Файл: Методы экономического анализа: сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование, детализация, балансовые увязки, выборочное и сплошное наблюдение, сравнения, граф.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы применения методов и приемов экономического анализа предприятия
1.1. Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия
1.2. Характеристика методов и приемов экономического анализа
Глава 2. Применение методов и приемов экономического анализа на примере ООО «Сервис-Центр»
2.1. Характеристика ООО «Сервис-Центр»
2.2. Анализ и оценка основных показателей деятельности предприятия
Метод ситуационного анализа и прогнозирования. Основывается на конфигурациях, иллюстрирующих вероятностные и детерминированные связи, которые позволяют спрогнозировать развитие субъекта экономики с учетом каких-либо вариантов развития ситуации, то есть по определенному сценарию. Данный метод нашел свое применение в прогнозном анализе[18].
Метод факторного анализа, основанный на выявлении и количественном измерении влияния каких-либо факторов на ключевой, обобщающий показатель. Для этого могут быть использованы модели и методы детерминированного факторного анализа, которые позволяют оценить связи между данными, находящимися в функциональной зависимости, а также математико-статистические методы моделирования и прогнозирования, заложенные в программах экономического анализа.
На наш взгляд, именно методы факторного детерминированного анализа представляют наибольший интерес, в виду его тесной связи с экономическими законами. Методы факторного детерминированного анализа занимают наибольший объём в общей совокупности всех методов анализа. Он даёт наиболее точную характеристику изучаемого явления в свете влияния на него многих факторов. В детерминированном факторном анализе имеются три основных типа связи[19]:
1) аддитивная модель представляет собой сумму влияния результирующих факторов на результативный показатель:
у = а + b + с, (1)
где у — результативный показатель (исследуемое явление);
а, b, с — результирующие факторы, или признак-фактор.
2) мультипликативная модель связи представлена в виде произведения всех факторов, влияющих на явление:
у = а* b* с; (2)
3) кратная модель связи призвана представить изучаемую зависимость в виде частного от деления результирующих факторов:
у = а : b (3)
4) комбинированная (смешанная) система связи:
у = а : b + с (4)
К методам анализа детерминированных факторных систем относят: дифференциальное исчисление; индексный метод; метод цепных подстановок; интегральный метод; логарифмическое исчисление[20].
Дифференциальное исчисление используется при определении влияния отдельного фактора в общей совокупности факторов[21]. Данный метод основан на таком понятии математического анализа, как полный дифференциал. Он основан на полном приращении[22].
Введём функцию от трёх переменных, что приравнивается к трёхфакторной модели:
U = U(х, у, z); U = f (х, у, z).
Для данной функции мы имеем полное приращение в следующем виде:
(5)
где х, у, z - факторные приращения соответствующих переменных;
- частные производные;
- бесконечно малая величина более высокого порядка малости, чем . В связи с тем, что эта величина бесконечно малая, то её часто отбрасывают при расчётах.
Таким образом, влияние факторов на явление выглядит так:
а) влияние фактора х определяется так:
б) влияние фактора у определяется так:
в) влияние фактора z определяется так:
Единственным недостатком данного метода является то, что при расчётах образуется, так называемый, неразложимый остаток, рассматриваемый как логическая ошибка данного метода, тогда как в экономических расчётах необходима точность выявленных показателей.
Наиболее часто используемым является метод цепных подстановок, в основе которого лежит приём эллиминирования[23]. С помощью данного метода измеряется влияние отдельного фактора на экономический показатель, однако следует помнить, что данный метод можно использовать лишь в случае наличия между изучаемыми показателями некоторой функциональной связи[24]. Что затрудняет его использование в стохастических моделях. Суть данного метода заключается в последовательной замене базисной величины каждого фактора значениями на отчётный период, а затем оценивают влияние данной замены на поведение результативного показателя[25]. Далее согласно приёму элиминирования необходимо исключить все факторы кроме одного, представляющего интерес для аналитика. Следует отметить, что в случае нахождения в модели как количественного, так и качественного фактора, то замену надо начинать с количественного в виду его особой важности, и при построении мультипликативной схемы связи количественный фактор всегда идёт перед качественным[26]. В общем виде применение метода цепных подстановок для четырёхфакторной модели выглядит так:
у = а + b + с + d (6)
у1 = а1 + b0 + с0 + d0
у2 = а1 + b1 + с0 + d0
у3 = а1 + b1 + с1 + d0
у4 = а1 + b1 + с1 + d1 - каждый плановый показатель был последовательно заменён отчётным.
- для нахождения влияния фактора на изучаемый показатель из каждого последующего вычитаем предыдущий.
или - общее отклонение находится путём суммирования отклонений всех факторов.
Как и любой другой данный метод имеет свои недостатки. Результат данного исследования напрямую зависит от последовательности проведения подстановок и, как следствие, изменение изучаемого показателя складывается из изменений лишь качественного фактора[27]. Плюс ко всему из-за очень тесной, цепной взаимосвязи даже самые грубые ошибки в расчётах не будут выявлены[28].
В специализированной литературе предлагается множество способов решения данной проблемы, но не все из них способны принести ощутимый результат[29].
Логарифмический метод экономического анализа применяется при оценке мультипликативных моделей. При данном методе происходит логарифмически пропорциональное распределение показателя по рассматриваемым факторам. Данное распределение находится в прямой зависимости от
степени влияния каждого фактора[30].
Процесс логарифмического анализа происходит путём рассмотрения индексов показателей, то есть мы имеем не абсолютное изменение, а относительное. Это можно выразить аналитически на примере трёхфакторной модели[31].
Для модели у= а* b* с изменение показателя у в виду изменений факторов а, b, с рассчитывается так: - изменение в счёт фактора а; - изменение в счёт фактора b; - изменение в счёт фактора с. В этих формулах к является постоянным коэффициентом и рассчитывается так:
Логарифмический способ анализа позволяет получить очень высокую точность результатов исследования. Наиболее эффективен данный способ при применении его вместе с дифференцированным анализом, поскольку при дифференцированном анализе возникает, так называемый, неделимый остаток, а применение метода логарифмирования помогает оценить этот остаток путём пропорционального распределения результата между факторами[32].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что экономический анализ представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
Любой анализ, независимо от области применения, позволяет намного глубже заглянуть в суть проблемы, изучить её первоисточники, рационально использовать имеющиеся данные и, соответственно, вывести наиболее эффективное её решение. Но эффективность анализа, в первую очередь, зависит от правильно подобранной методологии её проведения.
Глава 2. Применение методов и приемов экономического анализа на примере ООО «Сервис-Центр»
2.1. Характеристика ООО «Сервис-Центр»
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» было зарегистрировано 1 марта 2003 г.
Основным видом деятельности предприятия является ремонта и технического обслуживания грузоподъемной техники отечественного и зарубежного производства: башенных, козловых и мостовых кранов, кран-балок, монорельсовых кранов.
Ремонт стационарно установленной грузоподъемной техники (мостовые, башенные, козловые краны, подкрановые пути) производится на территории заказчика. Ремонт узлов и механизмов может производиться как на территории заказчика, так и на ремонтном участке.
У предприятия налаженные отношения с производителями и поставщиками запасных частей позволяют в кратчайшие сроки провести подготовку к ремонту оборудования любой сложности. По желанию заказчика осуществляется: поставка запасных частей для подъемно-транспортного оборудования; подбор и поставка грузоподъемного оборудования на основании технического задания.
Организационная структура ООО «Сервис-Центр» представлена на рис. 1. Организационную структуру управления ООО «Сервис-Центр» можно охарактеризовать линейно-функциональную.
Генеральный директор самостоятельно определяет штат предприятия и затраты на его содержание. Заместитель директора (финансовый директор), главный бухгалтер, иные работники назначаются согласно трудовых договоров приказом директора, который определяет их компетенцию и утверждает должностные инструкции. Генеральный директор несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении предприятием хозяйственных операций. Генеральный директор предприятия: без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы; распоряжается имуществом предприятия в пределах, установленных действующим законодательством; заключать договора, в том числе трудовые; открывать в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Генеральный директор |
|||||||||||
Финансовый директор |
Коммерческий директор |
||||||||||
Главный бухгалтер |
Начальник отдела маркетинга |
Технический отдел |
департамент продаж |
||||||||
Бухгалтерия |
департамент продаж техники и оборудования |
Отдел АХО |
отделы продаж запасных частей |
Рисунок 1 - Организационная структура управления
ООО «Сервис-Центр»[33]
Среднесписочная численность общества с учетом обособленных подразделений по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 118 человек.
Финансовые результаты деятельности предприятия в 2014-2015 гг. представлены в таблице 1.
По данным таблицы 1 видно, что выручка от продаж в 2015 г. уменьшилась на 336 551 тыс. руб., или на 27,84%. Произошло так же снижение себестоимости продукции на 322 278 тыс. руб., или на 30,54%. Уменьшение себестоимости реализации происходило большими темпами, что говорит о снижении затратоемкости продукции. В результате этого прибыль от продаж в 2015 г. выросла на 6 323 тыс. руб., или на 322,64%.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг.[34]
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонения |
|
---|---|---|---|---|
+/- |
% |
|||
Выручка от продаж |
1208777 |
872226 |
-336551 |
72,16 |
Полная себестоимость |
1055177 |
732899 |
-322278 |
69,46 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2840 |
9163 |
6323 |
322,64 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
5567 |
910 |
-4657 |
16,35 |
Налоги |
1357 |
396 |
-961 |
29,18 |
Прибыль чистая |
4210 |
514 |
-3696 |
12,21 |
Однако по результатам работы предприятие получило чистой прибыли на 3 696 тыс. руб. меньше в 2015 г., чем в 2014 г. Сумма чистой прибыли составила в 2015 г. 514 тыс. руб.
Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели рентабельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. %[35]
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
Отклонения |
Рентабельность продаж |
0,23 |
1,05 |
0,82 |
Рентабельность основной деятельности |
0,35 |
0,06 |
-0,29 |
Рентабельность активов |
1,69 |
0,18 |
-1,51 |
Рентабельность собственного капитала |
10,49 |
1,26 |
-9,23 |