Файл: Основные виды памяти и их характеристики влияние.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с физиологической теорией памяти, прохождение любого нервного импульса через конкретную группу нейронов оставляет после себя материальный отпечаток, что выражается в механических и электронных модификациях синапсов (место соприкосновения нервных клеток). Эти модификации упрощают повторное прохождение импульса по известному пути.

Ученые считают, что отражение предмета, к примеру, «ощупывание» объекта глазом по очертанию в процессе его визуального восприятия, сопровождается подобным движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый предмет в виде стабильной пространственно-временной нейронной структуры.

По этой причине рассматриваемую концепцию именуют ещё теорией нейронных моделей. Процесс образования и дальнейшей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам приверженцев данной концепции, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Установлено, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются или с дендритами других клеток, или возвращаются назад к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов появляется возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения различной сложности. В результате совершается самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается или непосредственно на исходную клетку, укрепляя возбуждение, или через цепь нейронов.

Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за границы этой концепции, некоторые ученые считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов.

Биохимическая концепция памяти выражается гипотезой о двухступенчатом характере процесса запоминания. Сущность его заключается в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия) раздражителя, в мозгу происходит временная электрохимическая реакция, вызывающая реверсируемые физические перемены в клетках.

Вторая стадия, возникающая на базе первой, - это собственно биохимическая реакция, сопряженная с образованием новых белковых элементов (протеинов). Первая стадия продолжается секунды (минуты) и является механизмом временного запоминания.

Вторая стадия, приводящая к неконвертируемым химическим переменам в клетках, является механизмом длительной памяти.

Сторонники химических концепций памяти полагают, что специфические химические перемены, совершающиеся в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, хранения и воспроизведения следов полученных впечатлений.


2. Виды памяти и краткая характеристика 

Виды памяти классифицируют согласно следующим свойствам:

- степень осознанности запоминаемой информации (образов),

- характер психологической активности, длительность сохранения образов,

- цели изучения,

- характер связи с целями деятельности.

Характер психологической активности находится в зависимости от того, какие виды анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга включены в процессы памяти. Исходя из этого акцентируют последующие виды памяти:

- образную,

- двигательную,

- эмоциональную,

- словесно-логическую.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов прежде воспринимавшихся предметов и явлений реальности. Отличают подвиды образной памяти:

- слуховую (звуковую, аудиальную);

- вкусовую;

- обонятельную;

- тактильную.

Существует статистика, демонстрирующая относительные возможности данных видов памяти в учебном процессе. Так, после разового выслушивания лекции (если применяется только лишь слуховая память) учащийся вуза на другой день способен повторить только лишь 10% её содержания. Самостоятельное визуальное исследование лекции (используется только лишь визуальная память) увеличивает данную цифру до 30%. Пересказ и наглядность доводят цифру до 50%. А практическая проработка использованного материала лекции с применением всех перечисленных выше видов памяти дает возможность достичь 90% успеха.

Моторная (она же движковая) память - это способность запоминать, хранить и воспроизводить разные свойства движения, их амплитуду, скорость, темп, ритм, порядок (езда на велосипеде, плавание, игра в волейбол и пр.).

На этом виде памяти основываются трудовые навыки и всевозможные целесообразные моторные акты.

Эмоциональная память - это память направленная на сохранение эмоционально окрашенных событий. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы, или побуждающие к действию, или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом негативные переживания.

Эмоциональная память причисляется к одному из более надежных, прочных «хранилищ» данных. «Ну и злопамятный!» - говорим мы о человеке, который долгое время не в состоянии выкинуть из головы нанесенную обиду и никак не может простить обидчика.


Данный вид памяти воспроизводит чувства, раньше испытанные человеком, (вторичные чувства). Зачастую эти чувства не только не соответствуют собственным оригиналам (то есть сначала испытанным эмоциям) по силе и смысловому содержанию, но в том числе и изменяют собственный знак на противоположный. К примеру, ранее мы чего-то боялись, а теперь это стало желанным.

Или, на работе новый руководитель воспринимался в начале как намного более строгий, чем прежний, что вызывало некоторое возмущение у сотрудников. После же обнаружилось, что это не совсем так: эта строгость руководителя способствовала профессиональному росту работников и закономерному повышение их заработной платы.

Недостаток эмоциональной памяти приводит к так называемой «эмоциональной тупости», когда человек становится скучным в глазах находящихся вокруг, непривлекательным существом, подобным роботу или же зомби.

Способность выражать собственные эмоции, радоваться и страдать является важным условием психологического здоровья человека.

Словесно-логическая (семантическая) память проявляется в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, образовавшиеся у нас в ходе обдумывания, рассуждения, помним содержание прочтенной книжки, беседы с друзьями.

Мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает название. Этот вид памяти по степени участия мышления разделяют на механическую и логическую.

Память зовут механической в том случае, когда запоминание и сохранение данных происходит в большей степени посредством неоднократного повторения без осмысления её содержания.

С возрастом такая память содержит свойство изменяться к худшему. Образцом механической памяти может быть «насильственное» усвоение слов, которые никак не связанны по смыслу между собой.

В отличии от механической, логическая память базируется на использовании смысловых взаимосвязей между запоминаемыми объектами, явлениями или предметами. Её регулярно применяют, к примеру, педагоги, когда излагают новый лекционный материал, то они периодически напоминают учащимся ранее введенные определения, упоминаемые в лекции.

По степени осознанности запоминаемой данных кроме того выделяют имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитной считается память на материал, который человеком никак не осознается. Процесс запоминания проходит в этом случае вне зависимости от сознания, косвенно, и потому недоступно для прямого наблюдения. Такая память требует спецефического «запуска» и таким стартером может быть потребность решения какой-то значимой для этого момента задачи. При этом человек никак не осознает эти знания, которыми он обладает.


К примеру, в ходе социализации человек воспринимает ценности и нормы общества, никак не осознавая ключевые теоретические принципы, которые лежат в основании его поведения. Это происходит у него как бы само по себе.

Эксплицитная память, наоборот, базируется на осознанном использовании человеком ранее приобретенных знаний. И при решении какой-либо задачи эти знания извлекаются из сознания на базе узнавания, припоминания и т.п.

Существует также разделение памяти на виды, которое непосредственно связано с отличительными чертами выполняемой деятельности. Таким образом, в зависимости от целей деятельности память разделяют на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, исполняющееся автоматически, в отсутствии волевых усилий человека, в отсутствии контроля со стороны сознания. В раннем возрасте этот вид памяти наиболее развит, а с годом ослабевает. Образцом непроизвольной памяти может быть запоминание картины продолжительной очереди в кассу кинотеатра.

Произвольная память потребует волевых стараний человека и цели запоминания и исполняется с поддержкой специальных приемов.

Например, зазубривание стихов. Либо запоминание сотрудником полиции внешних признаков в облике разыскиваемого правонарушителя с целью его опознания при встрече и ареста. Необходимо отметить, что сопоставление характеристик произвольной и непроизвольной видов памяти по прочности запоминания данных никак не дает безусловных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов память человека разделяют на:

- мгновенную (сенсорную),

- кратковременную,

- оперативную

- долговременную.

Мгновенная (либо сенсорная) память сохраняет информацию, воспринятую органами чувств в отсутствии её дальнейшей переработки. Распоряжаться данным видом памяти практически нереально. Она разделяется на следующие подтипы:

  1. Иконическая после образная память - дискретный сенсорный регистратор визуальных стимулов. После краткого предъявления объекта образы хранятся в памяти небольшой промежуток времени (в случае если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и вновь прикрыть, в таком случае сохраненный на время от одной десятой секунды до двух десятых секунды, образ увиденного и станет содержанием данного вида памяти);
  2. Эхоическая после образная память - сенсорная копия данных, предъявленной наблюдателю на слух на непродолжительное время. Обеспечивает интеграцию в образ поочередно поступающей акустической информации. В этом случае образы хранятся в течение от двух до трёх секунд после кратковременного слухового раздражителя.

Кратковременной (или же рабочей) представляет собой память на образы после едино разового, непродолжительного восприятия и последующего незамедлительного (в первые же секунды в последствии восприятия) воспроизведения.

Этот вид памяти находится в зависимости от количества воспринимаемых символов (знаков), их физиологической природы, но никак не от их информационного содержания. Исследования обнаружили следующую формулу кратковременной памяти человека: «7±2».

Таким образом, при единовременном предъявлении человеку объектов (чисел, букв, текстов, знаков и т.п.), в кратковременной памяти человека остаются от пяти до девяти предметов данного типа. Информация о них удерживается в кратковременной памяти в среднем от двадцати до тридцати секунд.

При оперативной памяти, родственная кратковременной, отпечаток образа сохраняется только лишь на время выполнения текущей операции (воздействия). К примеру, последовательное считывание символов какого-то уведомления с экрана монитора и сохранение их в памяти вплоть до завершения всего уведомления.

Долговременная память - это память на образы, предполагающая продолжительное сохранение их отпечатков в сознании, а также их последующее неоднократное использование в будущем. Долговременная память составляет базу прочных познаний. Извлечение информации из долговременной памяти способно быть двух видов: либо по собственному желанию, либо с помощью внешнего раздражения определенных участков коры головного мозга (к примеру, гипноз либо раздражение конкретных участков головного мозга слабым электрическим током). Наиболее значимая информация находится в долговременной памяти человека в течении всей жизни.

Отмечено, то что кратковременная память по отношению к долговременной осуществляет роль спецефического «контрольно-пропускного пункта», через который воспринимаемые образы поступают в долговременную память при условии повторного приема. В отсутствии повторения образы исчезают.

Некоторые исследователи вводят понятие «промежуточной памяти» и приписывают ей функцию первичной обработки входной информации: наиболее увлекательная часть информации задерживается в ней на несколько минут и в случае если за данное время она не будет востребована, то вероятна абсолютная её потеря.

Наконец, в зависимости от целей исследования подразделяют память на:

- генетическую (биологическую),

- эпизодическую,

- реконструктивную,

- репродуктивную,