Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу. 

Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.

2.2. Проблемы финансовой политики РФ

Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами.

Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем[39].

Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе[40].

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов (по мнению Президента РФ - «Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования»).

Большие расходы по обслуживанию государственного долга[41].

Местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами (по мнению Президента РФ - «В последующем целесообразно увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из региональных бюджетов»).


Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами.

Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей.

Несбалансированность Пенсионного фонда РФ. Несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ проявляется через следующие проблемы: превышение расходов на выплату страховой части трудовой пенсии над поступлениями страховых взносов и других закрепленных источников; несвоевременное и неполное поступление средств федерального бюджета в виде межбюд- жетных трансфертов в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, несвязанных с выплатой страховой части трудовой пенсии;

Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках.

Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики.

Недопоступление налоговых платежей.

Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний день в финансовой политике России.

В соответствии с этими проблемами и стратегическим развитием Российской Федерации определяются следующие цели и задачи[42]:

снижение государственного долга;

стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

переход к среднесрочному планированию;

сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

совершенствование модели бюджетного федерализма;

повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования;

увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных полномочий;

необходимость пересмотрения фискальной политики.

Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.


Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.

Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.

Выводы к главе 2

Падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций - отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики. 

На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу. 

Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.

Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе: высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны; большие расходы по обслуживанию государственного долга; местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами; принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами; доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей; несбалансированность Пенсионного фонда РФ; значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках; значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики; недопоступление налоговых платежей.


3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики

Банк России оказывает влияние на де­нежно-кредитные условия, экономику и инфляцию главным образом через про­центный канал. Отправной точкой для формирования всей структуры процент­ных ставок финансового сектора являют­ся краткосрочные ставки денежного рын­ка. Поэтому важно, чтобы они находились н а уровн е, который обеспечивает дости - жение цели по инфляции. Для этого Банк России сначала разрабатывает наиболее вероятный макроэкономический сценарий и выбирает траекторию ключевой став­ки, обеспечивающую оптимальное дости­жение цели по инфляции в среднесрочной перспективе. Затем Банк России поддер­живает ставки в сегменте овернайт денеж­ного рынка вблизи ключевой ставки, что является операционной целью денежно­кредитной политики.

Банк России обеспечивает достижение операционной цели через управление лик­видностью банковского сектора с помощью инструментов денежно-кредитной полити­ки. В целом система инструментов денеж­но-кредитной политики была сформиро­вана уже к концу 2013 г. и в последующие годы значительно не менялась. В дальней­шем также не планируется ее существен­ных изменений. Вместе с тем Банк Рос­сии продолжит повышать технологичность и удобство использования банками инстру­ментов денежно-кредитной политики[43].

Потребность кредитных организаций в ликвидности, то есть в денежных сред­ствах на корреспондентских счетах в Банке России, определяется клиентскими и соб­ственными платежами и расчетами и не­обходимостью выполнения обязательных резервных требований[44]. К обязательным резервным требованиям относятся норма­тивы обязательных резервов и коэффици­ент усреднения обязательных резервов. Банк России устанавливает нормативы обя­зательных резервов исходя из целей управ­ления ликвидностью банковского сектора.

Таблица 3.1. Динамика ликвидности банковского сектора и факторов ее формирования, трн. руб.[45]

I квартал 2016 г.

II квартал 2016 г.

III квартал 2016 г.

Октябрь 2016 г.

Январь- октябрь 2016 г.

1. Автономные факторы формирования ликвидности (предложение)

  • изменение остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России и прочие операции
  • изменение наличных денег в обращении
  • интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке и операции по покупке монетарного золота
  • регулирование обязательных резервов кредитных организаций в Банке России

1,7

1,0

0,6

0,1

0,0

0,7

0,8

-0,2

0,1

0,0

0,7

0,7

0,0

0,1

-0,1

-0,2

-0,4

0,1

0,1

0,0

2,8

2,0

0,5

0,5

-0,1

2. Изменение остатков средств на корреспондентских счетах

0,6

-0,5

0,5

-0,3

0,3

в Банке России (спрос)

3. Изменение требований кредитных организаций по депозитам в Банке России

-0,2

0,0

0,1

-0,1

-0,1

4. Изменение задолженности кредитных организаций по операциям

-1,2

-1 1

-0,1

-0,2

-2,6

рефинансирования Банка России (4 = 2 + 3 - 1)

Задолженность по операциям рефинансирования Банка России (на конец периода)

2,5

1,4

1,3

1

1


Источник: Банк России

При этом нормативы по рублевым обяза­тельствам кредитных организаций оказы­вают более значимое влияние на ликвид­ность. Механизм усреднения обязательных резервов, в соответствии с которым от кре­дитной организации требуется поддержи­вать определенный остаток средств на сче­тах не каждый день, а только в среднем за период, позволяет банкам гибко управ­лять ликвидностью. При этом объем лик­видности в банковском секторе постоянно изменяется под влиянием различных фак­торов[46], в том числе бюджетных потоков и спроса населения на наличные денежные средства. Для удовлетворения потребно­сти кредитных организаций в ликвидности Банк России проводит операции по ее пре­доставлению, а в случае избытка ликвид­ности - операции по его абсорбированию. Объем операций определяется на основе прогноза ликвидности банковского секто­ра.

Рис. 3.1. Динамика ликвидности банковского сектора и факторов ее формирования, трн. руб.[47]

Банк России стремится предоставлять или абсорбировать средства у кредитных организаций преимущественно на аукци­онах по ключевой ставке. Это создает ус­ловия для перераспределения ликвидно­сти на межбанковском денежном рынке по ставке, близкой к ключевой ставке. До­стижению операционной цели денежно­кредитной политики также способствует наличие у кредитных организаций постоян­ной возможности обратиться в Банк России для привлечения или размещения средств на срок 1 день по процентным ставкам на 1 процентный пункт выше или ниже клю­чевой ставки соответственно. Данные процентные ставки образуют границы процент­ного коридора.

В 2016 г. Банк России обеспечивал до­стижение операционной цели денежно­кредитной политики в условиях снижения структурного дефицита ликвидности бан­ковского сектора, то есть уменьшения по­требности банков в привлечении средств у Банка России. Этому способствовал приток ликвидности в банковский сектор вследствие расходования средств Резерв­ного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Другим источни­ком увеличения ликвидности в банковском секторе были перечисления средств Агент­ством по страхованию вкладов на выпла­ту страхового возмещения вкладчикам, а также на финансирование санации бан­ков.

Рис.3.2. Задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования, требования по операциям абсорбирования Банка Росии иструктурный дефицит ликвидности банковского сектора (на начало месяца, трн.руб.)[48]