Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1. Сущность финансовой политики государства
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
2. Реализация финансовой политики в РФ
2.1. Финансовая политика России на современном этапе
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.
Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами.
Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем[39].
Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе[40].
Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов (по мнению Президента РФ - «Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования»).
Большие расходы по обслуживанию государственного долга[41].
Местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами (по мнению Президента РФ - «В последующем целесообразно увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из региональных бюджетов»).
Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами.
Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей.
Несбалансированность Пенсионного фонда РФ. Несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ проявляется через следующие проблемы: превышение расходов на выплату страховой части трудовой пенсии над поступлениями страховых взносов и других закрепленных источников; несвоевременное и неполное поступление средств федерального бюджета в виде межбюд- жетных трансфертов в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, несвязанных с выплатой страховой части трудовой пенсии;
Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках.
Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики.
Недопоступление налоговых платежей.
Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний день в финансовой политике России.
В соответствии с этими проблемами и стратегическим развитием Российской Федерации определяются следующие цели и задачи[42]:
снижение государственного долга;
стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
переход к среднесрочному планированию;
сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
совершенствование модели бюджетного федерализма;
повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования;
увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных полномочий;
необходимость пересмотрения фискальной политики.
Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.
Падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций - отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики.
На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.
Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.
Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе: высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны; большие расходы по обслуживанию государственного долга; местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами; принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами; доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей; несбалансированность Пенсионного фонда РФ; значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках; значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики; недопоступление налоговых платежей.
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
Банк России оказывает влияние на денежно-кредитные условия, экономику и инфляцию главным образом через процентный канал. Отправной точкой для формирования всей структуры процентных ставок финансового сектора являются краткосрочные ставки денежного рынка. Поэтому важно, чтобы они находились н а уровн е, который обеспечивает дости - жение цели по инфляции. Для этого Банк России сначала разрабатывает наиболее вероятный макроэкономический сценарий и выбирает траекторию ключевой ставки, обеспечивающую оптимальное достижение цели по инфляции в среднесрочной перспективе. Затем Банк России поддерживает ставки в сегменте овернайт денежного рынка вблизи ключевой ставки, что является операционной целью денежнокредитной политики.
Банк России обеспечивает достижение операционной цели через управление ликвидностью банковского сектора с помощью инструментов денежно-кредитной политики. В целом система инструментов денежно-кредитной политики была сформирована уже к концу 2013 г. и в последующие годы значительно не менялась. В дальнейшем также не планируется ее существенных изменений. Вместе с тем Банк России продолжит повышать технологичность и удобство использования банками инструментов денежно-кредитной политики[43].
Потребность кредитных организаций в ликвидности, то есть в денежных средствах на корреспондентских счетах в Банке России, определяется клиентскими и собственными платежами и расчетами и необходимостью выполнения обязательных резервных требований[44]. К обязательным резервным требованиям относятся нормативы обязательных резервов и коэффициент усреднения обязательных резервов. Банк России устанавливает нормативы обязательных резервов исходя из целей управления ликвидностью банковского сектора.
Таблица 3.1. Динамика ликвидности банковского сектора и факторов ее формирования, трн. руб.[45]
I квартал 2016 г. |
II квартал 2016 г. |
III квартал 2016 г. |
Октябрь 2016 г. |
Январь- октябрь 2016 г. |
|
1. Автономные факторы формирования ликвидности (предложение)
|
1,7 1,0 0,6 0,1 0,0 |
0,7 0,8 -0,2 0,1 0,0 |
0,7 0,7 0,0 0,1 -0,1 |
-0,2 -0,4 0,1 0,1 0,0 |
2,8 2,0 0,5 0,5 -0,1 |
2. Изменение остатков средств на корреспондентских счетах |
0,6 |
-0,5 |
0,5 |
-0,3 |
0,3 |
в Банке России (спрос) |
|||||
3. Изменение требований кредитных организаций по депозитам в Банке России |
-0,2 |
0,0 |
0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
4. Изменение задолженности кредитных организаций по операциям |
-1,2 |
-1 1 |
-0,1 |
-0,2 |
-2,6 |
рефинансирования Банка России (4 = 2 + 3 - 1) |
|||||
Задолженность по операциям рефинансирования Банка России (на конец периода) |
2,5 |
1,4 |
1,3 |
1 |
1 |
Источник: Банк России
При этом нормативы по рублевым обязательствам кредитных организаций оказывают более значимое влияние на ликвидность. Механизм усреднения обязательных резервов, в соответствии с которым от кредитной организации требуется поддерживать определенный остаток средств на счетах не каждый день, а только в среднем за период, позволяет банкам гибко управлять ликвидностью. При этом объем ликвидности в банковском секторе постоянно изменяется под влиянием различных факторов[46], в том числе бюджетных потоков и спроса населения на наличные денежные средства. Для удовлетворения потребности кредитных организаций в ликвидности Банк России проводит операции по ее предоставлению, а в случае избытка ликвидности - операции по его абсорбированию. Объем операций определяется на основе прогноза ликвидности банковского сектора.
Рис. 3.1. Динамика ликвидности банковского сектора и факторов ее формирования, трн. руб.[47]
Банк России стремится предоставлять или абсорбировать средства у кредитных организаций преимущественно на аукционах по ключевой ставке. Это создает условия для перераспределения ликвидности на межбанковском денежном рынке по ставке, близкой к ключевой ставке. Достижению операционной цели денежнокредитной политики также способствует наличие у кредитных организаций постоянной возможности обратиться в Банк России для привлечения или размещения средств на срок 1 день по процентным ставкам на 1 процентный пункт выше или ниже ключевой ставки соответственно. Данные процентные ставки образуют границы процентного коридора.
В 2016 г. Банк России обеспечивал достижение операционной цели денежнокредитной политики в условиях снижения структурного дефицита ликвидности банковского сектора, то есть уменьшения потребности банков в привлечении средств у Банка России. Этому способствовал приток ликвидности в банковский сектор вследствие расходования средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Другим источником увеличения ликвидности в банковском секторе были перечисления средств Агентством по страхованию вкладов на выплату страхового возмещения вкладчикам, а также на финансирование санации банков.
Рис.3.2. Задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования, требования по операциям абсорбирования Банка Росии иструктурный дефицит ликвидности банковского сектора (на начало месяца, трн.руб.)[48]