы.

Она не пригодна для условий, в которых постоянно меняются внутренние и внешние параметры деятельности организации. В этих условиях ее использование приводит к нерациональному распределению информационных потоков, превышению норм управляемости, особенно у руководителей высшего звена.

Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее, ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб [10, C. 6-8].


2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

Основная задача состояла в проведении анализа и обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений в ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж».

Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» состоит из следующих этапов (табл. 2.2) [12, C. 12-13]:

1.Подготовка управленческого решения.

2.Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения.

3.Выполнение управленческого решения.

4.Планирование управленческого решения.

5.Контроль над выполнением решения.

Таблица 2.2. Распределение полномочий в процессе принятия управленческих решений в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж»

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка управленческого решения

Генеральный директор

Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения

Генеральный директор

Выполнение управленческого решения

Все отделы и подразделения

Планирование управленческого решения

Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений

Контроль над выполнением решения

Генеральный директор

Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.

С помощью матрицы управления (табл. 2.3) можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии [4, C. 91-132].

«1» обозначена фактическая ответственность.

«2» - общее руководство.

«3» - необходимость консультироваться.

«4» - «возможность» консультироваться.

«5» - необходимо ставить в известность

Таблица. 2.3. Распределение полномочий при принятии решений

Директор

Информ. отдел

Фин. отдел

Бухгалтерия

Одел кадров

Отдел снабжения

Подразделения

Планирование деятельности

1

5

3

3

5

3

5

Проведение анализа деятельности

1

5

2

3

5

3

5

Финансовое планирование

2

5

1

4

5

5

5

Бухгалтерский учет

2

5

2

1

5

3

3

Маркетинговое планирование

1

5

2

2

5

2

5

Снабжение

2

5

3

5

5

5

4

Документальное оформление торгово-технологических операций

1

5

3

4

5

4

5

Управление человеческими ресурсами

1

5

4

5

3

4

4


Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 2.4) [9, C. 321-325].

Таблица 2.4. Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов

Зам директора по технической части и фин.ч.

3

Решения шаблонные, не рассматривает

другие альтернативы и возможности

Продолжение таблицы 2.4

Зам директора по управлению проектами

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Зам директора по

контролю качества

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Зам директора по кадрам

3

Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора

Зам директора по обслуживанию клиентов

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Начальники отделов

3

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений

Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений, у лиц принимающих решения, частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» - авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения на предприятии принимает только один человек - генеральный директор.

Информирование персонала о текущих результатах деятельности предприятия отсутствует, о происходящих изменениях сотрудники ставятся в известность постфактум [11, C. 26-29].


Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования процесса построения модели принятия управленческого решения в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»

3.1. Описание принимаемого решения

Анализ структуры управления показал, что в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» существует перегрузка генерального директора и директора по экономике и финансам кадровой работой, и как следствие, кадровая работа ведется неэффективно, нет слаженной системы приема персонала, за последний год наблюдается рост коэффициента текучести. Таким образом, необходимо выработать и принять решение о совершенствовании организационной структуры предприятия.

При принятии решения будем использовать метод сравнения и аналогий с применением модели экономического анализа [5, C, 222-227].

Предлагается новая штатная единица - менеджер по персоналу. Менеджер по персоналу будет подчиняться непосредственно генеральному директору. После предлагаемых преобразований в структуре организации (введение должности менеджера по персоналу), бухгалтер будет выполнять только свои основные обязанности по учету финансовых средств фирмы.

Деятельность менеджера по персоналу должна быть направлена на:

- разработку системы управления персоналом: подбор, оценка, расстановка, адаптация, обучение кадров.

- организацию работы с персоналом: определение и составление философии организации, отслеживание и анализ структуры персонала, регламентацию управления, научную организацию труда и др.

- мотивацию, оплату и эффективность работы персонала: разработку системы мотивации, оптимальной системы оплаты труда, методы управления персоналом, анализ эффективности работы персонала.

Рациональное распределение функций между руководящими работниками строительной организации ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж». У генерального директора становится меньше функций, что позволяет ему больше времени уделять решению стратегических вопросов организации, заниматься стратегией развития и развитием деятельности. Каждый менеджер организации выполняет функции по своему профилю работы и в рамках своей компетенции. Таким образом, работа управленческого персонала, будет наиболее эффективна и качественна. Для того, что бы документально отразить распределение функций необходимо разработать должностные инструкции работников ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж», внести изменения в должностные инструкции сотрудников.


Следующим этапом усовершенствования организационной структуры управления ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж» предлагается создать службу документационного обеспечения управления (ДОУ). Необходимость создания этой службы обусловлена тем, что являясь строительной организацией, помимо обычного, и без того большого документооборота, работникам предприятия приходится сталкиваться с проектной документацией. Документационное обеспечение управления на предприятии осуществляется достаточно хаотично, что ведет к снижению эффективности управленческой деятельности.

Создание службы ДОУ в ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж» будет связано с увеличением количества рабочих мест в количестве 25 штатных единиц. Для полной ее комплектации предполагается некоторые должности на предприятии реорганизовать. Рассмотрим подробнее схему и функции внедрения данного мероприятия.

Для определения примерного численного состава службы ДОУ, прежде всего, необходимо составить перечень видов работ, выполняемых в течение календарного года каждым из структурных подразделений. Затем следует рассчитать объем выполняемых работ (по каждому виду и в целом, а также по категориям в зависимости от квалификации работников) [10, C/ 11-13]. На основании суммарного объема выполняемых работ по документационному обеспечению, исходя из годовой нормы рабочего времени одного работника, и принимая во внимание затраты времени, не предусмотренные нормами (носящими разовый характер), можно определить численность работников службы ДОУ (общую и по категориям работников в зависимости от их квалификации) [7, C.241-249].

Для более глубокого и ясного понимания порядка определения оптимального численного состава службы ДОУ воспользуемся сведениями, представленными «Нормам времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным документом расчет нормативной численности работников производится по формуле:

Чн = Тоб / Фп, (1)

где Чн - нормативная численность работников, чел.;

Тоб - общие затраты времени на работы по документационному обеспечению, ч;

Фп - планируемый годовой фонд рабочего времени в расчете на одного работника, ч.

В свою очередь, значение Тоб определяется по формуле:

Тоб = Тн + Тнн, (2)

где Тн - затраты времени на работы по документационному обеспечению, рассчитываемые на основании норм, ч;

Тнн - затраты времени, не предусмотренные нормами (определяемые экспертно-оценочным способом), ч.