Файл: Управление женским коллективом («Сигма»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реальность такова, что большую часть своего времени человек вынужден проводить на работе. Кто-то идет в офис с улыбкой, а кому-то бесконечная череда будней напоминает каторгу. И дело здесь не только в занимаемой должности. Очень многое зависит от атмосферы на рабочем месте. Наиболее сложными в психологическом плане считаются коллективы, в которых трудятся только представительницы прекрасного пола.

Женский коллектив - это особая атмосфера. Она бывает разной - уютной и почти домашней, склочной до безобразия или совершенно не приемлемой для психически нормального человека.

Женщины по своей природе намного эмоциональнее мужчин. Лишь некоторые представительницы прекрасного пола могут сохранять самообладание и оставаться невозмутимыми в стрессовой ситуации. И чем больше женщин в коллективе, тем сложнее им сдерживать свои чувства.

В чисто женских коллективах зачастую ярко проявляется еще одна особенность женской психологии: женщина ценит стабильность своего положения. Поэтому любые перемены изначально могут восприниматься женским коллективом негативно. Привычка к устоявшемуся порядку вещей оборачивается тем, что даже если условия труда не вполне приемлемы, с этим мирятся ради существующих преимуществ. Соответственно, при управлении женским коллективом можно ожидать определенной инертности в исполнении принятых решений, непонимания необходимости проводимых преобразований.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что современный менеджмент рассматривает персонал как один из важнейших ресурсов организации. Состояние персонала, его количественные и качественные характеристики во многом определяют конкурентоспособность организации. Для повышения эффективности деятельности женского коллектива необходима такая организация управления персоналом, которая учитывала бы его гендерную специфику.

Итак, все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы.

Исходя из темы работы, можно обозначить цель исследования - проведение анализа особенностей управления женским коллективом в ООО «Сигма», а также разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления женским коллективом на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и специфику управления женским коллективом;

- охарактеризовать психологические особенности руководства женским коллективом;


- дать общую характеристику предприятия «Сигма»;

- произвести анализ управления женским коллективом на предприятии «Сигма»;

- предложить рекомендации по совершенствованию процесса управления женским коллективом на предприятии «Сигма».

При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, анализ.

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие «Сигма».

Предмет исследования - особенности управления персоналом в женском коллективе.

В ходе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как Аверьянов А.И., Бардонов В.А., Вертеева В.П., Зернова М.Л., Самигуллина С.П. и другие.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух х взаимосвязанных глав, заключение и список использованной литературы.

1. Теоретические основы управления женским коллективом

1.1. Сущность и специфика управления женским коллективом

Одним из наиболее актуальных вопросов социологии управления остаётся проблема о различиях в стиле управления мужскими и женскими коллективами, потому как представители разных полов наделены различными качествами как личностными, так и деловыми. Поэтому изучение гендерных особенностей имеет большое значение для эффективной работы трудового коллектива.

Во многих российских компаниях половина или большая часть персонала - представительницы женского пола. В связи с этим руководителям-мужчинам все чаще приходится управлять женским коллективом [12, с. 117].

Какой он, женский коллектив? Психологи утверждают, что работоспособный, ответственный; капризный, но весьма отзывчивый; любящий подарки по поводу и без повода; склочный, иногда интригующий, а иногда добрый.

Л. В Целикова выделяет четыре типа женских коллективов: соперницы, старожилы, подружки, осужденные. Рассмотрим подробнее каждый из видов женских коллективов и особенности их управления:

1) Соперницы

В таком коллективе ревность и сражение не утихает ни на секунду. Девушки сражаются за повышение, одобрение со стороны начальства, новые  полномочия и другое. Адаптировать нового работника в таком коллективе сложно, но, несмотря на минусы, есть один большой плюс ‒ это стойкость результатов. Но вопрос о текучке кадров, затраченных ресурсов на поиски новых сотрудников, адаптации, обучение и снова по кругу - остается на повестке дня.


Как управлять таким коллективом? Приглашать сотрудников на собеседования. Участие в процессе подбора позволит отнестись проще к появлению нового человека в коллективе [25, с. 61].

Выбирать наставника и начислять бонусы за обучение и адаптацию новичков, что своего рода тоже будет соревнованием. В этом случае учитывается не личный результат, а результат мини-команды «наставник и стажер».

В данном коллективе необходима четкая постановка общих целей. Кроме личных целей, сотрудники должны преследовать общую цель, для достижения которой необходимо выполнить ряд индивидуальных задач, чтобы рассчитывать на положительный результат.

2) Старожилы

Это коллектив скорее напоминает слажено работающий механизм. Сотрудники «старожилы» проработали много лет, пережили ни одного директора, но за стабильностью часто скрывается стагнация и дедовщина. Принятие новых сотрудников воспринимается в штыки, также как и введение инновационных технологий, обучение персонала и другие достижения современного HR. 

Здесь нет места новаторству, а слова: «зачем новые люди, мы и без них справляемся» звучат все чаще. Приходящие люди не приживаются, даже компетентные сотрудники рассматриваются, как ненужный элемент, для сторожил опыт не имеет значения - только время, проведенное в стенах компании [25, с. 62].

Особенности управления таким коллективом заключаются в следующем:

- не вступать в конфронтации с эффективными - они история компании, знатоки правил и законов. С другой стороны награждать их так же не стоит - именно с таких сотрудников начинается культ корпоративного стажа и нежелание принимать новое.

- наполнять коллектив новыми инициативными сотрудниками, публично поощрять начинания новеньких, всячески хвалить, за свежие идеи награждать.

3) Следующий вид женского коллектива - подружки.

Несмотря на дружбу в коллективе, страдает эффективность. В коллективе, где одни подружки, рабочий день проходит за сплетнями. Дела изучаются поверхность, делаются на скорую руку,  следовательно, о качестве можно забыть.

При управлении таким коллективом необходимо [1, с. 144]:

- использовать поощрение. В первую очередь делать акцент на пунктуальность. Наказывать за опоздание деньгами неэффективно, это работает пару раз и не на всех. А если поощрять деньгами или приятным бонусом за своевременное появление на работе, у сотрудника появится мотивация;

- контролировать рабочий процесс, ставить рамки выполнения заданий, обозначить деадлайны;


- наказывать за халатность. В первую очередь это касается сотрудников с премиальной частью. Когда задача выполнена не в срок - это должно отражаться на выплате премии;

- контролировать и ограничивать количество кофе-брейков. Назначать сотрудника, отвечающего за график перерывов;

- предупреждать бездельников и отвлекающих, если наказания не срабатывает - увольнять. Те, кто исправился хвалить публично и персонально.

4) И последний вид женского коллектива - осужденные.

К категории осужденных относятся коллективы, где на работу ходят, потому что надо, считают руководителей «ворами», нет уважения к начальству и интереса к рабочему процессу. Изменения внутри компании принимают без энтузиазма и принимают из-за страха увольнения. В таком коллективе все недовольны и жалуются на безвыходность ситуации, говорить о командности и партнерстве даже не стоит.

Бороться с унынием, агрессией можно с помощью следующих мер [10, с. 109]:

- обновить коллектив. Делать это нужно постепенно, начиная с самых неэффективных;

- ротация задач. Раз в квартал у сотрудника может появляться новая задача, за которую ранее был ответственен коллега. Это может поднять командный дух и продемонстрирует, что задача каждого в компании важна и на ее выполнение требуются силы и умения;

- объединения в группы. Поручения начальства могут выполнять 3 человека, а не один.

- поощрять сотрудников за адаптацию новичков;

- дополнительный выходной при выполнении плана работ.

По - нашему мнению, в управлении женским коллективом обязательно нужно давать эмоциональную окраску преобразованиям, описывать результаты, показывать выгоды компании и сотрудников. Придавать значимость планируемым событиям [20, с. 477].

Следует чаще подчеркивать важность роли сотрудника женского пола, давать ей почувствовать себя ценным и важным сотрудником. Женщине важна моральная поддержка «Ты справишься», «Все получится», показать ей свою готовность прийти на помощь.

В случае успеха - давать высокую оценку и в дальнейшем использовать эти достижения, как доказательства возможностей сотрудницы. Существуют разные способы мотивации женщины, но грамотному руководителю необходимо запомнить, что самый важный мотиватор для сотрудника женского пола - это одобрение, похвала и признание ее заслуг в работе предприятия.

Руководителю предприятия необходимо находить время, чтобы уделить внимание каждой своей сотруднице. Женщине очень важно соучастие и деликатность [2, с. 309].


В вопросе, как руководить женским коллективом, очень рекомендуется чаще спрашивать мнение сотрудниц по организации их рабочих процессов. Тем самым будет вовлечение коллектива в обсуждение, поощрение их неравнодушного отношения к работе, привлечение к принятию решений.

Женщины высоко ценят, когда руководитель уважает их мнение и прислушивается к их предложениям [21, с. 204].

Довольно часто в женском коллективе присутствуют сплетни, наблюдается зависть сотрудниц друг к другу. Для руководителя это повод задуматься о загруженности сотрудниц работой. Как правило, сплетни и пересуды начинают процветать тогда, когда сотрудницам нечем заняться, не хватает загруженности на работе или работа не вызывает интерес.

Именно тогда и возникает увлекательное занятие в виде обсуждения своих коллег и клиентов. Если все-таки подобные процессы происходят на предприятии, то железное правило для руководителя - невмешательство в подковерные интриги и жесткое пресечение таких тенденций.

Руководитель женского коллектива должен правильно выстроить дистанцию со своими сотрудницами. Избегать панибратства [3, с. 159].

Авторитет, уважение и доверие к руководителю со стороны сотрудников - это то отношение, которое необходимо воспитывать у своих подчиненных. В женском коллективе есть еще одна особенность – страстное желание делать атмосферу вокруг себя домашней и уютной, часто это вредит имиджу предприятия.

Избыток салфеточек, вазочек, статуэточек, любимые кружки с забавными рисунками, безделушки и фенечки на рабочем месте. Необходимо следить за этим строго и требовать соблюдения порядка на рабочих местах.

Ряд авторов выделяют четыре правила эффективного управления женским коллективом [24, с. 74]:

1) Откладывать решение до тех пор, пока не утихнут эмоции.

Если сотрудница приходит на работу сильно взволнованная и жалуется на что-нибудь, необходимо ее выслушать, даже задать уточняющие вопросы и сделать пометки на бумаге (чтобы показать заинтересованность в этом).

Как показывает практика, со временем эмоции утихают, а вместе с ними исчезает и проблема, или, что еще лучше, сотрудница сама предлагает разумное решение. Очень важно не просить их успокоиться - так есть риск только подлить масла в огонь [7, с. 105].

2) Убеждать по одной

Когда сотрудницы требуют что-то коллективно, противостоять очень сложно: они, подбадривая друг друга, приводят тысячу аргументов в свою пользу.

Поэтому в таких случаях лучше переубеждать каждую сотрудницу по отдельности. Так руководитель стоматологической клиники, воспользовавшийся этим правилом, смог переубедить остальных сотрудниц.