Файл: Роль мотивации в поведении организации (Исследование процесса мотивации в компании «Газпром Трансгаз Москва»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современные технологии мотивации персонала
1.1. Мотивация сотрудников в системе управления персоналом организации
1.2. Характеристика основных теорий мотивации
1.3. Построение системы мотивации персонала в организации и методы оценки ее эффективности
2. Исследование процесса мотивации в компании «Газпром Трансгаз Москва»
2.1. Общая характеристика и структура управления в компании
3. Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала компании «Газпром Трансгаз Москва»
3.1. Анализ политики мотивации персонала в компании и оценка ее эффективности
3.2. Направления совершенствования мотивации персонала
Теорию «Y» развивали в своих работах Л. Ланг и В. Зигерт, которые омтечали важность обладания теми или иными сведениями, свободу действий, а также важность рабочего места, чтобы мотивировать труд работника.
В работах такого ученого, как В. Оучи, данная теория была развита. По его мнению, при мотивировании коллектив играет важную роль. В рамках данной теории есть ключевые положения о том, что в мотивах работников совмещаются социальные и биологические потребности. Помимо этого, работники предпочитают групповую работу и такое же принятие решений[8].
Сотрудники («X», «Y» и «Z») – это разные группы со своими поведенческими мотивами и трудовыми стимулами. Обычно в одной организации наблюдаются все типы, но важно рассчитать удельные их веса в каждой группе, чтобы применять ту или иную мотивационную концепцию.
Практическое использование первоначальных мотивационных теорий обеспечивает качественный уровень исполнения работниками должностных обязанностей, однако, не создает внутренних побуждений к продуктивному труду.
Основой содержательных теорий мотивации является определение потребностей, которые заставляют человека поступать тем или иным образом. Наиболее известны теории К. Альдерфера, А. Маслоу, Д. МакКлелланда, а также Ф. Герцберга. В них имеется собственная классификация потребностей, наиболее существенно влияющая на человеческий труд. Согласно содержательным теориям, управление трудовой мотивацией возможно лишь с выявлением преобладающей потребности человека, а также принятием мер, нацеленных на то, чтобы ее удовлетворить (рисунок 1).
Доминирующая потребность
Удовлетворение потребности
Повышение эффективности деятельности
Рис. 1. Меры по удовлетворению доминирующей потребности [9]
Теория иерархии потребностей А. Маслоу указывает на то, что человеческое поведение определяется потребностями, подразделяющимися на 5 групп, и расположенными в строгой иерархии.
С позиций А. Маслоу, в случае удовлетворения более низких потребностей более высокие потребности начинают преобладать. Из этого следует, что по величине влияния на человеческое поведение преобладают потребности, находящиеся над уже удовлетворенными потребностями.
Тем не менее, в практике, уровни иерархии не выступают в качестве отдельных ступеней. Люди стремятся к заблаговременному нахождению своего места в сообществе, еще до обеспечения потребности в безопасности или полного удовлетворения физиологических потребностей.
В теории Альдерфера объединение потребностей в 3 группы:
1. Потребности в существовании.
2. Потребности в связях.
3. Потребности в росте[10].
Группы потребностей в рамках указанной теории соотносимы с группами потребностей в рамках теории Абрахама Маслоу. Физиологические потребности, а также потребности безопасности состоят из потребностей в существовании; а группа причастности и принадлежности состоит из группы потребностей в связях; потребности в самовыражении состоят из потребностей в росте.
Однако, по мнению К. Альдерфера, происходит двухстороннее движение: наверх, в случае неудовлетворения более низкой потребности, движение вниз, в случае неудовлетворения более высокой потребности. Он обозначил движение вверх в качестве процесса удовлетворения потребностей, тогда как движение вниз – в качестве процесса фрустрации, иными словами – поражения в желаниях (рисунок 2).
Потребности роста
Потребности связи
Потребности существования
Рис. 2. Схема обратного хода вниз и восхождения иерархии потребностей по К. Альдерферу [11]
Д. МакКлелландом выделены 3 потребности, наиболее существенно влияющие на эффективный труд работника: власть, успех, а также причастность (таблица 2).
Таблица 2
Теория потребностей по Дугласу МакКлелланду [12]
Потребности |
Краткие характеристики |
Управление мотивацией |
Соучастия |
Стремление к дружеским взаимоотношениям, активным взаимодействиям с клиентами и коллегами. |
Работа с широкими возможностями коммуникации, а также постоянное информирование по поводу реакции остальных людей на данные действия. |
Достижений |
Стремления быть самостоятельным в работе, быть лично ответственным за полученные результаты. |
Делегирование полномочий, а также самостоятельные участки работы. |
Властвования |
Стремление влиять на остальных людей, контролировать ресурсы и процессы. |
Включение в кадровые резервы, обучение, планирование карьеры. |
В теории Д. МакКлелланда все потребности не исключают друг друга, а наоборот, взаимодействуют, от чего находится в зависимости проявление воздействия указанных потребностей на человеческое поведение.
В литературных источниках мотивационную теорию Фредерика Герцберга зачастую именуют как теория «социального человека» либо же теория мотивационной гигиены.
В соответствии с теорией Ф. Герцберга есть 2 группы побудительных мотивов, которые стимулируют человеческий труд: мотивационные и гигиенические (таблица 3).
Таблица 3
Модель Ф. Герцберга [13]
Факторы гигиенические |
Факторы мотивирующие (мотиваторы) |
- зарплаты; - социальных благ; - условий работы; - статуса; - климата в организации; - рабочей атмосферы, обстановки; - отношения к коллегам и начальству |
- интересной работы: увлекательной постановки вопросов, многосторонности, возможности повышения своих знаний; - самостоятельности и полномочий, своего участка работы; - возможности добиться ощутимого результата; - признания достижений, выражающегося в повышении доходов, полномочий, степени сложности поставленных задач; - профессионального обучения и повышения квалификации как беспрерывный процесс |
Гигиенические мотивы – мотивы, стимулирующие вести трудовую деятельность, при этом они могут выступать в качестве мотиваторов и демотиваторов. К примеру, низкая зарплата – это демотиватор, а оплата труда согласно достигнутому результату – мотиватор.
Цель менеджера – создать условия, когда данные факторы выступают как мотиваторы труда. Мотивирующие факторы, по мнению Ф. Герцберга, это все те факторы, которые всегда улучшают эффективность труда.
Из этого следует, что с устранением факторов недовольства сотрудников своим окружением могут быть сформированы мотивы его труда посредством применения факторов удовлетворенности трудовой деятельностью.
Таблица 4 содержит указание основных принципов, обогащающих содержание деятельности для мотивации труда.
Таблица 4
Принципы обогащения содержания деятельности в соответствии с Ф. Герцбергом[14]
Принципы |
Используемые мотивационные факторы |
1. Отмена некоторых видов контроля с сохранением ответственности. |
Ответственности и чувства достижения. |
2. Повышение ответственности работников за результат их работы. |
Ответственности и признания. |
3. Выделение работнику целостного блока работы (детали, отдела и др.). |
Ответственности, чувства признания и достижения. |
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. |
Ответственности, чувства признания и достижения. |
5. Периодические советы именно с работником, а не с его непосредственным начальником |
Внутреннего признания, самоуважения. |
6. Предложение работнику новых, все более трудных задач |
Профессионального роста и обучения. |
7. Поручение работникам заданий, требующих особых навыков и знаний. |
Ответственности, профессионального роста и обучения. |
Соответственно, практическое применение содержательных теорий заключается в том, чтобы выявить преобладающую потребность сотрудника, а также разработать стимулирующие мероприятия, которые нацелены на то, чтобы удовлетворить ее с целью улучшения эффективности труда.
К методам материальной мотивации можно отнести любое проявление финансового поощрения сотрудника, а также штрафы за невыполнение поставленных задач.
Материальные методы мотивации команды подразделяются на 3 типа:
1. денежное вознаграждение,
2. неденежное вознаграждение,
3. система штрафов.
К денежным вознаграждениям относятся:
- повышение заработной платы;
- процент от продаж;
- премии и надбавки;
- денежные бонусы за перевыполнение KPI;
- соцпакет, страховка, льготы;
- крупные скидки на услуги/продукты компании.
Кроме того, к финансовым стимулам можно отнести и денежное вознаграждение за победу в каком-либо конкурсе. Например, сотрудник достойно представил компанию в конкурсе отраслей региона (страны, мира) и занял призовое место. В знак благодарности руководство предприятия поощрило своего работника внушительной премией.
Другой пример — ежеквартальный конкурс на лучший результат отдела продаж. Каждый сотрудник изначально знает, что в конце квартала предстоит подведение итогов конкурса и вручение премии, поэтому на протяжении этого периода стремится заключать максимально выгодные сделки для компании, чтобы стать первым.
Неденежное вознаграждение — это реализация корпоративных социальных проектов:
- возможность пользоваться учреждениями организации бесплатно или по специальным скидкам (клиники, детские сады);
- путевки на отдых в санаториях, оздоровительных лагерях (для детей персонала);
- билеты на различные культурные мероприятия;
- внеочередные оплачиваемые отгулы, выходные;
- обучение, повышение квалификации за счет фирмы;
- заграничные командировки;
- улучшение технического оснащения рабочего места сотрудника.
Другая, менее приятная сторона материальной мотивации — это система штрафов на предприятии. К ней относятся:
- материальное наказание отдельного сотрудника за опоздание, невыполнение плана, другие административные нарушения;
- снятие премий со всех сотрудников отдела за неудовлетворительные результаты по итогам определенного периода;
- введение «штрафных» рабочих часов.
Эффективные виды и формы нематериальной мотивации:
- возможность карьерного роста;
- публичное признание, похвала за успехи;
- приятная атмосфера внутри коллектива и организации в целом;
- комфортные условия труда (зоны отдыха, массаж, корпоративные обеды, спортзалы);
- культурные мероприятия внутри организации, корпоративы;
- поздравление со значимыми для сотрудника датами (день рождения, свадьба, юбилей);
- мотивирующие совещания;
- участие в принятии стратегических решений;
- профессиональные конкурсы, розыгрыши призов;
- обратная связь от руководства (ответ на пожелания, претензии работников).
Используя наказание, как средство мотивации, важно помнить, что главная цель такого мероприятия — это недопущение определенных действий, которые могут каким-либо образом навредить компании.
Понимая, что за невыполнение поставленного плана сотруднику грозит штраф, он будет более ответственно относиться к своим обязанностям.
Система штрафов эффективна только в том случае, если она используется не как месть за проступок сотрудника, а как оказание психологического воздействия на него: «Играй по правилам, чтобы чувствовать себя комфортно». При этом уровень материального наказания должен соответствовать уровню проступка.
1.3. Построение системы мотивации персонала в организации и методы оценки ее эффективности
Основа процессуальной мотивационной теории – гипотеза, что поведение личности является функцией его восприятия и ожидания, связанных с определенными ситуациями, и вероятными последствиями от выбранного им поведения. Выделение трех (теория ожидания, справедливости, подкрепления) процессуальных теорий.
Основа первой теории – при наибольшем оправдании ожиданий работника его деятельность будет результативнее. По В. Вруму есть три ожидания:
а) ожидания, что усилия принесут желаемых результатов;
б) ожидание того, что результаты приведут к вознаграждениям;
в) Ожидаемая ценность вознаграждений.
Предположительная степень удовлетворения или неудовлетворения, возникающая при получении вознаграждения – валентность. Если отсутствует прямая связь между усилиями и достигнутыми результатами – мотивация слабеет.