Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения филиала ПАО «Сбербанк России» Ростовского отделения № 5221).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Место и роль коммерческих банков в налоговом процессе
1.2 Особенности становления и развития системы налогообложения коммерческих банков в России
Глава 2. Анализ налогообложения филиала ПАО «Сбербанк России» Ростовского отделения № 5221
2.1 Оценка деятельности ПАО «Сбербанк России» как налогоплательщика
2.2 Оценка налоговой нагрузки на примере Ростовского отделения № 5221 филиала ПАО «Сбербанк России»
Установленные в 2004 г. ставки налога для банков действовали большой промежуток времени - почти 4 года. Экономический кризис 2008 г. выявил слабые места развития банковского сектора, это способствовало поиску новых методов повышения устойчивости бизнеса кредитных организаций. Для этого законодателем вносились новые изменения в налоговые ставки.
В 2008 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены очередные изменения, которые и ставок налогообложения. Общая ставка налога была снижена на 4% и составила 20%, снижение ставки произошло за счет снижения ставки федерального налога, который снизился до 2,5%. Практически данный шаг законодателя следует расценивать как послабление налогообложения, предоставляемое банкам и другим налогоплательщикам, направленное на преодоление последствий кризиса.
Следующая корректировка налоговых ставок произошла практически сразу, в декабре 2008 г. Налоговые ставки вновь были перераспределены, отчисление в федеральный бюджет были сокращены на 0,5% и составили 2% налоговой ставки, при этом налоговая ставка отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации возросла на 0,5% и составила 18%. Данный размер налоговых ставок продолжает действовать и в настоящий момент времени.
Законотворчество, направленное на формирование системы налогообложения в целом и установление приемлемых налоговых ставок для налогообложения банковского сектора в частности, в новых рыночных условиях дало свои результаты. Если прибыль кредитных организаций в 2002 г. составила 93 млрд руб., а соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним продуктом составило 38,3%, кредиты, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям, составили 14,95, при этом число действующих кредитных организаций составляло на начало 2003 г. 1329. За последующее десятилетие произошло значительное увеличение прибыли банковского сектора. В 2012 г. прибыль кредитных организаций достигла 1 трлн руб., точнее 1 011 889 млн руб. При этом соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним продуктом составило 79,4%, а кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, - 33,5%, число действующих кредитных организаций составляло на начало 2013 г. 956[10].
Исходя из приведенных данных развития банковского сектора, можно сделать следующие выводы. Налоговая политика государства, т.е. формирование налоговых ставок, благотворно повлияла на развитие банковского сектора. Многократно возросла прибыль кредитных организаций, увеличились общие показатели соотношения активов банковского сектора и валового внутреннего продукта, произошло снижение численности банков без ущерба их общей прибыли, т.е. увеличилась концентрация капитала, однако достигнутый уровень развития банковского сектора и показатели кредитной активности банков выглядят более скромно. Фактически прирост кредитования с 2002 г. возрос на 18,6%, а прибыль кредитных организаций выросла на 1088,1%, из этого следует, что возможности банков значительно возросли, но они не спешат кредитовать экономику, чем сдерживают ее рост [11].
В Заявлении Правительства РФ № 1472п-П13 и Банка России № 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» указывается, что в рамках реализации Стратегии Правительство РФ и Банк России будут ориентированы, прежде всего, на создание условий для увеличения эффективности трансформации банковским сектором временно свободных средств в кредиты и инвестиции и повышение роли банковского сектора в процессе модернизации российской экономики [12].
Исходя из соотношения активов банковского сектора с валовым внутренним продуктом в страны с развитой рыночной экономикой, он превышает 200 - 300%, хотя в США он ниже 100%. На этом фоне соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним продуктом России составляет 79,4%, что выглядит не так значительно, как проведение кредитования экономики на уровне стран с развитой рыночной экономикой, у банковского сектора России пока нет достаточных возможностей и главное - средств.
Таким образом, чтобы банковскому сектору России выйти на уровень стран с развитой рыночной экономикой и играть более существенную роль в ней, ему необходимо еще наращивать свои активы. Для этого со стороны законодателя должны быть приняты меры по совершенствованию законодательства и созданы правовые условия для повышения эффективности банковской деятельности. В связи с этим с точки зрения налогообложения прибыли кредитных организаций необходимо рассмотреть возможность дополнительного снижения налоговых ставок, а также вернуться к практике предоставления дополнительных льгот банкам при вложении финансовых средств в реальный сектор экономики. Если средства вложены на длительный срок, компенсация за риск их невозврата должна увеличиваться дополнительным снижением налоговых ставок, что должно стимулировать банковский сектор к увеличению доли кредитования нефинансовых организаций и линией модернизации российской экономики. Иными словами, законодательный процесс формирования налоговых ставок для системы налогообложения банковской деятельности нельзя назвать завершенным, его необходимо продолжить.
Глава 2. Анализ налогообложения филиала ПАО «Сбербанк России» Ростовского отделения № 5221
2.1 Оценка деятельности ПАО «Сбербанк России» как налогоплательщика
В соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ ПАО «Сбербанк России» находится на общей системе налогообложения и является плательщиком следующих налогов:
налог на добавленную стоимость (НДС);
налог на прибыль организаций;
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
земельный налог.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, согласно 25 главе НК РФ. Плательщиками НДС признаются коммерческие и некоммерческие организации, а так же предприниматели. Организации и предприниматели, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут, подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст.145 НК РФ). Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.
Таблица 1 – Расчет НДС за 2013-2015гг., млрд. руб.[13]
Показатель/Период |
01.01.2013г. |
01.01.2014г. |
01.01.2015г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чистый доход |
615512 |
720987 |
853758 |
2. Ставка налога, % |
18 |
18 |
18 |
3. Итого начисленный НДС к уплате в бюджет |
110792 |
129777 |
153676 |
На рисунке 1 представлена динамика налога на добавленную стоимость.
Рисунок 1 – Динамика налога на добавленную стоимость ПАО «Сбербанк России», млрд. руб.
Таким образом, за анализируемый период сумма НДС, подлежащая уплате у ПАО «Сбербанк России» увеличилась с 110792 млрд. руб. до 153676 млрд. руб. Это связано с увеличением чистого дохода.
Согласно 25 главе НК РФ исследуемый банк также является плательщиком налога на прибыль организаций. Налог на прибыль – федеральный, прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом 2% перечисляют в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.
Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку:[14]
Расчет налоговой базы должен содержать (cт. 315 НК РФ):
период, за который определяется налоговая база;
сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
прибыль (убыток) от реализации;
сумма внереализационных доходов;
прибыль (убыток) от внереализационных операций;
итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
Рассчитаем налог на прибыль организаций:
2015год -
2014год -
2013год -
Зная данные, представим их в таблице 2.[15]
Таблица 2 – Расчет налога на прибыль за 2013-2015гг., млрд. руб.
Налог/Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Прибыль до налога, упл. с прибыли |
440 482 |
480 508 |
400 108 |
2. Ставка налога, % |
20 |
20 |
20 |
3. Итого начисленный налог на прибыль |
88 096 |
961 01 |
80 021 |
На рисунке 2 представим динамику налога на прибыль ПАО «Сбербанк России».
Рисунок 2 – Динамика налога на прибыль ПАО «Сбербанк России» млрд. руб.
Сумма начисленного налога на прибыль организаций за анализируемый период снизилась с 88096 млрд. руб. до 80021 млрд. руб. Снижение произошло в связи с уменьшением налогооблагаемой прибыли.
Далее проведем анализ начисления налога на имущество организации.
Налоговая база и методика расчета налога на имущество организаций установлена в главе 30 НК РФ. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная исходя из его остаточной балансовой стоимости. Согласно п. 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и первое число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
В таблице 3 приведен расчет среднегодовой стоимости основных средств организации.
Таблица 3 – Расчет среднегодовой стоимости основных средств, млрд. руб.[16]
Дата |
Стоимость основных средств |
||
2013г |
2014г. |
2015г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
01 января |
315 863 284 |
370 948 267 |
438 028 479 |
01 февраля |
320 453 699 |
376 538 284 |
440 531 908 |
01 марта |
325 044 114 |
382 128 301 |
443 035 337 |
01 апреля |
329 634 529 |
387 718 318 |
445 538 766 |
01 мая |
334 224 944 |
393 308 335 |
448 042 195 |
01 июня |
338 815 359 |
398 898 352 |
450 545 624 |
01 июля |
343 405 774 |
404 488 369 |
453 049 053 |
01 августа |
347 996 189 |
410 078 386 |
455 552 482 |
01 сентября |
352 586 604 |
415 668 403 |
458 055 911 |
01 октября |
357 177 019 |
421 258 420 |
460 559 340 |
01 ноября |
361 767 434 |
426 848 437 |
463 062 769 |
01 декабря |
366 357 849 |
432438454 |
465 566 198 |
Среднегодовая стоимость |
370 948 267 |
438 028 479 |
468 069 623 |
Также освобождаются от налогообложения:
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;