Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1. Сущность финансовой политики государства
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
2. Реализация финансовой политики в РФ
2.1. Финансовая политика России на современном этапе
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
Финансовая политика претерпевает вред и из-за несовершенной бюджетной политики, которая характеризуется низкой эффективностью использования бюджетных ресурсов[6].
Дееспособность финансовой политики в значительной степени зависит от управленческих решений, которые принимают уполномоченные лица в органах власти государственного или местного уровня, осуществляя бюджетную политику для воплощения стратегической цели. То есть управленческие решения - основа успешных шагов эволюционного развития и улучшения жизни. Однако обеспечить их эффективность достаточно сложно[7].
Как показывает зарубежный опыт, обеспечение эффективности функционирования общественного сектора и деятельности местных органов власти является главной целью работы правительства. Например, правительство Великобритании отчитывается по показателям повышения эффективности деятельности местных администраций. Понятие «эффективность» толкуется как оптимальное использование финансовых ресурсов местных органов власти для предоставления общественных услуг согласно соответствующим приоритетам. Однако показатель сокращения расходов (экономия средств) на предоставление услуг не всегда свидетельствует об эффективном применении финансовых ресурсов. К показателям эффективности относятся: уменьшение использования человеческих, имущественных, финансовых ресурсов в условиях обеспечения того же объема общественных услуг, улучшения их качества или роста вложенных ресурсов пропорционально улучшенному качеству услуг[8].
По нашему мнению, чтобы обеспечить эффективность реализации финансовой политики, необходимо, чтобы она была четко регламентированной, с элементами жесткости и принципиальности, но в то же время справедливой и эффективной, нацеленной на результат для стимулирования экономического роста, защиты национальных интересов и привлекательной для субъектов хозяйствования иностранных стран. Она не может быть догмой, а, наоборот, все время должна корректироваться с учетом социально-экономической ситуации.
Следует четко задекларировать на государственном уровне научно обоснованную концепцию развития финансовой политики, определив приоритеты отраслей, сфер экономики. Это дало бы возможность более эффективно использовать финансовые инструменты и ограниченные финансовые ресурсы на приоритетных направлениях[9].
В сфере бюджетной политики необходимо установить обратную связь между поставщиком средств и получателем, осуществляя постоянный контроль и мониторинг выполнения бюджетных программ, программ приоритетов регионов, социально-экономического, культурного развития и тому подобное. Своевременное выявление причин невыполнения мероприятий программы, а также их немедленное устранение можут способствовать рациональному использованию бюджетных средств[10].
Залогом успеха финансовой политики является разработка реальных макропоказателей на следующий бюджетный период и их неукоснительное выполнение. Стоит существенно усилить ответственность распорядителей и получателей средств за нарушение бюджетной дисциплины, соблюдение принципов рационального и эффективного использования бюджетных средств во всех сферах экономики.
Реконструкция финансового механизма возможна при условии усиления влияния на эффективность общественного производства и оптимизации использования финансовых ресурсов в контексте развития рыночных отношений[11].
Эффективная реализация бюджетной политики позволит качественнее выполнять задачи финансовой политики, двигаясь в «фарватере» общей экономической политики страны. Все ее составляющие должны функционировать слаженно, как единое целое, только тогда можно надеяться на значительные сдвиги в социально-экономической жизни страны и придать новый импульс развитию.
Итак, результативность финансовой политики России является незначительной из-за несоответствия современным потребностям общественного развития. Одной из главных проблем реализации финансовой политики является необеспечение высокой эффективности использования бюджетных средств с целью достижения лучших показателей социально-экономического развития. Несовершенный бюджетный механизм негативно влияет на финансовую политику, а следовательно, сдерживает экономическую политику государства в целом. Решение этой проблемы видится в определении четких приоритетов развития экономики, социальной сферы и усилении ответственности распорядителей целевых средств и их эффективное использование.
Государство как основной субъект финансовой политики должно решительно применять финансовые методы планирования, управления, контроля, а также финансовые рычаги нормативов, санкций, стимулов с целью обеспечения финансовой стабильности и повышения уровня жизни населения.
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства определяется возможностью реализации возложенных на нее функций по обеспечению экономической стабильности, развития социальной сферы и повышения уровня жизни населения. Важную роль в достижении поставленных задач играет финансовая политика, поскольку она способствует обеспечению рационального распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, концентрации финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического развития и созданию эффективной системы управления государственными финансами[12].
Роль финансовой политики непрерывно растет в условиях трансформационной экономики, она является значительным рычагом устойчивого экономического и социального развития страны. Именно с ее помощью осуществляется многостороннее регулирующее влияние на рыночные отношения, решаются задачи по обеспечению поступательного развития предпринимательской деятельности, повышение уровня занятости населения, сдерживание инфляции, активизации инвестиционной деятельности, повышения эффективности государственного и частного секторов экономики, обеспечение социальных гарантий.
Современные условия трансформации экономической системы стран требуют проведения активной финансовой политики по обеспечению функционирования устойчивой и сбалансированной финансовой системы, увеличение темпов экономического развития, повышения уровня жизни и благосостояния населения. Регулирования социально-экономических процессов является необходимостью в условиях несовершенства рыночных механизмов.
Финансовая политика является составной социально-экономической политики, она имеет следующие направления: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная, долговая, инвестиционная политики, которые взаимосвязаны между собой, разрабатываются и осуществляются в тесной взаимосвязи. Формирование и реализация финансовой политики предполагает определение приоритетных направлений достижения социально-экономического развития[13].
Опыт стран с трансформационной экономикой свидетельствует, что направленность финансовой политики определяет характер социально-экономических отношений. Бюджетная политика как составна финансовой политики Российской Федерации направлена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата[14]. В среднесрочной перспективе она призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств, обеспечить условия для активизации модернизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере образования и охраны здоровья, восстановление экономики, решения важнейших социальных задач и формирование инновационной экономики.
Основными задачами бюджетной политики является обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита и предсказуемые параметры инфляции; координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования; обеспечение направленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов; разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций и повышения качества человеческого капитала[15].
Приоритетами расходов федерального бюджета России является безусловное выполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, в том числе пенсионное обеспечение военнослужащих; обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда для дальнейшего развития пенсионной системы; индексация денежного пособия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений; обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи; закупка новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, обеспечения постоянным и служебным жильем и реализация социальных гарантий для военнослужащих; обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог; постепенное увеличение поддержки экономики, концентрации ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектов и важнейших научных разработок[16].
Политика в отношении государственного долга будет направляться на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой степени долговой устойчивости, развитие национального рынка государственных ценных бумаг и поддержание высокого уровня кредитных рейтингов инвестиционной категории.
Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований заключается в обеспечении частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала. Планируется предоставление государственных гарантий по обязательствам страхования военных рисков, других подобных рисков ответственности перед третьими лицами; ориентированных на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные проекты; для поддержки экспорта промышленной продукции.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений сосредоточена на решении следующих задач: корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности; формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов для ее наращивания, совершенствование системы разграничения расходных обязательства связанных между органами государственной власти и органами местного самоуправления[17].
Главной целью налоговой политики является создание эффективной налоговой системы, которая обеспечивает бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В процессе ее реализации планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: налоговое стимулирование инновационной деятельности, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизного налогообложения, введение налога на недвижимость, налогообложение имущества, в том числе земельных участков, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, налоговое администрирование и создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых[18].
Налоговое стимулирование инновационной деятельности реализуется по направлениям: создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок и для эффективной деятельности предприятий, которые формируют предложение инновационной продукции. При этом целью налоговой политики является устранение имеющихся препятствий к модернизации и инновационной деятельности, как в аспекте величины налоговых обязательств, так и сложности их выполнения. Одновременно элементом налоговой политики будет выступать регулярное проведение анализа ранее установленных стимулирующих налоговых льгот, а также оценки эффективности их действия, что позволит принимать решения об их продлении или отмене.
Совершенствование подходов проведения налоговой реформы будет осуществляться последующим направлениям: совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций; введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп; совершенствование порядка учета налогоплательщиков; ограничения применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения; введение системы электронных счетов-фактур; упрощение администрирования налогообложения физических лиц[19].