Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1. Сущность финансовой политики государства
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
2. Реализация финансовой политики в РФ
2.1. Финансовая политика России на современном этапе
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
Введение
Эволюционное развитие общественных отношений требует согласованных действий всех ветвей власти внутри страны, гармоничного сочетания экономических механизмов и совершенствования социальных процессов, обеспечения их эффективного функционирования с целью достижения стратегических целей.
На этом пути ключевую роль играет финансовая политика государства, которая является воплощением интересов населения, предприятий, инвесторов, органов власти всех уровней, политической элиты страны и тому подобное. Государство, формируя и реализуя финансовую политику, концентрирует внимание субъектов хозяйствования прежде всего на создании финансовых ресурсов, их эффективном распределении и использовании.
По уровню реализации финансовая политика имеет три вектора: 1) уровень предприятий, организаций, собственно субъектов хозяйствования; 2) общегосударственный; 3) международный. Главной целью любого из этих уровней является формирование системы управления финансами, которая бы полностью отвечала задачам, которые стоят перед страной в плане реализации тактики и стратегии действий.
Осуществление финансовой политики государства направлена на обеспечение высокого уровня социально-экономического развития. Эта политика является ключевым элементом, составной общегосударственной экономической политики. В ней определяются источники наполнения финансовых ресурсов, направления их использования в соответствии с приоритетами развития экономики и формируется система эффективного управления финансами для стимулирования с помощью финансовых инструментов социально-экономических процессов.
В научных кругах нет единого мнения относительно толкования термина «финансовая политика», поскольку это достаточно сложное и многогранное понятие. Его рассматривают как часть экономической политики государства, правительства; направление в использовании финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и применении государственного бюджета, налоговом регулировании, управлении денежным оборотом, регулировании курса национальной валюты.
По мнению А. Д. Василик, финансовая политика государства - достаточно сложная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти, которая охватывает мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения ее экономического и социального развития.
По определению И. Я. Чугунова, финансовая политика - ядро экономической политики, отражает ее финансовые взаимоотношения с субъектами предпринимательства и гражданами.
С. А. Маслова и А. А. Опалый утверждают, что финансовая политика - это комплекс государственных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование финансов и финансовой системы.
По нашему мнению, финансовая политика - это стратегический курс развития государственных институтов и органов, которые нацелены на формирование доходов и эффективное использование финансовых ресурсов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
К сожалению, нынешнее состояние реализации финансовой политики является не слишком успешным, что проявляется в различных сферах общественной жизни, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве, предоставлении медицинских услуг, развития современной инфраструктуры и тому подобное. Неспособность оперативно реагировать на социальные и экономические вызовы приводит к замедлению социально-экономического развития.
Проведение недостаточно обоснованных тактических мероприятий и отсутствие четкой стратегии развития, отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике и социальной сфере свидетельствуют о ее несогласованности с современными реалиями.
Вопрос финансовой политики рассматриваются в научных трудах О. Д. Василика, Б. А. Карпинского, В. П. Кудряшова, С. А. Масловой, А. А. Опалова, И. Я. Чугунова и др. Однако сдерживания динамики социально-экономического развития убеждает в необходимости дальнейших научных поисков в этом направлении.
Целью курсовой работы является анализ проблем, влияющих на уровень реализации финансовой политики, и определение путей их решения.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
- проанализировать реализацию финансовой политики в РФ;
- разработать мероприятия по модернизации финансовой политики РФ путемприменения инструментов денежно-кредитной политики.
Объектом исследования является финансовая политика.
Предметом исследования являются теоретические аспекты в области финансовой политики.
Информационную базу составилитруды отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Энергетическая политика является одной из важных составляющих национальной и региональной политики, необходимым условием обеспечения устойчивого развития государств и их отношений между собой. Эффективная реализация энергетической политики коренным образом влияет не только на экономическое положение стран, а на государства в целом, политическую сферу жизни общества, что и обусловливает научную актуальность этого вопроса. Именно содействие и достижения стабильной атмосферы в энергетическом секторе Евразии, где отношения между основными субъектами строились бы в первую очередь на принципах равенства и взаимодействия, являются важными аспектами данного вопроса.
Именно с начала XXI века чиновники РФ и КНР все больше отмечают формулу стратегического партнерства. Все чаще звучат призывы к интенсификации политического диалога между двумя государствами путем углубления экономических связей. Среди таких связей ключевыми называют именно энергетические проекты, учитывая богатый потенциал углеводородов в регионе Дальнего Востока России и растущий спрос мощной экономики Китая на энергоносители [1, с.9 -12]. Таким образом, восприятие обеими сторона энергетического фактора как возможного детерминанта многих сфер их двустороннего взаимодействия является логическим следованием общемировых тенденций по экономизации политики.
Российская специфика в энергетическом секторе заключается в том, что вся макроэкономическая ситуация в стране завязана в большой степени на топливно-энергетическом комплексе страны, причем государство не только не хочет минимизировать такую зависимость, но и поощряет такие тенденции. Это, в частности, видно по Энергетической стратегии РФ до 2030 года, принятой российским правительством в ноябре 2009 года, в которой зафиксировано, что запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс является инструментом внутренней и внешней политики [2].
По разным данным, доходы от экспорта топливных ресурсов РФ составляют от 40% до 60 % всего государственного бюджета страны [3, с.146]. Учитывая такую большую ставку, которую делает Россия по своему топливно- энергетическому комплексу, совершенно понятно желание обезопасить себя от различных внешних опасностей. Это и потрясения и колебания на энергетическом рынке, и изменение конъюнктуры от рынка производителей в пользу рынка потребителей (при котором именно импортеры диктуют цены и условия), и политические факторы и геополитические соображения основных актеров при выработке тех или иных энергетических проектов.
Одним из основных путей ограждения себя от внешних угроз Россия рассматривает в диверсификации своих экспортных маршрутов. Как известно, большинство поставок российской нефти и почти весь объем природного газа, экспортируемого направлены на Запад - в страны Европы. Поэтому, в частности, в Энергетической стратегии до 2030 года говорится о намерении ускорить разработку месторождений на востоке России для экспорта топливных продуктов в восточном направлении в Азиатско-Тихоокеанский регион [2]. Задекларировано намерение диверсифицировать энергетические поставки от ЕС абсолютно обоснованным решением государственного руководства РФ. Во-первых, это даст России определенной гибкости в процессе торговли энергоресурсами, при котором РФ будет выбор выбирать из партнеров отдельные выгодные себе проекты. Во-вторых, энергетические потребности восточных и юго-восточных соседей РФ (прежде КНР) будут расти значительно более быстрыми темпами, чем как ожидается в европейских странах. В-третьих, такое желание диверсификации является естественным ответом на различные европейские энергетические транспортные проекты в обход России для уменьшения своей зависимости от российского монополиста.
Китай же выстраивает свою политику с позиций крупного импортера и потребителя энергоносителей обусловливается, во-первых, быстрыми экономическими темпами предыдущих лет, порождают рост энергоемкости народного хозяйства, и, во-вторых, недостаточностью собственных запасов для удовлетворения производственных потребностей. С 1993 года КНР стала вторым по объему потребителем нефти после лидера в данной сфере США, и третьим по величине импортером этого вида природного топлива после США и Японии.
Согласно Мировому энергетическому обзору МЭА (World Energy Outlook of the IEA), прогнозируется к 2030 году увеличение потребности в 16,5 миллионов б/д, а следовательно, зависимость КНР от импортируемой нефти достигнет почти 80 %. Аналогична ситуация и с природным газом: МЭА прогнозирует потребность КНР в объеме 238 кубических метров, что будет превышать его внутренняя добыча объемом 111 кубометров более чем на 50 % [3, с. 152].
Как и в России, функции китайского ТЭК жестко подчинены целям обеспечения высокой динамики развития всех сегментов национальной экономики, поддержания социально-экономической стабильности и усиления военно-политической мощи страны. При этом, основными задачами энергетической политики Китая были и остаются следующие:
- Поэтапное расширение внутренней сырьевой базы национального ТЭК;
- Ускоренная технологическая модернизация отраслей ТЭК;
- Диверсификация национальной энергетики в плане максимально эффективного использования всех видов энергоресурсов [4, с.4].
Диверсификация со стороны Китая диктуется, как и в случае с РФ, несколькими факторами. Во-первых, ввиду того, что основными экспортерами нефти в Китай являются страны Ближнего Востока и Африки, то топливные ресурсы перевозимые морским транспортом, является весьма ненадежным методом с рисками крупных потерь и возможных экологических катастроф. Во-вторых, нестабильность политических режимов многих стран - импортеров не позволяет китайскому руководству полностью довериться на бесперебойные поставки топлива. И, в-третьих, диверсификация экспортеров нефти и газа предоставит Китаю большей маневренности и гибкости на мировых рынках энергоносителей, что позволит прямо или косвенно влиять и ценообразования с основными партнерами.
Следует также отметить, что Россия занимает лишь пятое место среди поставщиков природного топлива в КНР, не дает основания говорить о первостепенном значении РФ для энергетического обеспечения Китая [4, с.3]. КНР рассматривает российский потенциал как только один из вариантов диверсификационной политики, давая четко понять, что даже при увеличении объемов закупки, подписание многочисленных контрактов, разработки инфраструктурных проектов и интенсификации энергетического диалога, на зависимость от одного поставщика топливных ресурсов КНР никогда не пойдет. Это, в частности, становится заметным по активизации переговоров по поставкам и транзиту топливных ресурсов республик Средней Азии, Китаем рассматриваются также как гарантия обеспечения концепции энергетической «многовекторности». Именно в этом регионе сталкиваются интересы КНР и Российской Федерации, которая также принимает данные территории как возможность выхода на новые рынки и укрепление своих геополитических позиций. Таким образом, кроме и так непростых и неоднозначных двусторонних отношений в энергетической сфере между РФ и КНР, на них накладывается еще и достаточно большой пласт центральноазиатских отношений, в которых в равной степени вовлечены и заинтересованы эти два актера.
Регион Центральная Азия является достаточно сложным с точки зрения пересечения там геополитических интересов многих игроков современных международных отношений. Так, для России Центральная Азия является, безусловно, регионом большого стратегического значения и сферы ее интересов. Такое видение этого пространства является естественным продолжением политики времен СССР, состоит на современном этапе в продвижении различных реинтеграционных проектов на постсоветском пространстве. Таким образом, России является важной в центральноазиатском регионе именно политической составляющей, как стержень к утверждению своего регионального лидерства. Однако, эта цель реализуется, среди прочего, и экономическими механизмами взаимодействия с бывшими союзными республиками.
Китай же с начала 90-х годов последовательно развивает экономическую модель сотрудничества со странами региона, преимущественно сосредотачиваюсь на ее энергетической составляющей. Стремительно наращивая экономическое присутствие в топливно-энергетическом секторе центральноазиатских государств, КНР пытается обеспечить собственную безопасность и удовлетворить свои с каждым годом растущие энергетические потребности. Хотя такая политика носит в первую очередь эндогенный характер, она становится в определенной степени и экзогенной для других заинтересованных сторон в регионе. На этой почве и происходит пересечение их интересов, что приводит к восприятию друг друга в качестве соперников.