Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (ООО «Фортиус»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления оборотными средствами
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы управления оборотными средствами предприятия
1.2 Основные показатели управления оборотными средствами
Глава 2. Анализ оборотных средств ООО «Фортиус» и оценка эффективности их использования
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Фортиус»
2.2 Оценка финансового состояния и источников формирования оборотных активов предприятия
2.4 Повышение эффективности управления оборотными средствами предприятия ООО «Фортиус»
Аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.
Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 45 дней, а предприятие предоставляет покупателям 2% скидку за оплату в срок не позднее 1 дня с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке 17,38% [2*365 / (45–3)]. Если предприятие привлекает заемные средства под 18% годовых, то такие условия будут для него выгодными.
В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах под 11% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.
Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 9.
Таблица 9- Анализ альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками
Показатели |
Вариант I (срок оплаты 3 дня при условии 2%-ной скидки) |
Вариант II (срок оплаты 45 дней), просроченные платежи – ср. срок оборачиваемости ДЗ на предприятии на конец периода |
Отклонения (+,–) |
1. Индекс цен (Iц) |
1 |
1,02 |
+ 0,02 |
2. Коэффициент падения покупательной способности денег |
1 |
1: 1,02 = 0,9804 |
– 0,0196 |
3. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей договорной цены, руб. |
- |
1000 – (1000*0,9804) = 19,6 |
+ 19,6 |
4. Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 17% годовых |
(1000 * 3 * 17) / (365 * 100) = 1,40 |
(1000 * 45 * 17) / (365 * 100) = 20,96 |
+ 19,56 |
5. Потери от предоставления 2%-ной скидки с каждой тысячи рублей договорной цены, руб. |
1000*0,03 = 30 |
- |
– 30 |
6. Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) |
31,40 |
19,6 + 20,96 = 40,56 |
+ 9,16 |
Таким образом, предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 9,16 руб. с каждой тысячи рублей. Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя.
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.
Далее попробуем оценить прогнозируемый объем продаж без учета проводимых мероприятий по повышению объема сбыта. По данным баланса за 2016 год выручка-нетто от продаж на начало отчетного года составила 19429 тыс. руб., а на конец отчетного года составила 4601 тыс. руб.
Согласно полученным результатам опроса, наиболее перспективной является увеличение объема продаж на 10%:
1089,5 + 10% = 1198,4 тыс. руб.
С учетом затрат на проведение мероприятий, связанных с рекламой товара:
1198,4 – 20,0 = 1178,4 тыс. руб.
Таким образом, в результате проведения мероприятий по продвижению товара с целью повышения объема продаж экономия средств (прирост объема продаж) составит:
1178,4 – 1089,5 = 88,9 тыс. руб.
Выводы по предложенным мероприятиям:
В рамках проведения анализа дебиторской задолженности предприятия рассматривается и оценивается предложение по снижению дебиторской задолженности путем предоставления 2%-ной скидки при снижении отсрочки платежа до 3 дней с момента отгрузки товара, в результате которого экономия (высвобождение денежных средств) составит 391,3 тыс. руб. в год при существующем объеме продаж на предприятии.
В качестве организационных мер по продвижению товара с целью увеличения объема продаж предложено проведение рекламной кампании и мероприятий по стимулированию сбыта. При этом затраты на проведение мероприятий суммарно составят 20,0 тыс. руб., в то время как прогнозируемый рост объема продаж составит 88,9 тыс. руб.
Прирост объема продаж в прогнозируемом периоде был бы значительно выше, но учитывая тот факт, что к концу 2016 года объемы продаж упали более чем в 3 раза, эффект получился незначительным.
При оценке платежеспособности можно использовать также отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях-неплательщиках, или заказать оценку контрагента специализированному агентству. Отчеты специализированных агентств содержат информацию о кредитном рейтинге компании, рекомендуемом кредитном лимите, финансовой устойчивости, оптовых партнерах и т.д. (таблица 10).
Таблица 10 Шкала оценки показателей надежности клиента
Показатели |
Баллы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Срок работы с клиентом, лет |
< 1 |
1 – 2 |
2 – 4 |
> 4 |
Объем продаж клиенту в общем объеме продаж,% |
< 10 |
10 – 15 |
15 – 20 |
> 20 |
Объем просроченной задолженности на конец периода,% от объема выполненных работ |
50 – 100 |
20 – 50 |
5 – 20 |
0 – 5 |
Диапазон значений показателей устанавливается кредитной политикой исходя из целей и возможностей фирмы. |
Нередко в организациях используется методика экспертной оценки платежеспособности контрагентов. Компания может черпать сведения о контрагенте из любых доступных и надежных, по ее мнению, источников информации. Сотрудники компании могут выехать к потенциальному покупателю (иногда инкогнито) и оценить выгодность его места расположения (важно для торговых предприятий), уровень цен, ассортимент продукции и т.д.
Учитывая, что все перечисленные методы имеют как преимущества, так и недостатки, к оценке платежеспособности контрагента целесообразно применять комплексный подход. При этом необходимо периодически проводить переоценку платежеспособности контрагентов. Альтернативой тщательному анализу платежеспособности клиента может стать предоставление обеспечения (банковской гарантии, высоконадежных векселей, поручительства компаний с хорошей деловой репутацией).
На предприятии также необходима разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение эффективности управления оборотными средствами.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фортиус», в т.ч. и эффективность вложений организации в оборотные активы неоправданно низкая.
Решение задачи сокращения периода оборота оборотных средств в целом заключается в снижении периода оборота каждой из наиболее весомых являющих текущих активов, то есть запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности. Расчет относительного высвобождения оборотных средств ООО «Фортиус» в прогнозном 2017 году проведен в таблице 11.
Таблица 11 Относительное высвобождение средств ООО «Фортиус» в прогнозном 2017 году
Показатель |
Расчет |
Значение |
1 |
2 |
3 |
Фактический объем товарной продукции по себестоимости в 2016 году, тыс. руб. |
4601,0 |
|
Фактическая сумма всех оборотных средств на конец 2016 года, тыс. руб. |
22177,0 |
|
Объем товарной продукции на 2011 год, тыс. руб. – рост 20% |
5521,2 |
|
Намечаемое ускорение оборачиваемости оборотных средств |
500 дн. |
|
Оборачиваемость оборотных средств в 2016 году |
360*22177 / 4601 |
1735,2 дн. |
Сумма оборотных средств исходя из объемов товарной продукции и оборачиваемости в 2016 году в прогнозном 2011 году тыс. руб. |
5521,2*500 /360 |
26612,2 |
Сумма оборотных средств исходя из объема товарной продукции в 2016 году с учетом ускорения их оборачиваемости, тыс. руб. |
5521,2*(1735,2–500) /360 |
18943,8 |
Относительное высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости в 2011 году, тыс. руб. |
26612,2 – 18943,8 |
7668,4 |
Из таблицы 11 видно, что относительное высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости хотя бы на 500 дней составит 7668,4 тыс. руб. В результате у предприятия появляются средства, которые можно вложить в финансовую или инвестиционную деятельность и получить дополнительный доход.
В контексте ускорения оборачиваемости, сведем мероприятия по улучшению финансового состояния в таблицу 12 Также рекомендуется, с целью изыскания дополнительных денежных средств, разработать и провести процедуры экономии текущих затрат и реструктуризацию кредиторской задолженности (уделив особое внимание минимизации коммунальных платежей и сокращению обязательств перед бюджетом).
Финансовое положение предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие (оборотные) активы, превращаются в реальные деньги. Из всех составляющих оборотных средств наиболее весомыми являются: средства в запасах материалов и покупных изделий; средства в незавершенном производстве; средства в готовой продукции; дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц в итоге хозяйственных и деловых взаимоотношений с ними), или долговые права к клиентам.
Таблица 12- План финансового оздоровления ООО «Фортиус»
№ |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Ликвидация дебиторской задолженности, в т.ч. |
||
взыскание просроченной дебиторской задолженности через арбитражный суд |
До 6 месяцев |
Бухгалтер, юрист |
|
получение текущей дебиторской задолженности |
До 14 дней |
Бухгалтер, менеджер |
|
получение подтверждения о получении отгруженных товаров покупателями и своевременная оплата |
До 14 дней |
Бухгалтер |
|
2. |
Применение штрафных санкций к контрагентам согласно заключенных договоров, в т.ч. |
||
поставки товаров за несвоевременную оплату |
ежемесячно |
Бухгалтер, юрист |
|
поставки некачественного сырья и материалов поставщиками |
По мере поступления |
Бухгалтер, юрист |
|
субаренды при несвоевременной оплате |
Ежемесячно |
Бухгалтер, юрист |
|
3. |
Минимизация коммунальных затрат |
До 3 месяцев |
Управление по АХЧ |
4. |
Уменьшение количества материальных запасов и сырья, списание некондиционных и непригодных к употреблению. |
До 3 месяцев |
Бухгалтер, кладовщик |
Ускорение оборачиваемости оборотных активов и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяют организации направить их по своему усмотрению на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Исходя из полученных в результате анализ данных можно сделать следующие выводы: в целом предложенные мероприятия должны положительно повлиять на повышение эффективности использования оборотных активов, ускорение их оборачиваемости, что даст высвобождение денежных средств и возможность их использования в инвестиционной деятельности.
Заключение
Одним из важнейших элементов производства являются оборотные активы. Оборотные средства – активы организации, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
Оборотные средства и политика в отношении управления этими средствами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия.
В ходе проведенной выпускной квалификационной работы были достигнуты следующие цели:
- изучены теоретические основы эффективного использования оборотных средств предприятия;
- проанализировано состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия;
- предложены рекомендации, способствующие рациональному размещению и эффективному использованию оборотных средств предприятия.
В первом разделе подробно приведены теоретические основы управления оборотными средствами предприятия: отражена их роль в рыночной экономике, освещены вопросы организации оборотных средств в организации, а также особенности их функционирования в современных российских условиях.
Проведенный анализ управления оборотными средствами ООО «Фортиус» во второй главе позволил сделать соответствующие выводы:
– имеющаяся структура оборотных активов на предприятии указывает на нерациональную структуру оборотных активов и в целом не эффективную организацию оборотных средств;
– наблюдается по балансу предприятия на конец 2016 года отсутствие остатка денежных средств, несмотря на то, что в 2014 году остаток денежных средств составлял 1215 тыс. рублей;
– дебиторская задолженность в 2016 году сократилась по сравнению с 2014 годом на 12715,0 тыс. руб., и составила 4794 тыс. руб. Но при этом, основную задолженность в сумме 3058 тыс. руб. по данным отчетности составляла задолженность покупателей и заказчиков;