Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты развития персонала в системе стратегического управления
1.1. Сущность и содержание политики развития персонала
1.2. Направления развития человеческих ресурсов предприятия
1.3. Методы развития персонала
2. Анализ политики развития персонала в "СК "Самори"
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ показателей, характеризующих управление развитием персонала в организации
Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что объем выручки к концу рассматриваемого периода сократился на 12300 тыс. руб. или 7% и составил 171200 тыс. руб. Наравне с изменениями выручки от реализации услуг, изменилась и себестоимость реализации, что отразилось на величине прибыли ООО "СК "Самори", которая с каждым годом сокращалась.
Оценивая экономические показатели деятельности рассматриваемого предприятия, можно отметить, что в 2015 г. на каждый рубль основных фондов приходилось 10 коп. прибыли, что на 25 коп. ниже уровня 2014 г., а в 2016 г. организация и вовсе получила убыток 2 коп. с каждого затраченного рубля на основные фонды организации.
Далее проанализируем структуру кадрового состава ООО "СК "Самори" за 2014-2016 гг. (см. рис. 2).
Рис. 2. Изменение численного состава персонала ООО "СК "Самори"
На основе представленных данных видно, что в 2015 г. произошло общее увеличение численности персонала на 12 чел. и составило 190 чел. В 2016 г. ситуация стала стабилизироваться с численностью персонала, которая сократилась на 5 человек или 2,6% и составила 185 человек.
В частности, из представленной таблицы можно увидеть, что численность административно-управленческого персонала увеличилась к концу отчетного периода на 13 человек или 24,1%. Количество сотрудников, относящихся к рабочему персоналу, напротив, имело тенденцию к сокращению и составило к концу периода 77 работников.
Проведем PEST-анализ внешних факторов (см. табл. 2).
Таблица 2
PEST–анализ
Политика-правовые факторы |
Экономические факторы |
- трудовое законодательство; - налоговая система; - государственное влияние в отрасли; - политическая стабильность |
- уровень инфляции; - уровень безработицы; - уровень конкуренции в отрасли -наличие государственной поддержки для предприятий |
Социально-культурные факторы |
Технологические факторы |
- демографические изменения; - изменения в образе; |
- новые производственные технологии; - автоматизация средств технического контроля качества; - повышение автоматизации кадровых процессов. |
При помощи критериев оценки деятельности со стороны заинтересованных групп проведем анализ внешней реакции на организацию. (см. табл. 3).
Таблица 3
Критерии оценки заинтересованных групп
Внешние факторы, которые имеют непосредственное влияние – это благоприятная политика государства, экономическая стабильность, - уровень безработицы, благоприятная демографическая ситуация, конкуренты, новые производственные технологии, автоматизация средств технического контроля качества и т.д.
На основании данных факторов необходимым является проведение EFAS-анализа (резюме анализа внешних стратегических факторов) (см. табл. 4).
Таблица 4
EFAS–анализ
Вес |
||||
Возможности |
||||
Благоприятная политика государства |
||||
Новые производственные технологии |
||||
Благоприятная демографическая ситуация |
||||
Угрозы Количество денег в обращении |
||||
Рост конкуренции |
||||
В данном случае оценка 3,28 свидетельствует о том, что реакция кадровой политики предприятия на стратегические факторы внешней среды находятся на среднем уровне.
Таким образом, можно сделать выводы, что основными негативными факторами являются: ситуация на рынке труда; рост инфляции в России и нестабильная ситуация в российской экономике, что не привлекает иностранных инвесторов; рост конкуренции; снижение прибыли предприятия; снижение активности потребителей продукции предприятия.
2.2. Анализ показателей, характеризующих управление развитием персонала в организации
Кадровая работа в ООО "СК "Самори" основывается на российском законодательстве [1]. На предприятии функционируют требования по приему персонала, согласно которым руководство предприятия стремится набирать в штат опытных работников, имеющих стаж от 3 лет по своей специальности. Данное положение позволяет минимизировать как финансовые, так расходы времени на обучение новых сотрудников. Однако без обучения все же не обойтись не одному предприятию, так как в современных условиях выдвигаются все новые требования к профессионализму работников и вводится в эксплуатацию все новое оборудование.
Развитие персонала в ООО "СК "Самори" включает в себя:
- обучение новых сотрудников при поступлении на работу. Данное обучение проводится в форме инструктажа одним из опытных членов предприятия или начальником отдела и направлено на изучение должностных обязанностей, раскрытие внутреннего распорядка работы, знакомство с условиями работы и оборудованием и т.п.;
- текущее периодическое (запланированное) обучение персонала, позволяющее закрепить профессиональные знания и освоить новые навыки;
- повышение квалификации, связано с необходимостью освоения навыков работы на новом оборудовании и т.п.;
- обучение тех, кто не смог успешно пройти аттестацию.
Применяемые на предприятии методы развития персонала перечислены на рисунке 3.
Данные методы используются из-за того, что они позволяет наглядным способом передают знания, их результат достаточно легко проконтролировать, а также есть возможность учета специфики деятельности предприятия.
Рис. 3. Методы развития персонала на рабочем месте
Развитие персонала на предприятии проводится в свободное от работы время, в связи с чем менеджерами отдела кадров составляется план, на основании которого разрабатывается график. Разработанный план внутрифирменной подготовки создается специально для каждого конкретного отдела и ориентирован на развитие персонала, включающее в себя повышение квалификации, переподготовку или подготовку его к изменениям в организации. Также данный вариант позволяет сотруднику включаться в работу сразу же на месте, в процессе и обеспечивает взаимосвязанность с практикой.
Для оценки эффективности развития используются типовые аттестационные листы, включающие в себя оценку по пятибалльной шкале как уровня теоретических знаний, так и практических навыков, которыми в процессе обучения должен был овладеть сотрудник.
Так, в рамках реализации развития персонала необходимо было в отчетном периоде повысить квалификацию и пройти переподготовку ряда сотрудников ООО "СК "Самори", данные по которым представлены в таблице 5.
Таблица 5
Обучение персонала ООО "СК "Самори" в 2014-2016 гг.
Показатель |
2013 г., чел. |
2014 г., чел. |
2015г., чел. |
Абс. (чел.) |
Относит. откл.. % |
||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Планируемая численность обучаемого персонала |
30 |
35 |
37 |
5 |
2 |
16,7 |
5,7 |
Фактическая численность обученного персонала, в том числе: |
22 |
17 |
15 |
-5 |
-2 |
-22,7 |
-11,8 |
- повысили квалификацию |
15 |
13 |
15 |
-2 |
2 |
-13,3 |
15,4 |
- прошли профес. подготовку и переподготовку, в том числе |
7 |
4 |
- |
-3 |
-4 |
-42,9 |
0,0 |
- подготовлено |
2 |
2 |
- |
0 |
-2 |
0,0 |
0,0 |
- переподготовлено |
5 |
2 |
- |
-3 |
-2 |
-60,0 |
0,0 |
Количество прошедших обучение. % |
73,3 |
48,6 |
40,5 |
-24,7 |
-8,1 |
- |
- |
Основываясь на представленных данных в таблице 5, можно утверждать, что руководство ООО "СК "Самори" ежегодно планировало увеличивать число обучаемого персонала в рамках осуществления повышения квалификации. Однако фактически прошедших обучение работников оказалось гораздо меньше, чем планировалось.