Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– совершенствование планирования, прогнозирования и маркетинга человеческих ресурсов, найма и учета персонала;

- создание условий для развития персонала (обучение, повышение квалификации, планирование карьеры);

- обеспечение социального развития трудового коллектива, надлежащих условий труда, социального психологического климата в коллективе;

- обеспечение надлежащего информационного обеспечения системы управления человеческими ресурсами;

- учет взаимодействия спроса и предложения на рынке труда при привлечении персонала [20, c. 111-112].

Чтобы персонал развивался, его нужно постоянно учить. В современной практике подготовки кадров наиболее распространены такие активные методы обучения: тренинги, программируемое, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study, деловые и ролевые игры [15, c. 64].

Основные аспекты развития человеческих ресурсов:

- анализ и планирование персонала;

- подбор и наем персонала, оценка персонала;

- организация обучения и повышения квалификации персонала;

- аттестация и ротация кадров;

- организация трудовых отношений на предприятии;

- социальное развитие и социальное партнерство, создание условий труда [6, c. 34].

С целью достижения максимальной эффективности совершенствования развитием человеческих ресурсов не стоит ограничиваться применением отдельных его аспектов, а необходимо использовать их системном сочетании и во взаимодействии. Это позволит достичь высокого качества человеческого капитала предприятий и, как следствие, обеспечит высокий уровень доходности и конкурентоспособности субъектов хозяйствования как на отечественном, так и на мировом рынках.

1.3. Методы развития персонала

Развитие персонала может быть осуществлено с помощью различных методов, например, коучинг, наставничество, сотрудничество и участие со стороны подчиненных [8, c. 117]. Методы развития являются стандартными, но разные авторы предлагают свои классификации методов. Проанализировав как зарубежные, так и российские источники, было выявлено, что все методы развития делятся на три большие группы: традиционные методы, методы активного развития и развитие на рабочем месте. Рассмотрим особенности вышеперечисленных методов подобнее, а также их достоинства и недостатки [16, c. 41].

1) Традиционные методы развития включают в себя семинары, лекции, а также учебные видеоматериалы.


Лекции. При использовании данного метода развития персонала преподаватель устно передает информацию группе людей. Недостатком данного метода является односторонняя коммуникация, а степень усвоения материала зависит от характеристик усваиваемого материала, от личностных особенностей лектора и от его умения правильно преподать материал, а также от слушателей и их внимания. Следует отметить, что лекции являются одними из самых распространенных методов обучения, так как за одну лекцию материал может быть подан большому количеству человек.

Семинары. Семинары обычно проводятся после лекций, их цель — лучше разобраться в изучаемой теме с помощью дополнительных вопросов и практических заданий. В семинарах присутствует двусторонняя коммуникация, что является плюсом, так как слушатели активно участвуют в работе [4, c. 114].

Учебные кинофильмы. Данный метод является относительно новым для бизнес-развития в России. Учебные видеофильмы описывают различные проблемные ситуации на предприятиях, в конце дается краткое теоретическое обобщение увиденного. Также в конце кинофильмов могут быть заданы различные вопросы и кейсы по теме. Плюсом видеофильмов является их связь с практикой, тем не менее, во время просмотра кинофильмов участники остаются пассивными, иногда неконцентрированными.

2) Методы активного развития. Данные методы все активнее используются в настоящее время, так как сотрудникам проще воспринимать новый материал, слушатели используют накопленный опыт, изучают новые знания и подходы, а также более четко различают эффективное и неэффективное поведение. Выделяют три вида активности: физическая, коммуникативная и познавательная, каждая из которых помогает слушателям лучше понять изучаемую тему [16, c. 42]. Существует восемь наиболее распространенных видов активного развития. Рассмотрим их подробнее.

Тренинги. В тренингах особое внимание уделяется практической отработке полученных навыков. Также к тренингам относят деловые игры. Большое распространение получили вводные тренинги, чтобы новички лучше узнали об организации, также достаточно часто проводятся тренинги для торгового персонала, чтобы сотрудники были всегда осведомлены о последних изменениях [10, c. 25].

Групповые обсуждения. Групповые обсуждения применяются в небольших группах и позволяют наиболее эффективно использовать опыт слушателей. Слушатели сами вырабатывают наиболее эффективные решения проблем. Для стимулирования группы, руководитель может вводить определенные рамки, например, предлагать определенные алгоритмы, вводить правила, устанавливать время и др. В конце должен быть подведен итог, чтобы слушатели поняли всю картину происходящего.


Деловые игры. При деловых играх моделируются определенные аспекты профессиональной деятельности. Сама игра обычно проходит в три этапа – подготовка игры, ее проведение и разбор поведения игроков. Очень важно при проведении деловой игры создать атмосферу, в которой участники хотели бы действовать творчески и инициативно. Для мотивации участников руководитель может включить элементы соревнования или конкуренции между игроками. Для разбора игры должно быть выделено достаточно времени, чтобы участники могли поделиться своим мнением, дать конструктивную обратную связь.

Поведенческое моделирование. Данный метод учит конкретным установкам и навыкам через определенные действия, например, через предъявление определенной поведенческой модели или обеспечение обратной связи. Чем больше мотивация обучающихся, тем выше эффективность от данного вида обучения [4, c. 115].

Case-study. Данный метод развития начали использовать в США в 20-х годах XX века, а настоящее время разбор практических ситуация становится одним из наиболее популярных методов обучения как в компаниях, так и в учебных заведениях. Цель данного метода — научить слушателей анализировать и структурировать полученную информацию, оценивать и пробовать решить выявленные проблемы. Отличительной чертой case-study является то, что по завершении не имеется правильного или неправильного решения, любое решение может быть рассмотрено на равных основаниях. Тем не менее, в дискуссиях должны оцениваться плюсы и минусы предлагаемых вариантов решений [10, c. 26].

Баскет метод. При данном методе развития имитируются ситуации, которые часто встречаются в практике работы руководителей, например, разбор большого количества документов, принятие срочных решений, большое количество дел в одно время и др. В итоге слушатель научится быстро принимать решения, классифицировать важные факты по их значимости и срочности.

3) Методы профессионального развития включают обучение на рабочих местах, наставничество, стажировки и рабочую ротацию [5, c. 80].

Обучение на рабочем месте. Данный метод наиболее популярен, так как благодаря обучению на рабочем месте сотрудники формируют более точные представления о своей работе, о том, как пользоваться оборудованием, а также о том, какие требования предъявляются к их должностям. Некоторые организации используют отдельные помещения для обучения сотрудников, тем не менее, эффективность такого обучения ниже, так как нет отвлекающих факторов, таких как шум, присутствие других работников, также оборудование может не соответствовать настоящему. В основном обучение на рабочем месте проводится для новых сотрудников [3, c. 9].


Наставничество. В настоящее время повышается внимание к развитию наставничества. Преимуществом наставничества является индивидуальный подход к подчиненным, так как обычно у одного наставника имеются 1-3 подчиненных. Данный метод в современных условиях применяют в основном для новых сотрудников, которые еще не совсем понимают особенности своей должности. Обычно наставник закрепляется за новым сотрудником на срок от месяца до одного года. Наставник обычно является сотрудником той же должности или чуть выше, он дает обучающимся задания, контролирует их выполнение и дает обратную связь. Тем не менее, наставничество имеет недостатки. Например, часто наставничество осуществляется лишь для галочки, наставники не мотивированы или слишком увлечены наставничеством, что забывают о своих прямых обязанностях, отсутствие надлежащей документации [3, c. 19].

Стажировка. Многие крупные компании практикуют такой метод развития, как стажировка перед наймом сотрудников на работу. В основном он предпочтителен для студентов и выпускников ВУЗов, которые еще не определились с тем, чем хотят заниматься, а во время стажировок они могут поработать в разных подразделениях компании и понаблюдать, не только за тем, как работают более опытные сотрудники, но и за различными организационными бизнес-процессами. По завершении стажировки сотрудник может быть принят на работу или повышен по карьерной лестнице, если стажировку проходил сотрудник организации.

Рабочая ротация. Данный метод развития заключается в перемещении сотрудника с одного участка работы на другой внутри одной отдельной взятой организации. Таким образом, сотрудник узнает о работе в других подразделениях. Время работы на другом месте может составлять от месяца до года. В основном ротация кадров применяется в крупных международных компаниях [17, c. 15].

Таким образом, политика развития персонала в организации является необъемлемым атрибутом в системе стратегического управления персоналом, обеспечивающим постоянное повышение кадрового потенциала. В современных условиях политика развития персонала должна представлять отлаженную систему, направленную на качественное повышение знаний и профессиональное развитие сотрудников компании. Только в этом случае она поможет в решении имеющихся вопросов и станет взаимно эффективной для работодателя и наемных работников.


2. Анализ политики развития персонала в "СК "Самори"

2.1. Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Самори" (сокращенно – ООО "СК "Самори") образовано и зарегистрировано в соответствии с действующим российским законодательством [2].

Генеральный директор - Любимов Игорь Юрьевич.

Юридический адрес: 142000, Московская область, город Домодедово, микрорайон Центральный, Промышленная улица, 25.

Основной вид деятельности предприятия - Производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их песков.

Дополнительные виды деятельности:

- деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками;

- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;

- строительство автомобильных дорог и автомагистралей;

- производство блоков для мощения, стеклоблоков, плит и прочих изделий из прессованного или отформованного стекла, используемых в строительстве; производство стекла для витражей;

- производство многоячеистого стекла или пеностекла в блоках, плитах и аналогичных формах;

- производство изделий из бетона для использования в строительстве;

- производство товарного бетона;

- производство сухих бетонных смесей;

- производство прочих изделий из гипса, бетона или цемента;

- экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Организационная структура управления ООО "СК "Самори" представлена на рисунке 1. Организационная структура управления соответствует линейно-функциональному типу.

Рис. 1. Организационная структура управления ООО "СК "Самори"

Такая структура управления предоставляет оперативную реализацию управленческих решений, повышает эффективность функциональных департаментов, позволяет быстро маневрировать ресурсами.

Экономические показатели деятельности ООО "СК "Самори" рассчитаны на основании данных приложения 1-2 и представлены в таблице 1

Таблица 1

Экономические показатели деятельности ООО "СК "Самори"

Наименование показателя

2014г.

2015г.

2016г.

Отклонения

2015 / 2014

2016 / 2015

Изм. +/-

Темп роста %

Изм. +/-

Темп роста %

Выручка, тыс. руб.

167445

183500

171200

16055

110

-12300

93

Себестоимость д, тыс. руб.

139749

156019

145720

16270

112

-10299

93

Затраты на 1 руб. реализации услуг, руб.

0,83

0,85

0,85

0,02

102

0,00

100

Прибыль, тыс. руб.

27696

27481

25480

-215

99

-2001

93

Рентабельность услуг, %

16,54

14,98

14,88

-2

91

0

99

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

124200

167200

175000

43000

135

7800

105

Фондоотдача, руб.

1,35

1,10

0,98

-0,25

81

-0,12

89

Фондорентабельность

0,22

0,16

0,15

-0,06

74

-0,01

89