Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения филиала ПАО «Сбербанк России» Ростовского отделения № 5221).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной экономике банки занимают особое место. Им присущи функции аккумулирования и мобилизации временно свободных денежных средств, кредитования, посредничества в платежах, способность к упорядочиванию и рационализации денежного обращения. Создание условий надежного и устойчивого функционирования коммерческих банков является актуальной теоретической и практической проблемой становления и развития рыночной экономики России, что предполагает наличие адекватной системы налогообложения. Основная функция коммерческих банков заключается в перераспределении капиталов, что положительно влияет на рост общей эффективности производства в стране.

Осуществляя свою специфическую деятельность в части привлечения вкладов, размещения средств в кредиты, обслуживания счетов, операций с ценными бумагами, кредитные организации, в частности банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги.

Теоретическую основу данной дипломной работы составили труды отечественных специалистов по вопросам формирования эффективной системы налогообложения коммерческих банков: Л. Гончаренко, И. Ларионова, К. Мурзина, В. Слепова, Е. Смирнова, В. Панскова и др.

Цель исследования состоит в разработке теоретических подходов и практических мер по развитию налогообложения коммерческих банков в условиях постоянного реформирования налоговой системы государства.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

определить место и роль коммерческих банков в налоговом процессе;

исследовать особенности становления и развития системы налогообложения коммерческих банков в России;

исследовать действующую систему налогообложения банков в современной России;

сделать вывод о доходности тех или иных операций, рассчитав, при этом налоговую нагрузку коммерческого банка;

дать оценку направлениям развития налогообложения банковского сектора Российской Федерации;

Объектом исследования является Ростовское отделение 5221 филиал ПАО «Сбербанк России», включенный систему налогообложения коммерческих банков.

Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между коммерческими банками, налоговыми органами, хозяйствующими субъектами, в процессе налогообложения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по развитию системы налогообложения коммерческих банков, разработки Федеральной налоговой службы, материалы конференций по проблеме налогообложения, а также концепции и гипотезы, представленные в работах российских экономистов, занимающихся вопросами технологий налогообложения, обеспечивающих устойчивое развитие банковской системы государства.


Информационная база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов РФ, официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ, Ассоциации российских банков, Федеральной налоговой службы РФ, а также территориальных УФНС, нормативных и директивных документов Президента и Правительства РФ, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, авторских расчетов и Интернет-ресурсов.

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития налогообложения кредитных организаций в современных условиях

1.1 Место и роль коммерческих банков в налоговом процессе

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, а также в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, взимает их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.

2. Хозяйствующие субъекты - налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты. Банк как участник налоговых отношений относится ко 2-ой группе [1].

Банк - особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.


Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите.

Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности » дает следующее определение: «банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц»[2].

Налоговый кодекс Российской Федерации под банком понимает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, то есть участниками налоговых отношений 2-ой группы, осуществляются с помощью открытых ими в банках счетов.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками налоговых отношений 2-ой группы, но и обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено повышенное внимание государства к банковской системе при проведении им своей финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Регулирование банковской деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России[3].

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» при наличии соответствующей лицензии Банка России коммерческие банки имеют право:

привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;


инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;

выдавать банковские гарантии;

осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

приобретать права требования от третьих лиц исполнения

обязательств в денежной форме;

осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;

осуществлять лизинговые операции;

оказывать консультационные и информационные услуги.

Коммерческие банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально- технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Права, обязанности и ответственность в системе налоговых отношений.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах.

Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей.


Все эти права, и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка.

Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых отношений правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу.

Налоговая правосубъектность определяет область законодательства, действующего применительно к коммерческому банку и, следовательно, конкретизирует круг правоотношений, в которых банк может участвовать.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков является одним из видов финансовой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства; обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них.

Специальная правоспособность коммерческих банков в налоговых правоотношениях дает им возможность осуществлять лишь такие права, которые соответствуют предмету налогового права.

Налоговая правосубъектность - более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности.

Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой -либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога[4].

Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений.

Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается часть 2 Налогового Кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.