Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда (КСО компании Henkel).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, никакого экономического обоснования, кроме стремления решить какие-либо финансовые проблемы за счет работников, в данной ситуации не существует. Необходимо подчеркнуть, что экономические исследования (правда, непосредственно не упоминая об этом) исходят из того, что заработная плата должна расти как в связи с ростом производительности труда, так и в связи с инфляционными процессами, а также увеличением стоимости рабочей силы в силу поступательного экономического развития. Поэтому замедление темпов роста заработной платы или ее стагнация воспринимаются как крайне негативные, тревожные экономические явления. Вопрос о возможности уменьшения оплаты труда рассматривается лишь применительно к реальной заработной плате в масштабах национальной экономики.

1.2 Стандарты корпоративной социальной ответственности

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. Это добровольная обязанность предпринимателей – проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как: развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества и добросовестная деловая практика.

Первое направление – развитие персонала – это направление социальных программ компании, которые проводятся в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников.

В числе социальных программ по развитию персонала компании могут использоваться следующие направления деятельности: обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п.

Второе направление – охрана здоровья и безопасные условия труда – это направление социальных программ компании, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных по отношению к законодательно закрепленным норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах.


Программы в рамках данного направления социальной активности компании, как правило, охватывают следующие сферы деятельности: охрана труда и техника безопасности, медицинское обслуживание персонала на предприятии, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, поддержание материнства и детства, создание эргономичных рабочих мест, профилактика профессиональных заболеваний и т. п.

Третье направление – социально ответственная реструктуризация – это направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании (обычно проводятся информационные кампании, освещающие предстоящие структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, осуществляются компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение, и т. п.).

Четвертое направление – природоохранная деятельность и ресурсосбережение – осуществляется по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по озеленению и «субботники» компании и т. п.

Пятое направление – развитие местного сообщества – осуществляется на добровольной основе, внося вклад в развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях и т. п.

Шестое направление – добросовестная деловая практика – имеет целью содействие принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании. Это информационная открытость в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса – например, распространение табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним, а также сотрудничество с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими общественными организациями.


Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь, это увеличивает доверие общества, инвесторов и акционеров к компании, и тем самым повышается конкурентоспособность бизнеса. Социально ответственный бизнес способствует созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.

Корпоративная социальная ответственность регламентируется международным стандартом «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). SA 8000 по значимости стоит в одном ряду со стандартами управления качеством (ИСО 9000), управления охраной окружающей среды (14001). В отличие от двух последних стандартов SA 8000 содержит базовые требования по социальной ответственности корпоративных структур. Идеологической основой стандарта SA8000 являются принципы, заложенные в 12 международных конвенциях МОТ. Они касаются принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д., а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников (см. подробно Приложение 1).

Стандарт ISO 26000. Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности.

14 февраля 2010 г. было завершено голосование национальных органов по стандартизации в пользу получения статуса окончательного проекта международного стандарта ISO/DIS 26000. Планируемой официальной датой публикации стандарта ISO 26000, как международного стандарта ISO, является конец 2010 года.

Стандарт ИСО в области социальной ответственности поможет на практике определять и реализовывать цели по достижению устойчивого развития. Он будет включать в себя информацию о современном состоянии социальной ответственности; принципы социальной ответственности, применимые к организациям; определение набора принципов социальной ответственности на основе анализа различных источников и руководство по этим принципам; руководство по практической реализации социальной ответственности в организациях, включая политику, практику, подходы, оценку деятельности, отчеты, а также перечень документов, которые необходимо использовать совместно с данным стандартом, и определение терминов, упоминаемых в стандарте.


Социальная отчетность является отображением социальной ответственности организации. Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по этим трем направлениям; вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения; получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ; создавать основу для разработки стратегии развития компании.

Лидерами в российском списке ежегодного рейтинга корпоративной социальной ответственности AccountAbility Rating-2008 из 50 крупнейших российских компаний в 2008 году стали компании ГМК «Норильский никель», МХК «ЕвроХим», НК «Лукойл», ОАО «РЖД» и СУЭК.

Международный рейтинг AccountАbility Rating – рейтинг социальной ответственности 100 крупнейших компаний мира по обороту (согласно списку Fortune), составляемый международным экспертным центром AccountAbility и британской консалтинговой группой csrnetwork. Российскую версию рейтинга по лицензии составляет Международное проектное бюро "Деловая Культура" при экспертной поддержке компании Pricewaterhouse-Coopers.

Рейтинг оценивает уровень корпоративной социальной ответственности компаний с точки зрения стратегии, управления, взаимодействия с обществом, результативности, соответствия международным стандартам.

Исследование показало, что, хотя средний балл российского Рейтинга Корпоративной Социальной Ответственности пока существенно отстает от глобального, отечественные лидеры показали результаты, близкие к результатам лучших мировых компаний. Это говорит о том, что российские компании становятся все более заметными на международных рынках, фигурируют в списках крупнейших компаний мира, участвуют в крупных международных проектах, рассматривают планы альянсов с ведущими глобальными игроками.

Глава 2 Анализ направлений социальной ответственности компании Henkel

2.1 Описание объекта исследования


На протяжении более 130 лет компания «Хенкель ведет свою деятельность согласно принципам устойчивого развития. Устойчивое развитие - неотъемлемая часть политики компании. С помощью наших брендов и технологий, а также как работодатель, мы стараемся удовлетворить потребности людей сегодня, не подвергая риску возможности расширения перспектив для будущих поколений.

Каждый день миллионы покупателей и потребителей во всем мире выбирают бренды компании «Хенкель» и качество «Хенкель». Продукты и технологии являются важным вкладом в развитие общества. С их помощью «Хенкель» оказывает поддержку охране климата, сохранению ресурсов, содействуем социальному прогрессу.

В дальнейшем «Хенкель» также будет стремиться к устойчивому развитию всей компании в мировом масштабе. Сотрудники компании в разных странах мира несут ответственность за достижение этой цели, каждый в своей сфере влияния. Каждый сотрудник осуществляет важный вклад в общее дело.

Компания «Хенкель» достигла успеха благодаря 48 000 сотрудникам, работающим в разных странах мира. Сотрудники компании творчески мыслят, обладают предпринимательскими способностями, стремятся найти верное решение и всегда готовы к поиску решений новых задач. Мы стремимся привлечь наиболее талантливых людей для работы в нашей компании. Международная подготовка, инновационные возможности обучения в процессе работы, возможность принять на себя ответственность за деятельность компании даже на ранних этапах карьеры - это лишь несколько из множества возможностей, которые «Хенкель» предлагает талантливым сотрудникам.

Одной из существующих целей компании «Хенкель» является постоянное улучшение качества работы, как результат-удовлетворение наших Клиентов. Для этого в компании рады видеть настоящих профессионалов.

Работа в компании «Хенкель» - это отличная возможность совершенствовать свои профессиональные навыки и получить новые.

В компании была разработана и реализуется система обучения, направленная на грамотное применение материалов и технологий Henkel, в том числе для подготовки оснований и укладки напольных покрытий. Разработаны специализированные программы, рассчитанные на разный уровень обучаемых, - как на новичков, так и на профессионалов различной "продвинутости". Реализуются они как в рамках созданных учебных центров, где проводятся теоретические и практические занятия, а также занятий в рамках технического сопровождения продаж, когда обученные в учебных центрах специалисты проводят индивидуальное обучение клиентов и партнеров компании.