Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Введение
Память - одна из психических функций и разновидностей интеллектуальной работы, предназначенная хранить, накапливать и повторять данные. Умение длительно сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и постоянно использовать ее в области сознания для организации дальнейшей работы. В настоящее время отсутствует целостная и завершенная теория памяти, и исследование закономерностей памяти остается одной главных проблем науки.
Мнемические процессы, или же процессы памяти, исследуют разные науки, рассматривающие физические, биохимические и психические механизмы процессов памяти
Память предполагает собой комплекс процессов, которые пронзают каждый миг нашего существования. Память - это не только лишь инертное сохранение приобретенной когда-то информации. Человек использует память каждый раз, когда что-то делает, произносит, слышит звуки. И не приходится удивляться, что явление памяти занимает ученых, начиная с древности и вплоть до наших дней. Ещё в древние времена знаменитые философы Аристотель и Платон сосредоточивали свой интерес к проблеме памяти.
Позже память исследовали такие культовые мыслители, как Фома Аквинский и Блаженный Августин. Один из основателей экспериментальной психологии знаменитый в ХIХ столетии немецкий ученый Герман Эббингауз длительное время исследовал закономерности процесса запоминания различных словосочетаний и вывел целый ряд законов запоминания. Им были созданы первые экспериментальные способы исследования памяти и выведены значимые закономерности. В последующем фактически все школы и течения психологической мысли содержали изучение памяти в свои научные проекты.
И в наше время период память остается в фокусе интереса ученых. Из года в год в специальных журналах опубликовываются тысячи статей, посвященных изучению памяти.
Человек регулярно использует память, которая объединяет его прошлое с настоящим и будущим - это база психической деятельности. Огромную роль память играет в сохранении его индивидуально-личностных и деловых качеств. Человек, который полностью лишен возможности запечатлять, хранить, распознавать и воспроизводить прошлый опыт собственной жизни, практически перестает являться личностью. Память - это особый процесс, играющий роль специфического «интегратора» по отношению к абсолютно всем другим психическим познавательным процессам. По словам знаменитого польского афориста В. Гжегорчика, «единой мерой времени считается память... Если бы не воспоминания, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы нестерпимой».
Сложно не согласится с этим. Нельзя вообразить свою жизнь без памяти. Человека не терзала бы совесть из-за свершенных прежде безнравственных поступков, он не гордился бы тем, чего добился, никогда бы не постиг радость уважения к себе и чувство влюбленности.
Незначительное ухудшение памяти порождает у каждого человека личные переживания. Именно с памятью он связывает свое общее психологическое и физиологическое состояние, собственную функциональность, умение осуществлять профессиональные обязанности.
Большую лепту в исследование проблем памяти человека привнесли многочисленные ученые прошлого и нашего времени: Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский, П. Жане, А.А. Водка П.И. Зинченко, и т.д.
Объект изучения этой курсовой работы: память.
Предметом изучения являются виды памяти.
Цель курсовой работы состоит в глубоком исследовании основных видов памяти.
В процессе этого изучения решаются следующие задачи:
- дать понятие и общую характеристику памяти;
- раскрыть главные положения распространенных теорий памяти;
- изучить ключевые виды процессов памяти;
- раскрыть индивидуальные отличия, присущие памяти.
1. Понятие и общая характеристика памяти. Теории памяти
Память - психический процесс, проявляющийся в возможности человека сохранять свой прошлый опыт, а кроме того позволяющий снова применить его в собственной жизни и деятельности. Память - следовое психическое отражение минувшего. Она дает возможность соединить в единый процесс настоящее, минувшее и грядущее. Именно из-за памяти человек усваивает опыт прошлых поколений, обретает новые знания, способности и умения.
Это больше определение памяти считается общим и отображает её психологическую суть, однако оно далеко не единственное. Многочисленные исследователи предоставляют свои определения данному понятию, которые наиболее применимы в рамках решаемых ими определенные задачи. К примеру, психолог, изучая поведение крысы, которая «по памяти» перемещается в ту или же другую сторону в зависимости от освещенности дороге, может дать такое обозначение памяти: память - это способность испытуемого животного долговременно сохранять информацию и реагировать на усвоенные сигналы соответствующим способом. Очевидно, что память человека не соответствует этому определению. Например, процессы памяти дипломата, взвешивающего смысл давней беседы с министром иностранных дел страны пребывания, отличатся от «реактивной» памяти крысы.
Определения памяти человека несколько другие. К примеру:
Память - процесс организации и сохранения человеком собственного прошлого опыта, позволяющий его повторное применение в деятельности.
Память - это совокупное психическое отображение прошлого взаимодействия человека с реальностью, информационный актив его жизнедеятельности.
Память - психическая функция хранения данных о стимулах, событиях, идеях, стандартах и т.д. уже после того, как оригинальные стимулы более никак не представлены.
Однако для того чтобы успешно оперировать понятием «память», исследуя различные её аспекты, схожих определений очевидно недостаточно. Память многолика, по этой причине термин «память» как правило применяют совместно с прилагательным (генетическая, ассоциативная и др.). Это предоставляет возможность установить четкие границы его применимости для каждого определенного случая.
Память существовала огромный ценностью для людей во все времена. Неслучайно еще в греческой мифологии уделено существенное внимание Мнемозине - богине памяти. Мнемозина была богиней первого поколения, дочерью Урана (неба) и Геи (земли) и согласно стихотворцу Гесиоду, она знает «об абсолютно всем, что было, есть и будет». Она считалась матерью девяти муз, родившихся от бога неба Зевса. Подчеркивая значимость памяти в жизни людей, русский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) подметил, что не будь у них памяти, они бы ощущали себя всю жизнь новорожденными, каждую минуту вновь познавая находящийся вокруг мир. Они были бы существами, никак не способным чему-то обучиться, чем-то овладеть. Не тайна, что люди, знаменитые всем своими значительными профессиональными качествами, обладали превосходной памятью.
Память представляет собой необходимым условием психического становления человека. Всевозможные изменения в его психике всегда основаны на предшествующих достижениях, на минувшем опыте, зафиксированном в памяти.
Благодаря памяти человек постигает целостность прошлого и настоящего, сохраняется единство человеческого "Я". В отсутствии определенного объема памяти неосуществимы интеллектуальная деятельность, воображение, формирование образов, ориентация в среде вообще.
Основные течения памяти - это хранение, распознавание, забывание и воспроизведение данных. Распознавание считается наиболее простым действием по сравнению с воспроизведением. Оно совершается при наличии предмета, в то время как воспроизведение - в его отсутствие.
Понятно, что человеку проще избрать из некоторых объектов тот, который он ранее видел, нежели вспомнить его со всей совокупностью отличительных черт.
Более сложный характер воспроизведения показывает и онтогенетическое становление памяти - распознавание людей, объектов зафиксировано уже у детей четырёх месяцев, а воспроизведение - у девяти месячных.
Целью многих исследований по изучению памяти было исследовать закономерности процессов забывания и хранения, так как непосредственно от них зависят наша ежедневная жизнь, способность к учебе, возможность ориентировки в распространенных ситуациях, наши воспоминания о прошлом в жизни. А все это во многом считается базой нашего самосознания, осознания целостности себя и собственного пути.
Немецкий ученый Г. Эббингауз (1850-1909), исследуя течения памяти, создал кривую забывания и продемонстрировал, что больше 60% данных забывается весьма быстро, уже через 3-4 часа после заучивания. А сохранившаяся информация сохраняется долгое время, почти всю жизнь. Последующие эксперименты выявили существование так называемого эффекта реминисценции, когда спустя какое-то время (приблизительно через 1-2 дня) вроде бы позабытая информация всплывает в памяти и остается в ней уже на долгое время. При этом чем более значимой является информация, тем интенсивнее проявление реминисценции.
Первоначальные попытки дать академическое пояснение памяти на психическом уровне предприняли ученые ассоциативного направления психологии. Основным определением ассоциативной психологии считается понятие ассоциации, означающее взаимосвязь, объединение.
Ассоциация считается неприменным принципом для абсолютно всех психических образований. Механизм ассоциации определяет взаимосвязи между впечатлениями, синхронно появляющимися в сознании. И в зависимости от обстоятельств, которые необходимы для их образования, ассоциации разделяются на 3 типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.
Ассоциация по смежности отображает в мозгу человека взаимосвязи между объектами и явлениями, которые следуют, друг за другом во времени (сопредельность во времени), либо находятся рядом друг с другом в пространстве (сопредельность в пространстве).
Она появляется, если человек вспоминает события, очевидцем которых он был при заучивании учебного материала и т.п.
Ассоциация по сходству появляется, если мозг отображает взаимосвязи между объектами, похожих между собой в каком-то отношении (неверное восприятие неизвестного человека как известного).
Ассоциация по контрасту отображает в мозге человека объекты и явления объективной реальности, связанные между собой противоположными свойствами (большой - маленький, забавный - печальный, стремительный - медлительный и т.д.). Выделяют кроме того причинно-следственные ассоциации, которые порождены потребностями познавательной деятельности и жизни человека. Они отображают не только схождение раздражителей в пространстве и времени, их схожесть и различия, но кроме того причинные взаимосвязи между ними и считаются причиной для логических и мыслительных построений.
Ассоцианизм как течение психологии, поясняя механизм различных видов ассоциаций, не смог пояснить того, чем обусловливается данный процесс, что и считается причиной его избирательности.
Новая концепция гештальт-психологии подвергла ассоциативную концепцию категоричной критике. Её главным определением стало понятие "гештальт", образ как цельно сформированная конструкция, не сводящаяся к сумме её отдельных элементов. В силу этого формирование взаимосвязей базируется на организации материала, определяющей и подобную структуру следов в мозге человека согласно принципу подобия по форме.
Соответственно учению русского физиолога И.П. Павлова (1849-1936), материальный носитель памяти - это гибкость коры больших полушарий головного мозга, её умение по образованию новых временных нервных связей, условных рефлексов. Физический механизм памяти - это формирование, укрепление и затухание временных нервных связей. Происходит запоминание и хранение не столько образа, сколько "следа", временных нервных связей, возникших в ответ на действие раздражителя. Физическое основание памяти и закономерности высшей нервной деятельности тесно связаны.
Концепцию о формировании временных нервных связей предполагает собой концепцию запоминания на физическом уровне. Условный рефлекс считается актом формирования взаимосвязей между новым и ранее закрепленным содержанием и представляет собой механизм акта запоминания. Важное значение для осмысления причинной обусловленности памяти имеет понятие подкрепления. Подкрепление - это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида.
В иных случаях - это стимул, мотивирующий действие или улучшающий его (к примеру, в случае негативного подкрепления). Подкрепление, таким способом, знаменует собой совпадение вновь сформировавшейся взаимосвязи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Таким образом, физическое понятие подкрепления, сопоставленное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физического и эмоционального плана разбора механизмов течения запоминания. Этот синтез определений, обогащая каждое из них, дает возможность заявлять, что по своей главной жизненной функции память ориентирована не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы значения, если бы не могло быть применено для того, что «будет».
Существуют также физическая и биохимическая теории памяти.