Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
- ассоциативную,
- автобиографическую.
Генетическая (биологическая) память - это память на биологические события большого эволюционного периода человека как вида.
Она обусловливается механизмом наследственности и оставляет склонность человека к стандартам действия и определенным видам поведения в определенных ситуациях. Непосредственно через генетическую память передаются инстинкты, элементарные врожденные рефлексы и даже элементы физического облика человека. Эпизодическая память сохраняет отдельные фрагменты данных с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (место, время, способ). К примеру, человек в поисках покупок обозначил конкретный маршрут обхода торговых зон, фиксируя оптимальные предметы по участкам расположения, отделам магазинов, этажам и личностям продавцов, которые там работают.
Репродуктивная память - это повторное воспроизводство путем припоминания сохраненного прежде оригинального предмета. К примеру, художник по памяти рисует (на основе припоминания) картину лесного пейзажа, которую он наблюдал, находясь в творческой командировке. Установлено, к примеру, что И.К. Айвазовский (1817-1900) все свои полотна творил по памяти. Реконструктивная память заключается не столько в воспроизводстве предмета, сколько в восстановлении нарушенной последовательности стимулов в её первоначальной форме. К примеру, инженер-технолог восстанавливает по памяти утерянную технологию производства сложной детали. Ассоциативная память базируется на любых установленных функциональных взаимосвязях (ассоциациях) между запоминаемыми предметами. К примеру, человек, проходящий мимо кондитерского магазина, вспоминает, что дома ему поручили купить продукты на ужин. Автобиографическая память - воспоминания о событиях собственной жизни (в какой-то мере её возможно отнести к разновидности эпизодической памяти). Все виды памяти, хотя и относятся к разным классификационным основаниям, непосредственно связаны между собой. К примеру, качество работы кратковременной памяти определяет уровень эффективности долговременной памяти.
В то же время объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, вернее запоминаются человеком.
3. Процессы памяти
Выделяют следующие процессы памяти:
- Запоминание - процесс памяти, в результате которого новое закрепляется путем его связывания с ранее приобретенным; запоминание всегда имеет избирательный характер - в памяти человека сохраняется не все, что воздействовало на его органы чувств, а только то, что имело значение для него или вызвало у него интерес и наибольшие эмоции;
- Сохранение - процесс переработки и удержания информации;
- Воспроизведение - процесс извлечения из памяти ранее сохраненного материала;
- Забывание - процесс избавления от давно полученной и редко используемой информации.
Как ранее говорилось, запоминание образов в памяти имеет избирательный характер. Человек лучше запоминает предметы, сопряженные со значимыми для него целями, мотивами и способами деятельности. Процесс запоминания (и сама память), бывает произвольный и бессознательный (в зависимости от присутствия либо отсутствия цели при запоминании), кратковременный, оперативный и долговременный (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).
Выделяют еще ассоциативное запоминание (воспринимаемый образ связывается с каким-либо иным образом); осмысленное усвоение (основными являются процессы мышления и осознания логических взаимосвязей между воспринимаемыми объектами либо их элементами); механическое усвоение (является результатом простых неоднократных и монотипных повторений по восприятию образа).
Сохранение - это процесс удержания данных в памяти, её переработки и преобразования. Информация должна содержаться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она как правило значима для него. Данный процесс исполняется бессознательно, не подчиняется волевому контролю и регулированию.
Подтверждено, что активная обработка данных осуществляется во сне. Имеется предположение, что память человека сохраняет все без исключения богатство его жизненного опыта, однако человеческое сознание попросту не способно отобразить всю накопленную информацию, не имеет доступа к ней. Согласно иной гипотезе, сохранение какого-либо материала в памяти запрашивает его регулярного пере структурирования, реорганизации под воздействием нового опыта. Мозг совершает статистический анализ прибывающей информации, в следствии которого делается возможной оценка вероятности соответствующих происшествий и, таким образом, составление плана собственного поведения.
Существуют несколько форм сохранения информации в памяти, их названия совпадают с соответствующими видами памяти:
- реконструктивное,
- репродуктивное,
- эхоическое,
- эпизодическое.
Реконструктивное сохранение данных осуществляется в долговременной памяти. Тут информация подвергается изменениям в подробностях, удерживая при этом единые признаки (из памяти пропадают незначительные части материала, последовательность событий и др.). Восстановление обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.
Репродуктивное сохранение данных базируется на запоминании уникального компонента объекта.
Эпизодическая форма сохранения данных связана с фиксацией эпизодов, которые касаются времени, места и обстоятельств её приема.
Эхоическое сохранение данных весьма недолговременно: уже после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется всего от двух до трёх секунд.
Воспроизведение - это актуализация в сознании прежде сформированного психологического содержания (идеи, образа, эмоции) в обстоятельствах недоступности внешних актуально улавливаемых указателей на это содержание.
Воспроизведение может быть в произвольной и непроизвольной конфигурациях. Произвольная модель подразумевает постановку репродуктивной задачи в соответствии с определенной целью. При непроизвольной форме проблема решается в отсутствии заранее установленной цели под воздействием мыслей, взглядов и эмоций, появляющихся в нынешний момент. Воспроизведение производится путем извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную память.
Воспроизведение и запоминание процессы несовместимые: человек способен в определенный момент времени реализовывать либо один процесс, либо другой.
Существуют следующие виды воспроизведения:
- Узнавание - воспроизведение образа или при его повторном восприятии (узнавание по памяти), или на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
- Реминисценция - слабо изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда большое) время после ее получения (например, сложный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, часто воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- Припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через двадцать четыре часа);
- Воспоминание - это воспроизведение информации, которое касается прошлого из жизни человека.
Погрешности воспроизведения непосредственно связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация - склонность человека вносить в воспроизводимую информацию элементы, сопряженные с предыдущим опытом, ожиданиями и т.д.
Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
- Высокому - человек не может сам восстановить образ объекта, но относительно просто делает это после повторного опыта;
- Среднему - полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко выполняется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы он восстановил в памяти почти все написанное);
- Низкому - человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Как выявили исследования памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.), скорее изглаживаться из памяти информация, которой принадлежит второстепенная значимость в содержании. Длительнее удерживается информация, несущая главную смысловую нагрузку. Высокие темпы забывания имеют место сразу после зазубривания материала. Для того чтобы продолжительно удержать в памяти информацию важно с самого начала предоставить качественное её запоминание и закрепление с помощью повторения в первые дни после того, как она была получена.
Важное условие результативного запоминания - это осознанность и понимание того, что является его предметом
Каждый человек имеет свои индивидуальные отличия памяти, проявляющиеся в разных сферах его мнемической деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в точности, скорости, качестве запоминания и готовности к воспроизведению информации. Скорость запоминания информации определяется количеством повторений, которое необходимо для запоминания нового материала.
Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.
Прочность запоминания выражается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания).
Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимую информацию.
Индивидуальные отличия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности.
Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, это обусловливает точность и прочность запоминания информации.
При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что отражается на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны определенные привычки - точность, аккуратность, ответственность, то отрицательные проявления, которые обусловлены типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.
Индивидуальные отличия памяти могут проявляться и в том, какой материал лучшее запоминается - образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой.
В связи с этим в психологии различают наглядно - образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти. Эти типы памяти обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главную роль играют условия жизни и требования профессиональной деятельности.
Например, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, музыкантов, писателей, словесно-абстрактный - у философов, ученых.
Смешанный тип памяти встречается у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.
В учебной работе важно учитывать индивидуальные отличия памяти, чтобы можно было максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память.
Заключение
Делая заключение по данной теме, можно отметить основное. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвуют много разных процессов. Вот, к примеру, П. Линдсей и Д. Норман полагают, что существует три разных типа памяти, либо три её системы, первая - как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая - кратковременная память, и наконец третья - долговременная память.
Наш психологический мир разнообразен и многосторонен. Благодаря значительному уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы храним приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление либо движение оставляют в нашей памяти известный отпечаток, который способен сохраняться довольно продолжительное время и при определенных обстоятельствах проявляться снова и становиться предметом сознания.
Непосредственно благодаря памяти человек в состоянии копить информацию, не утрачивая прежних познаний и навыков. Память занимает особенное место среди психологических познавательных процессов. Многочисленными учеными память характеризуется как «сквозной» процесс, предоставляющий преемственность психических действий и объединяющий все познавательные процессы в общее целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данный период объект либо явление воспринимались в минувшем, называется узнаванием.
Но мы можем не только распознавать объекты. Мы можем вызвать в нашем знании облик предмета, который в этот момент мы никак не воспринимаем, однако воспринимали его ранее. Данный процесс - процедура воссоздания образа объекта, воспринимаемого нами прежде, однако не воспринимаемого в этот момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только лишь воспринимаемые в прошлом объекты, но и наши мысли, переживания, стремления, выдумки и т.д.