Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Мотивационные теории).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
Введение.
С учетом современных реалий стремительного развития бизнеса и экономики, тема мотивации и стимулирования сотрудников предприятий становится актуальнее. Рост экономики, развитие и изменение рынков в России привело к существенным изменениям в области людских ресурсов, формировании их ценностей и потребностей. Вследствие этих изменений, предыдущие системы управления, мотивации и стимулировании устарели и более не применимы для развития и роста бизнеса в современных условиях экономики страны. Для дальнейшего успешного развития компаний, предприятий и производств, требуется разработка новой, актуальной, а главное применимой к современным реалиям стратегии, опирающейся на мотивацию сотрудников, так как людской ресурс один из основных механизмов развития предприятия и получения прибыли.
На сегодняшний день существуют различные модели и способы управления предприятием, но не одна из них не сможет обойтись без грамотного планирования использования человеческого капитала. Одно из основных мест в построении корпоративной стратегии занимает кадровая стратегия и ее разработка. При разработке кадровой стратегии руководители должны в обязательно порядке опираться на современные теории менеджмента, для создания современной, стабильной системы внутри компании. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели мотивирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма отличаются по своей направленности и эффективности.
Понимание мотивов человека, что именно его подвигает к деятельности, что именно его заставляет действовать так или иначе, дает возможность создать эффективную и современную модель системы мотивации для побуждения деятельности и развития сотрудника компании. Для успешного использования и грамотной работы с мотивационной системой, нужно знать, как появляются мотивы сотрудников, что нужно сделать для приведения их в действие.
На данный момент существует множество теорий мотивации, как зарубежных, так и отечественных, но с этим существует и проблема их использования в компаниях. Многие руководители недооценивают важность создания системы мотивации. Пока не существует какой-либо универсальной, стабильно работающей мотивационной модели. В любом случае приходится искать те или иные альтернативы для воплощения в жизнь.
Цель работы заключается в изучении теоретических основ мотивации и анализе применения теорий мотивации сотрудников компании на примере торговой компании ООО «Евросеть-Ритейл». Задачи поставленные перед выполнением работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
- изучить методы мотивирования персонала;
- рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
- разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.
Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования, используемые в управлении персоналом.
1.Мотивационные теории.
1.1. Понятие мотивации.
На протяжении долгого времени изучением вопроса мотивации занимаются многие ученые, психологи, философы, педагоги и менеджеры, но несмотря на это, вопрос изучен не полностью. До сих пор не существует общепринятого единого определения этого процесса. Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой. Исходя из вышеперечисленного, можно подытожить и дать следующее определение:
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.[1]
Для более глубоко понимания вопроса мотивации, нужно выделить следующие термины:
Мотивы (motiv) – это осознанные индивидом побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей, отвечающие на вопрос: «Ради чего эта деятельность совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.[2]
Таким образом, получается, что мотив это причина, независимый повод сделать что-либо, некий стимул. Мотив это основная и главная составляющая мотивации. Для создания системы мотивации первостепенно следует определить истинный мотив. Мотивация требует постоянного поддержания, так как мотивы постоянно меняются в зависимости от самого работника, сформированной задачи и отведенного времени. Менеджер должен постоянно искать мотивацию для сотрудников, гибко ее менять с учетом динамики обстоятельств, делая выполнение определенной работы определенным работником привлекательным.
Совокупность мотивов определяют поведение человека. Отсюда мотивационная структура сотрудника является основой претворения им в жизнь определенных действий. Структура мотивации характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна осознанно изменяться, в зависимости от воспитания человека, образования, национальной принадлежности и других факторов. Все мотивы работника выходят из его потребностей, как простейших физиологических, так и из более сложных психологических. Потребность– это, наличие у человека некоего физиологического или психологического «дефицита», который обусловливает желательность достижения этим человеком определенного результата.[3]
Мотивирование сотрудников одна из важнейших задач менеджера. Для выполнения задачи, менеджер воздействует на работника для побуждения его к рабочим действиям, стимулируя его мотивы, которые могут быть как внешние, так и внутренние. Выполнение работы сотрудником зависит от мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии сотрудника и задачи, а так же мотивов, возникающих при открытом взаимодействии сотрудника и задачи (внешняя среда использует мотивы, побуждающие сотрудника решать задачи). Таким образом, внутренний мотив появляется при столкновении сотрудника с поставленной задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, развития и т.д. Примером внешнего мотива можно привести оплату, правила поведения, устав компании, должностные инструкции и многое другое.
Многие мотивы одновременно являются и внутренними и внешними одновременно. Четкого разделения нет. Например, сотруднику компании поручают выполнить работу, с которой он никогда раньше не сталкивался. Он с большим рвением берется за ее выполнение, так как его интересует выполнение амбициозной задачи (внутренняя мотивация), а работодатель в свою очередь выписывает премию, так сотрудник хорошо справился с поставленной задачей (внешняя мотивация). Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Конечно, мотивация оказывает большое значение на выполнение работы, но между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности нет прямой зависимости. Бывает так, что сотрудник, имеющий высокий уровень мотивации и ориентированный на качественное выполнение своей работы, имеет худшие результаты, чем сотрудник, имеющий более низкий уровень мотивации. На отсутствие этой связи влияет масса факторов, таких как уровень квалификации, правильность поставленной задачи, получение обратной связи и много другое. Любой мотивационный процесс начинается с удовлетворения физиологической или психологической потребности, которая создает мотив, направленный на достижение определенной цели или получения вознаграждения. Единой общепризнанной классификации мотивов еще нет, но условно их можно разделить следующим образом:
«Первичные мотивы»- это мотивы, обозначены двумя критериями: быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого, самыми обычными из первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стремление избежать боли и материнский инстинкт. С точки зрения физиологии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потребности.
«Общие мотивы» - это врожденные, но не обусловленные физиологией мотивы. В то время как первичные мотивы стремятся снизить напряжение, общие мотивы побуждают человека к усилению стимулирования, поэтому иногда их называют стимулирующими. К ним относят такие мотивы, как любопытство, желание манипулировать, привязанность и т.д.
«Вторичные мотивы» являются самыми значимыми. В ходе развития человеческого общества и экономики, первичные и, в меньшей степени, общие мотивы при мотивации поведения уступают приобретенным вторичным. К ним относятся такие мотивы, как потребность в причастности, потребность в безопасности, потребность в статусе, потребность во власти и т.д. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бороться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, живущих в экономически развитых странах.
Как правило, какие-либо действия человек выполняет под влиянием не одного мотива, а комплекса тех или иных мотивов. Все зависит от степени побуждения мотива. Чем сильнее мотив, тем он больше стимулирует. Если у человека задействовано сразу несколько мотивов, то его мотивация становится намного сильнее. Так же, если затронуть еще и дополнительные мотивы, то мотивация усиливается. Разные человеческие потребности создают разные человеческие мотивы, однако одни мотивы имеют более существенное влияние на мотивацию индивида, а другие действую только при стечении особых обстоятельств. Основные мотивы, движущие человеком:
Мотив самоутверждения – в первую очередь связан с чувством собственного достоинства. Для получения определенного статуса в обществе человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит. Таким способом он добивается признания, он показывает результат, что бы его ценили и уважали.
Мотив власти – связан с желанием человека влиять на других людей и является одним из главных двигателей человеческих действий. Сотрудник готов много и усердно работать, для получения хотя бы малейшей возможности влиять на свой коллектив. Если мотив власти у сотрудника преобладает, то это может оказаться губительно, как для результата проекта, так и для всей компании в целом.
Мотив саморазвития – это один из самых важных мотивов. Он побуждает человека к работе над собой, над своими знаниями и умениями. Этот мотив движет человека к полной реализации своих способностей. Если правильно актуализировать у сотрудника такой мотив, то сила его мотивации увеличится в разы, и это будет приносить несомненную пользу.
Мотив достижения – это мотив, благодаря которому, человек стремится достичь высокого результата. Как правило, этот мотив проявляется при выборе более сложных задач и их выполнении. Сотрудник с высоким уровнем мотивации достижения, старается получить высокий результат и активно работает для получения желаемого результата.
Просоциальные мотивы – это общественно значимые мотивы. Это мотивы, при действии которых, сотрудник ощущает себя частью коллектива, осознает масштаб и ответственность вверенной команде работы. Такие сотрудники, как правило, ответственны, лояльны к стандартам компании и поставленной задаче, признают ценность компании и стремятся выполнить поставленную задачу. Они считают, что от их труда и усилий зависит достижение поставленной цели.
Аффилиативный мотив – это мотив побуждающий поддержание отношений с другими людьми, причем это общение, которое нравится человеку и приносит удовлетворение. Аффилиативное общение связано с поиском и созданием близкого круга общения.